Лекция. Дорожно-транспортные происшествия на дороге


Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»

Лекция к разделу
Основы безопасности дорожного движения
Дорожно-транспортные происшествия

Салехард, 2015
Дорожно-транспортным (ДТП) называется происшествие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее за собой гибель или телесное повреждение людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.
Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия, наезды на пешеходов, наезды на велосипедистов, наезды на стоящие транспортные средства, наезды на гужевой транспорт, наезды на животных, падение пассажиров, прочие происшествия. Кратко их определяют так:
столкновением называется происшествие, при котором движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом на железной дороге;
опрокидывание – происшествие, при котором механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этим происшествиям не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездом на неподвижные предметы;
наезд на препятствие – происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. п.);
наезд на пешехода – происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство и получил травму;
наезд на велосипедиста – происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде, или велосипедист натолкнулся на движущееся транспортное средство и получил травму;
наезд на стоящее транспортное средство – происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство или ударилось в него;
наезд на гужевой транспорт – происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных или верховых животных либо на повозки, транспортируемые этими животными;
наезд на животных – происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (исключая гужевой транспорт), в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб;
прочие происшествия – все происшествия, не относящиеся к перечисленным выше. К ним относятся сходы трамваев с рельсов (не вызвавшие столкновение или опрокидывание); падение перевозимого груза или отбрасывание колесом транспортного средства предмета на человека, животное, другое транспортное средство;
наезд на лиц, не являющихся участниками движения, или на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и т. д.);
падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне этого средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и пр.
Преобладающим видом дорожно-транспортного происшествия является наезд на пешехода (в среднем 38 %). Далее следуют столкновения (26 %), опрокидывания (18 %), наезды на препятствия (15 %), наезды на велосипедиста (3 %), наезды на стоящие транспортные средства (3 %), падение пассажира (2 %). В городах около 55 % всех ДТП составляют наезды на пешеходов.
Подавляющее большинство наездов на пешеходов происходит при переходе ими улиц или дорог, причем, справа, налево по ходу движения автомобиля. Это объясняется тем, что пешеходы находятся к водителю ближе справа, при этом тротуар часто загораживается другими транспортными средствами, а слева дорога просматривается лучше и водитель имеет больше времени для предотвращения наезда.
Определенная часть пешеходов не знает, или не выполняет Правил дорожного движения. Поэтому водитель должен знать психологию пешехода и предвидеть его поведение. Так, пожилые люди часто имеют привычку переходить дорогу, не обращая внимания на движение, а заметив автомобиль, начинают метаться и пытаться вернуться на тротуар. Если водитель заметил пешехода, который уже перешел большую часть полосы движения, то можно попытаться объехать его сзади, так как в этом случае пешеход, как правило, стремится завершить переход. Проезжая пешеходные переходы, надо учитывать стремление пешеходов сократить маршрут и отклониться от пешеходной разметки. Особенно опасно появление на дороге детей, поведение которых может быть самым неординарным, вплоть до психологического шока, поэтому водитель должен принять все меры для остановки. Всегда опасны пешеходы, выходящие из-за стоящего транспорта, внезапность появления которых может застать водителя врасплох. В любом случае водитель должен предусматривать всевозможные ситуации.
Как показывает анализ причин происшествий, столкновение транспортных средств чаще всего происходят в результате неправильного расчета свободного участка пути и оценки скорости движущегося навстречу автомобиля при обгоне, объезде стоящего автомобиля или препятствия, при движении транспортного средства в крайнем левом ряду, причем последняя причина присутствует в каждом третьем происшествии. Столкновение является наиболее тяжелым происшествием, приводящим к гибели и ранению людей, выводу из строя автомобилей.

Рис. 1. Общая схема профессионального мастерства водителя
Значительный удельный вес в нашей стране составляют ДТП, совершаемые водителями в нетрезвом состоянии. В крупных городах по этой причине совершается около 12 % всех ДТП. Нетрезвое состояние водителя является одной из наиболее опасных причин, ведущих к происшествиям с человеческими жертвами. Независимо от условий возникновения ДТП почти все они происходят вследствие недостаточного профессионального мастерства водителей. Понятие мастерства (рис. 1) достаточно сложно и неоднозначно.
Под профессиональным мастерством условно следует понимать совокупность «дорожного интеллекта», технических навыков управления автомобилем и социально–психологических характеристик личности. Первая составляющая определяет оценку и прогнозирование сложившейся ДТС, уровень ее потенциальной опасности, выбор и принятие решений по устранению нежелательных условий, вторая позволяет реализовать наиболее рациональные режимы движения, а в уже возникших критических ситуациях действовать так, чтобы предотвратить ДТП или уменьшить тяжесть его последствий. Третья составляющая характеризует водителя как человека, определяя при этом и его склонность к повышенному или пониженному риску, т. е. все особенности поведения индивидуума в жизни.
Доля каждой составляющей в различных ситуациях различна. Так, предположить, например, что из-за стоящего на остановке автобуса может появиться пешеход, нетрудно. По целому ряду сопутствующих признаков (ширина улицы, наличие магазинов или других мест притяжения внимания пешеходов и т. п.) можно даже прогнозировать вероятность его появления перед автомобилем. Здесь главную роль играет первый уровень профессионального мастерства – мастерство предотвращения опасных ситуаций еще до их возникновения. Другие ситуации возникают относительно неожиданно, и прогноз их чрезвычайно затруднен. Например, внезапное изменение сцепления шины с дорогой (масляное пятно на сухом асфальте), закругление дороги с резко уменьшенным радиусом и т. п. На высокой скорости автомобиль может потерять управляемость, и от водителя потребуется как можно быстрее выполнить необходимые технические приемы, чтобы предотвратить занос, опрокидывание и т. п., т. е. применить комплекс приобретенных технических навыков управления автомобилем. В подобных случаях роль второй составляющей мастерства является явно преобладающей.
Для того чтобы лучше представить, как происходит ДТП в реальных условиях, приведем схему одной из типичных ситуаций (рис. 2), характеризующуюся признаком ограниченности обзора.

Рис. 2. Условная схема дорожно-транспортного происшествия
Так, водитель автомобиля А приближается к перекрестку, на котором значительная часть примыкающей дороги не просматривается. Поскольку схема условная, рассмотрим ее независимо от требований Правил дорожного движения. Исходя из этого будем считать, что характер действий обоих водителей одинаков и потому проследим действия водителя автомобиля А. В момент 1 в поле зрения водителя автомобиля А мог появиться автомобиль В, если бы он смотрел в нужном направлении и заранее сконцентрировал свое внимание на воображаемом пространстве, скрытом объекте, не переключаясь полностью на него. В этом случае моменты 1 и 2 совпадут. Но водитель автомобиля А в этот момент сосредоточил свое внимание на дороге перед собой (или еще на каких–либо объектах) и наличие автомобиля В обнаружил только в момент 2, на что ему понадобилось время. Оно может быть различным – 0,2... 1 с и более. Но за это время автомобиль, движущийся, например, со скоростью 60 км/ч, уже пройдет некоторое расстояние до места столкновения. Если бы моменты 1 и 2 совпали, то время было равно нулю, и у водителя А появился первый резерв для предотвращения опасности.
Осознание опасности происходит в момент 3, длящийся 0,2...2,5 с и более, когда в этот процесс включаются второй, третий и четвертый элементы схемы (расчленить их очень трудно). Сокращение его – второй резерв, но не единственный на этом этапе. И наконец, в момент 4 включается пятый элемент схемы, когда надо реализовать принятое решение. Здесь резервом является наличие в арсенале водителя необходимого набора технических приемов и способность применить их. Например, на этапе Тз принять решение тормозить и с помощью маневра влево избежать столкновения. Решение может быть в целом правильное, но весь арсенал приемов экстренного торможения сведет к торможению с максимальным усилием на педали тормоза. В результате возникнет блокировка колес, автомобиль пойдет юзом, и, кроме того, что снизится эффективность торможения, еще и не удается осуществить необходимого маневра полностью заторможенным автомобилем. Такова ошибка пятого элемента.
Хотя эта схема условна, она дает достаточно наглядное представление о причинах ДТП, объясняемых в основном степенью профессионального мастерства. Причем ошибка может быть даже при правильном функционировании всех элементов схемы, если на выполнение любого этапа потребовалось времени больше, чем необходимо для обеспечения безопасности.
Практика показала, что основой для избежания ДТП является знание и соблюдение Правил дорожного движения – закона дороги. Любое отклонение от Правил создает сложную, а порой и аварийную ситуацию. В то же время водитель может попасть в аварийную ситуацию не по своей вине, а из-за ошибки другого участника движения или в результате непредвиденных стечений обстоятельств. В любом случае опыт и мастерство водителя будут играть определяющую роль в благополучном исходе этой сложной критической дорожной ситуации.
Наиболее частое нарушение, приводящее к ДТП, – превышение скорости, в частности не сама высокая скорость, а несоответствие выбранной скорости конкретным условиям движения.
Правила дорожного движения не регламентируют скорость для всех случаев жизни, они представляют водителю право самому сделать оптимальный расчет и выбрать необходимую скорость в зависимости от конкретной ситуации. Но необходимо помнить, что неправильно выбранная (завышенная) скорость создает угрозу для возникновения происшествия.
Часто к аварийной ситуации приводит неправильное поведение Других участников движения. Здесь очень важно руководствоваться следующим правилом – следует не надеяться на то, что другой водитель предпримет необходимые меры безопасности, а прежде всего сделать это самому. Конечно, нельзя видеть в каждом водителе нарушителя, но, если действия другого водителя нерешительны или, наоборот, чрезмерно агрессивны, нужно быть готовым к любым неожиданностям и лучше предотвратить аварийную ситуацию, чем из нее выходить.