Конспект урока Делители и кратные

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 561 Калининского района Санкт-Петербурга

Учитель математики
Свеженцева М.П.
Конспект урока по математике в 6 классе
Тема: ДЕЛИТЕЛИ И КРАТНЫЕ
Тип урока: урок изучения нового материала.
Место урока в разделе: 1
Цели и задачи:
обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися понятий «делители» и «кратное»;
организовать деятельность учащихся по воспроизведению изученного материала;
обобщить знания, изученные в 5 классе;
проверить применение на практике понятий «делители» и «кратное»;
развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся;
воспитывать навыки творческого усвоения и применения знаний;
развивать коммуникативные способности учащихся;
развивать устную речь учащихся.
Оборудование урока: доска, мел, учебник, карточки для индивидуальной работы учащихся.

Ход урока
Организация начала учебного занятия:
Поприветствовать учащихся;
Проверить санитарно- гигиеническое состояние класса (проветрен ли класс, вымыта доска, наличие мела), если есть не совпадения с санитарно-гигиеническими нормами попросить учеников их исправить вместе с учителем, отметить отсутствующих на уроке.
Познакомиться с учащимися и отметить присутствующих на уроке.
Подготовка к активной деятельности учащихся:

Найдите пропущенные числа:
:2 :10

:5



:2 :3 :5 :10

-Как называются числа при делении?
-Как найти неизвестное делимое?
-Как найти неизвестный делитель?
-Какие числа называют натуральными?
-Назовите наименьшее натуральное число.
-Назовите наибольшее натуральное число.
Изучение нового материала.
Давайте решим задачу:
24 конфеты надо разделить поровну между 4 ребятами. Сколько конфет получит каждый ребенок? (Каждый получит по 6 конфет)
А если надо разделить (не разрезая) 24 конфеты между 7 ребятами? Сколько конфет получит каждый ребенок? (каждый получит по 3 конфеты и 3 конфеты останется).
Говорят, что число 4 является делителем числа 24, а число 7 не является делителем числа 24.
Учитель: “На сколько равных кучек можно разложить 36 орехов, так чтобы не осталось ни одного лишнего?”
Ученики: на 2, на 3, на 4, на 6, на 9, на 18, на 36.
Учитель: “Числа 2, 3, 4, 6, 9, 18, 36 без остатка делят натуральное число 36. В задаче 1 число 4 без остатка делят натуральное число 24. Математики любят обобщать, давайте и мы обобщим, т. е. придумаем, как одним словом назвать все натуральные числа, которые делят без остатка другое натуральное число”.
Ученики выдвигают свои гипотезы: “делители, и др. ” Выбираем делители, так как они делят.
 
Учитель: “Сформулируйте определение делителя натурального числа а”.
Ученик: “Делителем натурального числа а называют натуральное число, на которое а делится без остатка”

 Определение: Делителем натурального числа а называют натуральное число Ь, на которое а делится без остатка.
Запишем в тетрадь: а: b
число b делитель числа а; а,b натуральные числа.
Назовите делители числа 24; 18; 30.
Учитель: “Будет ли делителем число 6 для 40?”
 
Ученики: “Нет, так как 40 на 6 не делится без остатка”.
 
Учитель: “Придумайте название для чисел, которые делятся на а без остатка”
 
Ученики выдвигают гипотезы: “Делимое и др. ”
 
Учитель: “Математики такие числа называют кратными числу а”.
 
Учитель: “Дайте определение кратного”
 
Ученики: “Кратным натуральному числу а называют натуральное число, которое делится без остатка на а. ”

 Определение: Кратным натурального числа а называют натуральное число с, которое делится без остатка на а.
Запишем в тетрадь: с : а
число с кратное числа а; с, а натуральные числа.
Назовите числа, кратные числу 10; 3; 11;48.
Можно ли назвать самое большое число, кратное числу 10 (Нет.)
Почему? (Натуральных чисел бесконечно много.)
Какой вывод можно сделать? (Любое натуральное число имеет бесконечно много кратных.)
Проверка понимание и осмысления нового материала, и применение нового материала на практике:
1 учащийся у доски, остальные на месте
№ 6 (а), № 7 (б) стр. 5, № 20 (в, е) стр. 7.
Ответы:
№6 (а) (6: 1,2, 3,6);
№ 7 (б) (11: 11, 22, 33, 44, 55, 66, 77, 88, 99);
№ 20 (в, е) (3843 : 5 = 768 (ост. 3); 1000 : 9 = 111 (ост. 1)).
Ребята, которые справятся с заданием раньше других, могут принести тетрадь и получить оценку.
Проверка понимания, осмысления и контроля: Спросить учащегося как понимает понятие делить и кратное.
Подведение итогов: проговорить то, что не сказали учащиеся. Сказать оценки, заработанные на уроке.
Домашнее задание – изучить параграф 1 п.1, № 25 (1), 27(а,в), 30.













18

1



15