План конспект по Изо на тему Ажурные ограды (5 класс)

Самоанализ урока на тему: Ажурные ограды.

Урок по программе Бориса Михайловича Неменского «Ажурные ограды был проведен в 5А классе МОУ СОШ №3 города Аши 22 декабря 2007 года.
Он является логическим продолжением уроков тематического плана в разделе: «Связь времен в народном искусстве». Данная тема продолжает знакомить учащихся с искусством Каслинского литья. На предыдущем занятии ребятам было предложено задание: составить эскиз фонаря. Выполняя работу, учащиеся получают усложненное задание: составить орнамент для украшения эскиза ограды. А на следующем уроке ребята смогут справиться с заданием более высокого уровня: разработать эскиз тарелочки Каслинского литья.
При подготовке к уроку использованы учебные, развивающие и воспитывающие задачи:
Расширить представление детей о деятельности художников декоративно-прикладного искусства, дизайнеров.
Показать роль природных аналогов, помогающих развиваться творческому воображению художников-конструкторов.
Воспитать любовь к родному краю.
Объем учебного материала соответствует возрастным и учебным возможностям учащихся 5 класса. Для развития учебно-интеллектуальных, информационно-коммуникативных и учебно-организационных умений и навыков деятельности учащихся использованы ЦОР и презентация урока.
На уроке предусмотрено формирование навыков самообучения и самообразования.
Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации, актуальность и связь с жизнью (теории и практики) осуществляется через национально-региональный компонент – это экскурсия по городам Челябинску и Уфе.
Степень эстетичного воздействия урока на учащихся осуществляется через реализование, усвоение, организацию ценностной ориентации и распространения на деятельность.
Тип урока – комбинированный. На нем учащиеся знакомятся не только с видами орнаментов, но и с природой происхождения рисунков. В ходе объяснения были показаны слайды с изображением ажурных оград городов Челябинска и Уфы. Такой тип урока позволит избежать однообразности, следовательно, не было переутомления учащихся.
Урок состоял из трех этапов, которые обнаружили следующее:
Проверка знаний ранее изученного материала через фронтальный опрос показала, что тема усвоена и дети готовы к восприятию нового.
Объяснение нового материала сопровождалось беседой с классом, рассказом о видах вариантов выполнения данного задания, а также использованием презентаций.
Для закрепления изученного предложено не только практическое задание, но и игра «Художник-зритель». Этот этап выявил, насколько понравившаяся тема понята. Кроме этого, ученики анализировали работы друг друга, выступая в роли экспертов.
Таким образом, удалось решить поставленные задачи и получить соответствующие результаты: 13 учеников из 24 завершили работу и получили «5», 7 учеников – отметку «4», остальным было предложено доработать работу. Настроение детей во время занятия было хорошим. Атмосфера творческая.




































План-конспект урока проведенного в 5А классе 22.12.07г.

Тема:
Ажурные ограды

Цель:
Знакомство с чугунным кружевом оград, встречающихся на улицах Челябинска и города Уфы».

Задачи:

Расширить представление детей о деятельности художников декоративно-прикладного искусства, дизайнеров.
Показать роль природных аналогов, помогающих развиваться творческому воображению художников- конструкторов.
Воспитать любовь к родному краю.

Тип урока:
Комбинированный

Материалы:
для учителя
-наглядные изображения оград;
литература, учебник, книга;
-слайды, репродукции, открытки, фотографии старинных оград в городе Челябинске и современных чугунных решёток в городе Уфе.

Для учащихся
лист плотной белой бумаги, черный фломастер, простой карандаш

План урока
1.
Организационная часть урока

2.
Проверка знаний раннее изученного материала

3.
Беседа (объяснение)

4.
Практическое задание

5.
Анализ работ учащихся

6.
Домашнее задание


Ход урока
1.Организационная часть урока

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Проверка знаний раннее изученного материала
Вывешиваю наглядности с изображением фонарей.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Включаю слайд №1.


















Включаю слайд №2
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415








Включаю слайд №3
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


3. Беседа (объяснение)





Включаю слайд №4
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Включаю слайд №5
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Включаю слайд №6
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Включаю слайд №7
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Здравствуйте, ребята.
Садитесь.
Работу мы начнем с повторения темы прошлого урока.
С чем мы познакомились на прошлом уроке?
С фонарями.
А какой формы бывают фонари?
Фонари бывают в форме круга, трапеции, квадрата, ромба, овала.
Молодцы!
А теперь мы продолжим знакомство с Каслинским литьем и совершим путешествие по нашему городу. Отправимся на улицу Толстого.
Чем ограждены свои дома на этой улице?
Забором из штакетника.
А из чего выполняют этот штакетник?
Штакетник выполняют из дерева и из железа.
А всегда ли красиво выглядит такая ограда дома?
Нет, не всегда.
А теперь давайте посмотрим на эти изображения ограды. Обратите свое внимание на то, как красиво переплетены прутья и растительные узоры.
Как вы думаете, как будет называться тема урока?
(ожидаемый ответ)
- Ажурные ограды.
Верно. И сразу вспоминаются такие строки из стихотворения:
Твоих оград узор чугунный
Как вы думаете, кто написал эти строки?
Написал их Александр Сергеевич Пушкин.
Давайте еще раз посмотрим, какой красивой формы бывают ограды.
(Открываем свои альбомы).
Как должен располагаться альбом, чтобы композиция была грамотно выполнена?
Горизонтально.
Теперь в верхней части своего альбомного листа записываем число и тему занятия: Ажурные ограды.
У кого учится художник при создании такой красоты?
Художник учится у природы.
Верно, ребята. Обратите внимание на то, как красиво переплетены перепонки крыльев у стрекозы и у бабочки. Как красиво паук сплел свою паутину.
А теперь рассмотрим виды орнаментов, которые может выполнить художник:
(Ожидаемые ответы):
Геометрический;
Зооморфный орнамент (в виде павлина);
Задействован образ герба. (герб города Уфы, Республики Башкортостан).
Теперь мы перенесемся в город Челябинск.
-Как вы думаете, где располагается вот эта ограда?
Подземный переход на площади Революции в городе Челябинске.
Верно. Обратите внимание, какой сложный узор выполнили мастера Каслинского литья. А вот так можно выполнить ограждение фонтана.
Где располагается он?
Фонтан на Театральной площади


3.Практическое задание
Включаю слайд №8
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

















Включаю слайд №9
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415








Включаю слайд №10
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Включаю слайд №11
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
На уроке нам нужно за оставшееся время выполнить эскиз ажурной ограды.
А если вы захотите поработать с этой темой далее, то можно выполнить ее в объеме.
I вариант:
а) вырезание из сложенной цветной бумаги;
б) вклеивание в композицию на формате А3. Работу по первому варианту можно выполнить способом прорезания сложенной в несколько раз бумаги. Очень красивые узоры получаются из черной бумаги в стиле Каслинского чугунного литья. Полученное наклеивается на цветной фон. Чтобы вклеить решетки в рисунки с изображением парков, скверов и бульваров, необходимо подобрать их размер и цвет в соответствии с предыдущей композицией.
II вариант:
Полуобъемное конструирование из проволоки или серпантина.
При работе над вторым вариантом дети выполняют задание на плотной бумаге или картоне, на котором сначала намечают форму ограды и, придавая различную форму серпантинной ленте или проволоке, создают из колец, полуколец или других форм изящную ажурную композицию.
Созданная композиция торцевой частью наклеивается на бумагу или картон.
Обратите внимание на слайд, на котором изображены прутья ограды. После того как вы покажете их у себя в альбоме, добавьте в композицию узор,
Давайте вспомним, какие узоры можно использовать при составлении эскиза?
(Ожидаемые ответы):
Геометрический;
Зооморфный орнамент (в виде павлина);
Задействован образ герба.
Ориентировкой для вас будет вот этот рисунок.
- Выполните эскиз Каслинского литья карандашом, а затем обводим черным фломастером.
-Замечательно, приступаем к работе.

4.Анализ работ учащихся
Работа учащегося прошлого года.

После выполнения практического задания проводится игра «Художники-зрители», в которой учащиеся демонстрируют свои работы, а также анализируют и оценивают работы своих одноклассников.
-Какой вид орнамента использован?
-Что напоминает эта ограда? Где она могла бы использоваться?
Затем работы оцениваются учителем

Домашнее задание
Включаю слайды №12, 13
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 141513 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Задание на дом
Принести на следующее занятие макет тарелочки, черную гуашь, тонкие кисти (белку), стаканчик под воду.
Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.



Рис.1. Рисунок ограды. (Чугунное кружево.). Мартынов Костя, 13 лет.

Рис.2. Изображение моста. (Чугунное кружево.). Хивинцева Ира, 9 лет.








13PAGE 15




Пономарева Ирина Владимировна Муниципальное образование Челябинской области



15