Конспект НОД по ФЭМП старшая группа


Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Тема: Расположение предметов на плоскости (слева от, справа от, ниже – выше, ближе – дальше, около, между, рядом). (Полёт в космос).
Образовательная область: познание.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкальная.
Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве, развивать внимание и память
Задачи:
-ОБУЧАЮЩИЕ: закреплять представления о геометрических фигурах; закреплять прямой и обратный счёт в пределах 10; знакомить с пространственными представлениями: слева от, справа от, ниже – выше, ближе – дальше, около, между, рядом.-РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать у детей математическую речь, наблюдательность, мышление, память, внимание, конструктивные способности.
-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: прививать интерес к математике, формировать доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать самостоятельность.
2.Методы и приемы:
Игровой.
Наглядный (использование геометрических фигур, ТСО, звёзды).
Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение,  напоминание, поощрение).
Практический (решение математических упражнений с использованием дидактического материала):
репродуктивный метод (закрепление знаний и навыков детей).
исследовательский метод (решение проблемно-игровой ситуации).
Здоровьесберегающие технологии: физминутка.
Предварительная работа: история освоения космоса, первый космонавт, достижения в области космонавтики.
Раздаточный материал: геометрические фигуры.
Оборудование: геометрические фигуры, ТСО (планеты, звёзды, земля), звёзды.
№ Этапы деятельности Деятельность педагога Деятельность детей
1 Создание мотивационного поля (организационный момент). Приветствие:
-Вправо влево повернитесь
И друг другу улыбнитесь,
Дню ясному поклонитесь.
Свой день всегда начинайте с улыбки, и тогда у вас будет все в порядке, потому что от нее всем станет теплее. Дарите всем свои улыбки и пусть все улыбаются вам.
Психологический настрой
Цель: Создание психологического настроя на деловую обстановку.
Дети выполняют движения
- Дети, сейчас у нас занятие по математике. А чем мы будем заниматься, вы сами скажите, отгадав загадки.
До Луны не может птицаДолететь и прилуниться,Но зато умеет этоДелать быстрая … (Ракета)
Океан бездонный, Океан бескрайний,Безвоздушный, темный, И необычайный,В нем живут Вселенные,Звезды и кометы,Есть и обитаемые,Может быть, планеты. (Космос)      
Проблемная ситуация.
Цель: активизировать познавательную деятельность.
Дети отгадывают загадки.
2 Формулирование темы урока Как вы думаете, о чём пойдёт речь на занятии?
-Сегодня мы отправимся в путешествие. Ну а сначала скажите мне, какое сегодня число? А завтра, какое будет? А какой завтра праздник? (день Космонавтики).
-Тайны космоса, звезд и планет притягивают человека с давних времен. А кто-нибудь из вас мечтает побывать в космосе?
Дети отвечают на вопросы, формулируют тему занятия.
3 Пальчиковая гимнастика -Если в космос вы хотите,
Значит скоро полетите.
Самым смелым будет нашВеселый, дружный экипаж.
Дети делают пальчиковую гимнастику.
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Ребята, в сегодняшнее путешествие мы с вами не поедем, а полетим. На чём можно летать? (ракета). А как называется человек, который летит в космос? (космонавт)
Представьте, что сегодня вы – космонавты.
Чтобы космонавтом стать,
                             Надо очень много знать,
                             Надо многое уметь.
                             И при этом, и при этом,
                             Вы заметьте –ка, космонавтам помогает МАТЕМАТИКА!
Дети отвечают, на чём отправимся в путешествие, как называется человек, который летит в космос.
4 Актулизация знаний (работа с геометрическими фигурами). -Давайте построим ракету из геометрических фигур (воспитатель по очереди показывает геометрические фигуры, а дети дают описание этих фигур).
-Давайте из этих геометрических фигур построим ракету. Один из вас выполнит это задание на доске, а остальные строят у себя на столах.
-Какая из получившихся ракет самая большая (на доске). Значит, на этой ракете мы и отправимся с вами в полёт.
Самостоятельная работа с геометрическими фигурами.
Дети строят ракету, дают описание геометрических фигур.
 Цель: закрепление знаний геометрических фигур, умение строить из них ракету.
5 Работа с полосками бумаги разной длины. -Но, чтоб подняться на нашу ракету, необходим трап. Вот мы с вами и построим его из полосок, начиная с самой большой (дети строят трап из полосок).
Самостоятельная работа. Дети строят трап начиная с самой большой полоски.
Цель: умение сравнивать полоски по величине.
6 Физкультминутка - Наш космический корабль готов. Да и мы должны быть в полной готовности
Воспитатель: Ну, а теперь, встали все и повторяем движения за мной.
Чтоб ракетой управлять,
Нужно сильным, смелым стать.
Руки в стороны – к плечам,
Дружно мы покажем вам.
На пояс обе руки ставим
И наклоны выполняем.
Руки за голову – и вот
Наклоняемся вперед.
Приседаем и встаем
И ничуть не устаем.
И опять шагаем,
Руки поднимаем.
Дети проговаривают слова рифмовки и одновременно выполняют соответствующие движения.
Цель: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности.
7 Дыхательная гимнастика -Ну а сейчас все проходим на палас, устраиваемся поудобнее (дети садятся). Давайте подготовимся к полёту, сделаем глубокий вдох и выдох (5 раз).
Дети выполняют соответствующие движения.
Цель: укреплять дыхательную мускулатуру.
Закрыли глаза.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
Считаем до десяти (дети считают).
-Наша ракета не летит, значит нужен обратный отсчёт (считают от десяти до одного).
Вот и в космос мы летим!
Мы взлетаем высоко,
Мчит ракета быстро,
И летим мы далеко
К звездочкам лучистым.
Звучит космическая музыка.
Дети считают до 10 и обратно (прямой и обратный счёт).
Цель: закреплять выполнять счёт до 10 и обратно.
8 Открытие детьми новых знаний (знакомство с новым материалом). СЛАЙД № 1 (все планеты Солнечной системы).
-Открываем глаза.
-Вот Солнце. Это Звезда. А вот это- планеты Солнечной системы, их девять. А вы, ребята, знаете ли какие- нибудь планеты?
- Покажите планеты, которые находятся слева от Солнца (на слайде)
- Покажите планеты, которые находятся справа от Солнца.
-Покажите планету, которая находится ближе к Солнцу.
-Покажите планету, которая находится дальше от Солнца.
-Покажите планету, которая находится около планеты Юпитер.
-Покажите планету, которая находится рядом с планетой Венера.
-Покажите планету, которая находится выше планеты Юпитер.
-Покажите планету, которая находится ниже планеты Марс.
Дети отвечают на поставленные вопросы,
показывают планеты на слайде.
Цель: знакомить с пространственными представлениями: слева от, справа от, ниже – выше, ближе – дальше, около, между, рядом.9 Игра «Назови число» Поработали, а сейчас немного отдохнём и поиграем.
Игра (с мячом) «НАЗОВИ ЧИСЛО»
-Я задаю вопрос и бросаю мяч, а тот, кому был брошен мяч, должен его поймать и ответить на вопрос.
Дети отвечают на вопросы:
-какое число стоит после числа 6?
- какое число стоит после числа 8?
-какое число стоит после числа 4?
-какое число находится перед числом 3?
-какое число находится после числа 9?
-назови соседей числа 5?
-назовите соседей числа 7?
10 Самостоятельное применение новых знаний на практике. СЛАЙД № 2 (звёзды)
-А еще космонавты увидели там звезды. Они так далеко находятся от нашей земли, что кажутся нам лишь маленькими точками.
-У нас на доске тоже есть звёздочки. Давайте с вами перейдём ещё в один из отсеков нашей большой ракеты (садятся за столы) и попробуем собрать звёзды.
-Возьмите ту звезду, которая находится выше всех. Под каким она номером? (5)
- Возьмите ту звезду, которая находится ниже всех. Под каким она номером? (6)
- Возьмите ту звезду, которая находится левее всех. Под каким она номером? (9)
- Возьмите ту звезду, которая находится правее всех. Под каким она номером? (8)
- Возьмите ту звезду, которая находится между 9 и 8 звездой. Под каким она номером? (1)
- Возьмите ту звезду, которая находится около 4 звезды. Под каким она номером? (7)
Дети собирают звёздочки с доски и отвечают на поставленные вопросы.
Цель: закреплять изученный материал.
11 Рефлексия.
-Наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться на Землю.
Все закрываем глаза. (Звучит музыка)
-Из полета возвратились
Мы на землю приземлились.
Открыли глаза.
Вот и мы опять в детском саду. Встанем все на палас и поиграем в игру «Кто, где?»
СЛАЙД № 3 (Земля)
- Понравилось вам путешествие? Чем мы с вами сегодня занимались на занятии? Что больше всего запомнилось?
-Я благодарю экипаж. До новых путешествий!
Дети играют и отвечают на вопросы:
-кто стоит первый?
-кто стоит последний?
-кто стоит после Оли?
-кто стоит перед Кристиной?
Кто стоит между Полиной и Ваней? и т.д.
Цель: развивать игровые навыки.
Дети отвечают на вопросы, делают выводы, рефлектируют.