Конспект НОД по ФЭМП «Части суток» (старшая группа)


Конспект НОД по ФЭМП «Части суток» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием «сутки», с последовательностью частей суток; учить определять части суток; обогащать словарь за счет слов, характеризующих временные понятия; продолжать учить отгадывать загадки; развивать зрительное восприятие и зрительную память, мышление, речь.
Планируемые результаты: имеет элементарное представление о частях суток, удерживает в памяти при выполнении различных действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры.
Материалы и оборудование: золотая рыбка, иллюстрации «части суток», загадки про времена суток, схема «круглые сутки
Ход:
1.Вводное слово воспитателя. - Отгадайте загадку:
Не хожу и не летаю, А попробуй догони! Я бываю золотая. Ну-ка, в сказку загляни! (Золотая рыбка.)
-Из какой сказки приплыла к нам золотая рыбка? Золотая рыбка живет на дне морском, где все время темно, поэтому она не может различать время суток. Давайте поможем ей и расскажем, что же такое сутки и на какие части их можно разделить.
2. Чтение стихотворения «Сутки» Вы запомните, ребята, Сутки - это день и ночь.
Днем светло и солнце светит, На прогулку вышли дети: То взлетают на качелях, То кружат на каруселях.
Небо стало розоватым - Солнце клонится к закату, Сумрак саду лег на плечи - Значит, наступает вечер.
Вслед за первою звездой Выйдет месяц молодой, Солнце за рекою село, Ночь пришла, вокруг стемнело. 1
И в кроватках до утра Засыпает детвора. Вы запомните, ребята, Сутки - это день и ночь.
(Словарная работа: сумрак-полумрак, неполная темнота, при которой можно еще различать предметы.)
-Даже поговорка такая есть: «День и ночь - сутки прочь. » - Как вы ее понимаете? (Ответы детей) - А значит она следующее : день переходит в ночь-сутки прочь (закончились)
3. Знакомство с понятием «сутки», «части суток».
В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси. На той части планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной части Земли сияет светлый день. Земля вращается непрерывно, поэтому день и ночь сменяют друг друга. Поэтому и говорят, что сутки « круглые ». Рассмотрите схему «Круглые сутки» Сутки можно разделить на четыре части: утро, день, вечер и ночь.
-Что обычно происходит утром? (Ответы детей) - Правильно, ребята! - Утром поднимается солнце, становится светлым небо, розовеют облака, просыпаются и щебечут птицы, раскрываются венчики цветов. Утром мы просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку, завтракаем. После завтрака взрослые спешат на работу, ребята постарше в школу, а малыши отправляются в детский сад или играют дома, а потом идут на прогулку.
-Что следует за утром? - Что происходит днем? (Ответы детей) - Солнце поднимается выше, светит ярче, начинается день. День наполнен учебой, работой. В середине дня все садятся обедать. После обеда малыши отдыхают, а потом снова гуляют, играют или занимаются.
-День близится к концу и наступает? – Что происходит вечером? (Ответы детей) - Постепенно солнце опускается ниже и ниже, и все кругом мягко обволакивают серебристо-серые сумерки. Наступает вечер. В небе появляется луна и зажигаются звездочки. Вечером мы собираемся всей семьей за ужином и вечерним чаем, делимся новостями, рассказываем о том, что произошло днем. Кто-то читает книгу или смотрит телевизор. Словом, вечером все отдыхают после трудового дня, а потом ложатся спать.
- На смену вечеру приходит ночь-время суток, предназначенное для сна.
(Словарна я работа: сумерки-плавный переход от дневного света к ночной тьме (вечерние сумерки) и наоборот (утренние сумерки)
4. Отгадывание загадок. 1. Над рекой заря встает, 2.Солнце в небе высоко. На дворе петух поет, До заката далеко. 2 Умываютс я котята Зерна в норку тащит мышь. Просыпаются ребята. Учит азбуку малыш. (Утро.) (День.)
3. Солнце красное зашло. 4. В небе звездочки зажглись Белка прячется в дупло. Птицы спят и рыбы спят. Дрема в гости к нам идет, Спят цветы в саду на грядках, Сказку он с собой ведет. Ну а мы в своих кроватках. (Вечер.) (Ночь.)
5. Ежедневно по утрам 6. Друг за дружкой чередой Он в окошко входит к нам. Мирно ходят брат с сестрой, Если он уже вошел, Братец будит весь народ, Значит, день уже пришел. А сестра, наоборот,- (Свет.) Спать немедленно зовет.
(День и ночь.)

5. Д/и: « Когда это бывает?» - Мы завтракаем утром, а обедаем… (днем) – Утром вы приходите в детский сад, а уходите домой…(вечером) - Днем мы обедаем, а ужинаем … (вечером) – Когда мы делаем зарядку? (утром) - Когда мы ложимся спать? (вечером) – Когда мы гуляем ночью или днем? (днем)6. П /и: «День и ночь» В начале игры выбирается водящий. Он отворачивается от остальных участников игры и громко объявляет «День!» Игроки веселятся, прыгают и бегают по площадке. По условиям игры, оставаться на месте нельзя. Через некоторое время водящий произносит «Ночь!» В этот момент участники игры должны мгновенно «заснуть» - замереть в той позе, в которой их застигла команда «Ночь!» Водящий оглядывается, и если замечает игрока, не успевшего заснуть, громко объявляет об этом, указывая, какое именно движение он заметил. Проигравший , становится водящим.
7. Рефлексия. - Что такое сутки? - Сколько часов в сутках? -На какие четыре части можно разделить сутки? -Какое время суток самое светлое? - Какое время суток самое темное? - Расскажите об утре, дне, вечере, ночи. – Какое время суток тебе нравится больше всего. Почему?