Самоанализ открытого урока по математике по ФГОС на тему: Делители и кратные (5 класс)


САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА
Дата: 22.10.2015
Учитель: Черняк Н.А.
Школа: МАОУ СОШ №36 г.Тамбов
Класс: 5
Предмет: математика
Автор учебника: Г.В. Дорофеев, Л.Г. ПетерсонТема урока: Делители и кратные
1. Основная цель урока.
Формирование понятий «делителя» и «кратного» числа.
2. Задачи урока.
К обучающим задачам урока я отнесла умение сформулировать определение понятий «делителя» и «кратного» числа и сформировать умение пользоваться этими понятиями. К воспитательным – развитие любознательности и интереса к предмету, воспитание у учащихся навыков учебного труда, формирование ответственности за конечный результат, доброжелательного отношения к друг другу, урок был также призван способствовать развитию у учащихся логического мышления, памяти, формирование математической речи, вырабатывать умение анализировать и сравнивать, развивать навыки самоконтроля.3. Организация урока.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Структура урока: полностью соответствует заявленной технологии.
- мотивация к учебной деятельности;
- актуализация и пробное учебное действие;
- выявление места и причины затруднения;
- целеполагание и построение проекта выхода из затруднения;
- реализация построенного проекта;
- первичное закрепление с комментированием во внешней речи;
- выявление места и причины затруднения;
- целеполагание и построение проекта выхода из затруднения;
- реализация построенного проекта;
- первичное закрепление с комментированием во внешней речи;
- самостоятельная работа;
- включение в систему знаний;
- рефлексия учебной деятельности.
В процессе урока структура и логическое построение урока, в соответствии с технологией деятельностного метода не были нарушены. Урок закончился со звонком.
Соответствие построения урока содержанию и поставленной цели: урок с самого первого момента был направлен на достижение поставленной цели; урок был направлен на получение нового знания на основе ранее изученного, самостоятельное составление алгоритма.
4. Мотивация изучения данной темы:
В качестве мотивации изучения я включила элемент разгадывания темы урока с помощью зашифрованных букв из домашнего задания, хорошо известный детям, а также дополнительным материалам (творческое задание учащегося).

5. Соотнесение урока требованиям ФГОС.
В соответствии с новыми образовательными стандартами, реализуемыми с начала этого учебного года в 5 классе урок поводился по технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон. С учетом стандарта второго поколения в результат урока было запланировано развитие личностных, метапредметных и предметных УУД.
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию; активную самооценку; необходимость приобретения новых знаний
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
- понимать учебную задачу урока; определять цель учебного задания;
- контролировать свои действия в процессе выполнения;
- обнаруживать и исправлять ошибки;
- оценивать свои достижения.
Познавательные:
- применение понятий «делителя» и «кратного» числа.
- использовать приобретённые знания на практике
- овладение умением видеть проблему и желанием ее решить
Коммуникативные:
- представление результата деятельности;
- умение вести диалог с оппонентом;
- пользоваться речью для объяснения действий.
Предметные УУД:
- владение понятиями «делителя» и «кратного» числа;
- умение используя эти понятия, комментировать свои действия, используя
математические термины;
- применение знаний в различных ситуациях.
6. Содержание урока.
Урок по плану был первым из трех . На уроке был отработан обязательный для изучения материал, в соответствии с программой.
Теоритические знания полученные на уроке (понятий «делителя» и «кратного» числа), были отработаны в проговаривании во внешней речи с демонстрации на доске, а также при групповой работе, так и при контролирующей самостоятельной работе (включение в систему знаний).
Урок начался с повторения ранее изученных правил, постепенно перешел в стадию изучения нового материала. Следующим этапом возникло затруднение. При выходе из затруднения возникло определение понятия «делителя» числа. Определение было проговорено во внешней речи. Первичное закрепление, продолжилось с выполнением заданий в группах. Затем была проведена физкультминутка. Следующим этапом вновь возникло затруднение. При выходе из затруднения возникло определение понятия «кратного» числа. Определение было проговорено во внешней речи. Первичное закрепление, продолжилось с выполнением заданий в группах. Учащиеся выполняли групповую работу. Происходило обсуждение в группах, проверка коллективно. Затем учащиеся должны были выполнить самостоятельную работу, выбирая свой уровень сложности со взаимопроверкой. Закончился урок рефлексией.
7. Методика проведения урока.
В уроке я использовала следующие методы обучения:
В продуктивной технологии:
- работа с предложенными заданиями;
- упражнения(использовались для отработки понятий);
В технологии сотрудничества:
- обсуждение (проведен сравнительный анализ решений примеров, приведший к созданию проекта выхода из затруднения);
- метод проблемного обучения (создана проблема: найти общее правило объединяющее решение нескольких видов действий);
- обучающий контроль (проведена разного уровня сложности самостоятельная работа и работа по включению полученного знания в систему знаний)
Методы познания:
- наблюдение;
- опыт;
- сравнение
Урок я построила таким образом, чтобы я являлась для детей не транслятором знаний, а организатором и координатором их деятельности.
В ходе урока, в соответствии с технологией деятельностного метода обучения, форма общения с ребятами была в основном в форме диалога, подводящего детей к цели.
Формы работы:
фронтальная (выбрана т.к. учеников мало), при пробном учебном действии, поиске причины затруднения и построении проекта выхода из затруднения;
индивидуальная (выбрана по причине разных способностей и свойств личностей обучающихся), при самостоятельной работе.
Дифференциация обучения при самостоятельной работе.
Средства обучения:
- использование презентации при проведении урока;
- традиционные (учебник, правило и набор упражнений) и доска.
Я отвела место для работы учащихся в использованной презентации на уроке, т.к. презентация транслировалась на интерактивной доске.
В конце урока была проведена рефлексия полученных знаний, опыта, умений. Ребята также дали себе и одноклассникам адекватную оценку за работу на уроке.
8. Результаты урока. Урок проведен в соответствии с планом. На уроке я провела все запланированные этапы, с соблюдением временных рамок. Цели поставленные в начале урока, полностью достигнуты. Ребята довольны уроком и результатами полученными на уроке.
В выводе должна отметить, что технология деятельностного метода, применима к ребятам с хорошими и средними способностями. Но дети со слабыми способностями, по прежнему ждут от учителя готовых знаний, и не могут применять тот опыт который был достигнут на уроках. Объясняется это просто: дети только первый год обучаются в данной технологии, ранее они обучались традиционно: учитель – объясняет, ученик – повторяет. Я думаю должно пройти немало времени, чтобы все дети смогли воспринимать новую форму обучения.