КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ПО ТЕМЕ: «ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ»


ОРГ. МОМЕНТ -Здравствуйте ребята, меня зовут Екатерина Васильевна.
Прозвенел уже звонок,
Нам пора начать урок.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
СЛОВАРЬ -Ребята, откройте тетради, и запишите число, классная работа, словарь
-Найдите словарные слова в этих загадках.
Его проглатывают,
Когда человек очень молчалив,
Или держат за зубами,
Пытаясь сохранить секрет.
(язык)
Товарищ твой просит у краткойОтветы списать из тетрадки.
Не надо ведь этим ты другу
Окажешь …. (Медвежью услугу)
-И так, какие словарные слова вы нашли в отгадках? (медвежья (медведь) и язык)
-Давайте запишем в словарь: медведь, язык. Медвежья услуга. Держать язык за зубами.
МОТИВАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМЫ Сегодня наш урок русского языка я начну с шуточного и немного поучительного стихотворения.
Мне сказали: «Ваш Алеша
на уроке сел в калошу».
Я смеюсь: «Ведь это ложь
нет таких больших калош»
-Бывают на самом деле такие калоши? (Нет)
-А что с Алешей произошло на самом деле? (Это значит что Алеша попал в неловкое положение или потерпел неудачу)
-Как называется это выражение?
-Объясните значение этого фразеологизма? (ставить себя в неловкое положение. оказаться в глупом положении, потерпеть неудачу, провалиться.)
-Можете ли вы сформулировать тему сегодняшнего урока? (Наша тема- «Значение фразеологизмов»)
-Что же мы должны узнать, чему мы должны научиться? (Мы должны узнать значения некоторых фразеологизмов.)
-Так что же такое фразеологизмы?
-Это устойчивое сочетание слов, которое имеет свое значение.
-Какие фразеологизмы вы знаете?
-А где мы можем узнать значение фразеологизмов?
-В словаре фразеологизмов.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ФИЗ. МИНУТКА -Открываем стр-110 упр 1. Вам даны значение фразеологизмов. Что вы должны сделать? (соотнести значение с фразеологизмами)
-Давайте найдем фразеологизмы со значением «усердно, прилежно трудиться». КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА.
Выполняем работу в парах
-1 ряд ищут фразеологизмы ко второму значению
2 ряд ищут фразеологизмы к третьему значению
3 ряд ищут фразеологизмы к четвертому значению
-Давайте проверим.
-В каких ситуациях можно употребить эти фразеологизмы.
(используются в разговорной речи с близкими, знакомыми людьми)
Мы осанку исправляем,
Спинку дружно выгибаем.
Вправо, влево повернулись.
На носочках потянулись.
Плечи вверх, плечи вниз.
Улыбайся и садись!
-Как вы думаете, почему у фразеологизма «Воробью по колено» появилось такое значение?
- «Засучив рукава»?
- «Кот наплакал»?
-Теперь рассмотрим картинки в УПР №2 (УСТНО), как вы думаете, какие фразеологизмы можно подобрать к этим картинкам.
(Если детям трудно, то можно переключиться к текстам. -А какая картинка подходит к 1 предложению? Почему?)-Переверните страницу. Прочитаем начало предложения и закончим фразеологизмом. УСТНО.
-Как вы думаете, что означает фразеологизм «Водить за нос» Найдите в словаре (выполняет1 ученик)
-Выполняем упр 3 (письменно)
-Что такое антонимы?
(слова противоположные по значению, по смыслу)
-У фразеологических оборотов тоже есть антонимы. Давайте воспользуемся подсказкой и запишем фразеологизмы парами.
-Кто пойдет к доске?
ЗАПИСАЛИ.
-Давайте выясним значения этих фразеологизмов. Значение каких фразеологизмов вам непонятно? Давайте выясним их значение.
Заварить кашу-организовать что-то.
Расхлебывать кашу-разбираться с последствиями.
Засучив рукава-упорно, прилежно трудится.
Спустя рукава-делать что-то плохо, не аккуратно.
С легким сердцем-не опасаясь, без тревоги.
С тяжелым сердцем-переживая, беспокоясь.
Жить своим умом-самостоятельно.
Жить чужим умом-придерживаться чужих взглядов.
-Ребята, сейчас мы с вами попробуем выполнить трудное задание. Прочитайте фразеологизмы которые даны в УПР 4. Попробуйте объяснить, какие слова в них не употребляются самостоятельно? (баклуши, тридевять, лясы, кануть, пядь)
-А почему? Как называются эти слова? (устаревшие)
-А вы знаете что они означают? Что такое «БАКЛУШИ»?
-Баклуша-это кусок палена для изготовления какого-нибудь изделия, например ложки. Считалось, что бить баклуши это самая легкая работа.
-А тридевять-это сколько?
-Это 27 государств.
-А что такое «ЛЯСЫ»?
-Это точеные фигурные столбики у перил. Когда мастера точили лясы, что бы не было скучно, они разговаривали. Точить лясы значит вести пустые разговоры.
-А что означает слово «КАНУТЬ»?
-Кануть значит утонуть.
-А что означает «ПЯДЬ»?
-"Пядь", или "четверть", - старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами, то есть в среднем около восемнадцати сантиметров.УСТНО
- Составьте предложение с фразеологизмом «Бить баклуши», теперь «Точить лясы» и «За тридевять земель»
Итог
Рефлексия -Что нового вы узнали? (у фразеологизмов есть антонимы)
-Какие знания мы закрепили (фразеологизмы, антонимы)
-Что вам понравилось? Почему?
-Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
ПО ТЕМЕ: «ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ»
УЧИТЕЛЬ 2 «б» класса Переверзева Екатерина Васильевна Цели:
Образовательнаяпознакомить учащихся с фразеологизмами, учить находить их в речи и правильно употреблять, формировать орфографический навык;
Развивающаяразвивать умение работать со словарями, развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их кругозор;
Воспитательнаявоспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка, учить оценивать поступки людей с нравственной позиции.