Целевой проект Личностный и профессиональный рост педагога, как условие приобщения к психологической культуре











ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
по вариативному учебному блоку:
«Личностный и профессиональный рост педагога как условие приобщения к психологической культуре»




Целевой проект преобразования профессиональной деятельности

Тема: «Развитие коммуникативной компетентности педагога ДОУ
в сфере общения с родителями воспитанников»




Выполнила: воспитатель
МДОУ детского сада №73 «Дельфин»
Рябова Наталия Николаевна












Тольятти – 2013г.
Проект «Развитие коммуникативной компетентности педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников»

1. Тип проекта.
По доминирующей в проекте деятельности: управленческий.
По содержанию: психолого-педагогический.
Участники проекта: педагогический коллектив ДОУ.
По времени проведения: продолжительный (учебный год).
По характеру контактов: в рамках ДОУ.

2. Обоснование темы проекта (актуальность проблемы).

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования коммуникативной компетентности педагога на одно из ведущих мест.Коммуникативной компетентность современного педагога является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса, она определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться возникающими в психолого-педагогическом процессе ДОУ, ситуациями, разрешая которые он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития ребенка.

В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Согласно статье 18 Закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь. Исследования целого ряда авторов (Е.П. Арнаутова, Е.М. Вроно, А.И. Захаров, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.А. Маркова и др.) убедительно доказывают необходимость оказания родителям грамотной педагогической помощи.

Условием оказания педагогической помощи родителям является установление контактов и педагогическое просвещение родителей через общение. Иными словами, в основе взаимодействия педагога с родителями лежит общение. Общение педагога с родителями в дошкольном учреждении обладает рядом преимуществ: возможностью индивидуального подхода, постоянством контактов, непосредственностью, наличием «обратной связи».

В связи с этим коммуникативная компетентность педагога является основой для эффективной работы по решению данной проблемы.

3. Анализ исходной ситуации.

На сегодняшний день, в ДОУ работают педагоги с различным профессиональным уровнем. Среди сотрудников есть молодые специалисты, которым тяжело по началу эффективно работать с родителями воспитанников,есть люди без специального образовантя, есть и стажисты, которые давно работают в системе образования.

Таким образом, можно выделить ряд недостатков, которыми характеризуется процесс организации общения педагогов с родителями воспитанников: формализм, отсутствие согласованности, построение общения педагогов и родителей на уровне взаимных претензий,отсутствие у воспитателя коммуникативных умений.

На основе анализа результатов работы ДОУ выделен ряд причин сложностей взаимодействия детского сада и семьи, среди которых: низкий социальный статус профессии воспитателя; различие ценностных ориентации и взаимных ожиданий; стихийность построения общения с родителями, неумение педагогов планировать и выстраивать процесс общения с родителями; отсутствие субординации в общении с родителями. Полученные данные свидетельствуют о существовании ряда трудностей между участниками педагогического процесса - родителями и педагогами.

Установление взаимодействия педагогов и родителей требует решения ряда проблем: устранения недоверия, знания запросов родителей и трудностей семейного воспитания, опоры на семейные ценности, партнерское общение, активизация разнообразных форм общения с родителями, формирование у воспитателей коммуникативной компетенции,педагогической рефлексии и развитие навыков общения.

В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы развития коммуникативной компетентности педагогов ДОУ в общении с родителями: определения содержания, средств и методов развития коммуникативной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в данной области.

Можно констатировать существующее противоречие между потенциальными возможностями педагогов оказания помощи родителям в воспитании детей и отсутствием у них необходимых теоретических знаний и практических умений, позволяющих компетентно оказывать данную помощь. Сложившееся противоречие позволяет определить проблему исследования: каковы содержание и средства развития коммуникативной компетентности воспитателей в общении с родителями? Решение данной проблемы составляет цель нашего проекта.

4. Цель проекта.

Определение содержания и средств развития коммуникативной компетентности воспитателей в общении с родителями.

Задачи:

1. Изучить состояние развития коммуникативной компетентности педагогов в общении с родителями воспитанников в педагогической практике.

2. Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие развитие коммуникативной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в общении с родителями воспитанников.

3. Повысить коммуникативную компетентность воспитателей в общении с родителями через разнообразные методы и формы методической работы.

Объект проекта: коммуникативная компетентность педагога дошкольного учреждения.

Предмет проекта: процесс развития коммуникативной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников.

5. Обеспечение проектной деятельности.

1. Методическое

Закон об образовании РФ
Васильева Н.И., Дыбина О.В. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для студентов заочной формы обучения. – Тольятти: ТГУ, 2005. -76с.

Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход (приложение к журналу «Управление ДОУ»). – М., ТЦ Сфера – 2005.

Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно практический журнал. – 2007, №1 (35).

Маханева М.Д. Управление развитием ДОУ: проблемы, планирование, перспективы (приложение к журналу «Управление ДОУ»). – М., ТЦ Сфера – 2006.

Хохлова О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного образования. – 2010, №3.

Интернет источники:

Профессиональная компетентность воспитателя www.lauc.ru
2. Материально-техническое

Использование информационно-коммуникативных технологий.

3. Диагностико-аналитическое

Опросно- анкетный материал по данной проблеме;

Отчетно-аналитический материал.

6. Ресурсное обеспечение.

Профессиональная компетентность обучающих кадров, управляющих кадров, внедрение информационных технологий.

7. Финансирование.

Внебюджет.

8. Предполагаемый результат.

Наличие у педагогов потребности в совершенствовании в вышеозначенной сфере;

Понимание социальной роли родителей и педагогов в воспитании детей; наличие мотивации у педагогов в организации компетентного общения с родителями;

Сформированность профессионально-значимых установок и личностных качеств для организации эффективного общения с родителями;

Сформированность знаний о семье, методах изучения особенностей семейного воспитания, современных принципах, формах, методах организации общения с родителями; направленность на достижение положительных результатов в организации общения с родителями.

9. Гипотеза проекта (перспективы).

Если реализовать многогранные возможности управленческой и методической работы (региональные курсы повышения квалификации, проблемные курсы, мастер-классы, семинары, конференции) по развитию коммуникативной компетентности педагогов в сфере общения с родителями воспитанников, то возможна более качественная подготовка педагогов ДОУ по данной проблематике.

10. Ограничения, возможные риски.

- Отсутствие финансирования;

- Недостаток высококвалифицированных педагогических кадров по данной проблематике;

- Текучесть педагогических кадров;

- Невысокая мотивация педагогов для совершенствования профессионального мастерства;

- Работа в режиме развития.

11. Содержание проектной деятельности.


Этап
Содержание деятельности
Сроки

Определение проблемы

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
май – сентябрь

Коррекция управленческих и исполнительских целей. Постановка задач
Формулирование задач и цели проекта, опираясь на анализ условий образовательного учреждения.
сентябрь

Составление программы проекта
Разработка перспективного плана мероприятий по развитию компетентности педагогов в сфере общения с родителями воспитанников. Подбор средств реализации проекта.
сентябрь

Реализация программы проекта
Проведение активной методической работы
октябрь – апрель


Рефлексия
Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов; оценка реализации проекта; принятие решения о его распространении или закрытии.
май





Этапы проекта
Формы и методы работы

Определение проблемы
Исходно-диагностическая работа: отчеты педагогов о проделанной работе за учебный год;

анкетирование родителей «Наши воспитатели», анкетирование педагогов по итогам учебного года; анализ деятельности ДОУ за учебный год.

Коррекция управленческих и исполнительских целей. Постановка задач.
Совещания при заведующей ДОУ. Распределение обязанностей между участниками проекта. Создание нормативно-правовой базы проекта. Создание творческой инициативной группы (ТИГ) по реализации проекта.

Составление программы проекта
заседания ТИГ, анализ материально-ресурсной базы, определение направлений и составление плана работы

Реализация программы проекта
Круглый стол для начинающих педагогов ДОУ «Родительские собрания в ДОУ (методические рекомендации и требования по подготовке и проведению родительского собрания; приемы, используемые в процессе проведения родительского собрания)» (октябрь);

Факультатив «Организация профилактической работы с семьями группы риска» (октябрь);

Смотр-конкурс «Лучшая родительская газета «Здорово жить!». Презентация издательских работ (октябрь);

Консультация с элементами тренинга «Неконструктивные типы отношения родителей к воспитанию ребенка в ДОУ» (ноябрь)

Опрос воспитателей об их ожиданиях от взаимодействия с семьей (ноябрь);

Медико-педагогический совет «Взаимодействие с родителями в период адаптации» (ноябрь);

Проектная деятельность с участием педагогов и родителей групп младшего дошкольного возраста «Родительская почта» (декабрь)

Выступление из опыта работы «Конфликты «родитель – воспитатель». Пути решения. Советы наставника» (январь);

Проектная деятельность с участием педагогов и родителей групп старшего дошкольного возраста «Недописанный тезис( по вопросам правового воспитания)» (декабрь)

Тематическая проверка «Сотрудничество с родителями» (февраль)

Педагогический совет «Взаимодействие педагога с родителями» (февраль)

Выступление из опыта работы «Практические занятия как одна из форм взаимодействия с родителями» (февраль),

Выступление из опыта работы «Грамотная организация и эффективное проведение родительских собраний» (март),

Круглый стол «Работа с семьей в татарских группах» (обмен опытом) (март),

Семинар-практикум для начинающих воспитателей г. Наб. Челны «Работа с семьей: необязательные инструкции» (апрель).

Рефлексия
Итогово-диагностический: заключительная оценка уровня сформированности коммуникативной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.



























15