Тема: Делители и кратные


Тема: Делители и кратные.
Цель: ввести понятие делителей и кратных числа; научить находить делители числа и кратные числа.
Ход урока:
Самоопределение к учебной деятельности.
– Доброе утро, ребята! Какой сегодня замечательный зимний день! Но пройдёт немного времени и наступит весна.
- А какой самый первый весенний праздник? (8 Марта)
- Что принято делать в этот день? (Поздравлять женщин, дарить подарки)
- Какой подарок понравится и однокласснице, и маме, и бабушке? (Цветы, букет цветов)
- Вы когда-нибудь составляли букеты? Что для этого нужно знать? (Какие цветы сочетаются между собой, какие цветы кому нравятся….)
- А может ли математика пригодиться при составлении букета? (Да, наверное…)
- Я уверена, что сегодняшний урок и последующие принесут вам новые открытия и много радости от общения друг с другом. Сегодня мы вспомним то, с чем познакомились раньше и, конечно, узнаем много нового.
Коллективная поисковая работа по изучению материала.
- Представьте, что у вас целая корзина цветов, и вы хотите поздравить своих учителей. Что вы будете делать? (Делить цветы на букеты)
- Что для этого нужно знать? (Сколько цветов в корзине, сколько букетов нужно составить, сколько цветов в одном букете)
1) Продолжим составлять букеты, выполняя № 703(б) (устно) стр. 160.
Из скольких цветов можно составить букеты? Почему не удалось составить букеты из 9 цветов? 11 цветов? (Во всех примерах число, на которое делим, является делителем, но в одних примерах мы можем выполнить деление, а в других нет.)
35 : 1 35 : 2
35 : 5 35 : 3
35 : 7 35 : 11
35 : 35 35 : 17
- Как называется число, на которое мы делим, в примерах первого столбика?(делитель числа)
- А как называется число, которое делим, число35?(делимое)
- А можно ли по-другому назвать это число?
- Кто-нибудь знает, как? Об этом мы с вами сегодня узнаем.
2) – Как можно сформулировать тему урока? О чём мы с вами говорим? (Делители и делимые)
– Хорошо! Но мы немножко уточним тему в процессе урока.
– Какая цель нашего урока? (Узнать другое название делимого, уточнить определение делителя для чисел, на которые данное число делится, и научиться находить делители, кратные числа)
3) Возвращаемся к № 703.
- Количество одинаковых букетов – это число, на которое 35 делится без остатка, т.е. нацело.
- На какие числа делится число 35?
35 : 1, 35 : 5, 35 : 7, 35 : 35
Эти числа называются делителями числа 35.
- Так какое число называют делителем числа? (Это число, на которое делят)
- А как называется число, которое делят? Давайте, попробуем ему придумать другое название.
Подсказка: Это слово произошло от старинного русского слова «крата», означающее «раз».
- Где еще в жизни вы встречались с этим словом? (пятикратный олимпийский чемпион)
 
b - делитель числа а, а – кратное числу b
- Как же можно переформулировать тему нашего урока? (Делители и кратные).
- Если одно натуральное число нацело делится на другое натуральное число, то первое называют кратным (делимым) второму, а второе – делителем первого. Таким образом, если а и b – натуральные числа и а делится нацело на b, то а кратно b, а b – делитель а. Можно использовать запись: «а ⋮ b».
Закрепление изученного материала.
Решите № 706 (на доске и в тетрадях).
K(14) = {14, 28, 56}.
D(270) = {2, 15, 30}. Какие ещё делители есть у числа 270? Запишите.
Может ли делитель числа быть больше самого этого числа?
Может ли кратное быть меньше самого числа?
Является ли число кратным самому себе?
Сколько кратных может быть у числа?
Сколько делителей может быть у числа?
Запишите числа, у которых:
а) 1 делитель, (1)
б) 2 делителя, (3;5;7)
в) 3 делителя или больше делителей, (4; 6; 9)
- Какое число является делителем всех чисел? (1)
ТПО № 25.7 (а)
- Проверка (взаимопроверка)
Физминутка
ДЛЯ ГЛАЗ
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Быстро моргать в течение 10-12 секунд открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд.
ЦВЕТКИ
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад).

Самостоятельная работа
1 группа
Тест «Делители и кратные» (ЭОР из коллекции ФЦИОР)
2 группа
Творческое задание «Флористы» (составить букеты)
Итог урока.
– Что нового вы сегодня узнали?
– Какие знания вам помогли в работе сегодня на уроке?
– Чему вы сегодня научились?
- Помогла вам математика составлять букеты?
– Проанализируйте свою работу на уроке, ответив на вопросы (учащимся предлагаются карточки с вопросами для рефлексии деятельности.)
Рефлексия:
Данная тема мне понятна (да / нет)
Я хорошо понял определение __________________________________
Я сумею найти ______________________________________________
В самостоятельной работе у меня всё получилось (да / нет)
Я доволен своей работой на уроке (да / нет)
Домашнее задание: п 25, № 704, 726, 732(б, в).
*Придумать задачи на тему: «Делители и кратные».
Приложение 1
2 группа
Творческое задание «Флористы»
В корзине 45 цветов. Сколькими способами можно составить букеты из нечётного числа цветов? Составьте букеты цветов для своих учителей одним каким-нибудь способом.