Сценарий внеклассного образовательного события Лицейский бал

ЛИЦЕЙСКИЙ БАЛ

Родители сидят в зале. Звучит торжественная музыка (полонез Огинского). Входят пары, торжественно проходят по залу три круга, кавалер слева от дамы. Свободная рука кавалера убрана за спину, свободная рука дамы на платье. После прохождения третьего круга кавалеры провожают дам на их сторону, делают поклон, дамы отвечают реверансом. После чего кавалеры уходят на свою сторону и присаживаются. Ведущие – в центре. Звучат фанфары громко, затем музыка на текст ведущих накладывается фоном.

Ведущая: Легко по воздуху порхает, цветком зари благоухает. Так миловидна, молода, сейчас к Вам спустится сюда. То – Терпсихора – муза танца в поклоне нежном реверанса.

Ведущий: Бал! Это слово происходит от греческого «баллери», что означает «танцевать», «прыгать». Сегодня на нашем балу мы с Вами танцуем французские бранли.

Ведущая: Этот народный танец родился во Франции в 12 веке в среде крестьян. Позднее им увлеклись и аристократы. На балах они исполняли пантомимический бранль, в котором могли через танцевальный жест поругать друг друга или, наоборот, выразить восхищение.

Ведущий: Танец – это музыка живая и недаром люди говорят: в танце – мир с гармонией царят! Итак, бранль официальный!

Ведущая: Кавалеры приглашают дам.

Бранль официальный.
Исходное положение. Танцоры стоят в кругу, лицом в круг, держась за руки и строго чередуясь кавалер-дама-кавалер-дама. Кавалер стоит слева от той дамы, которую пригласил.

Первая часть. Двойной приставной шаг влево, двойной приставной шаг вправо, двойной приставной шаг влево, двойной приставной шаг вправо.
Вторая часть. Шесть приставных шагов влево. После этих шагов кавалер свою даму (ту, что по правую руку) перебрасывает с правой стороны на левую. Дама при этом кладёт свои руки на плечи кавалера и подпрыгивает вверх. Дама оказалась у нового кавалера.
Все опять берутся за руки, образуя круг, и танцуют с начала до окончания музыки.

Ведущая: После окончания танца, кавалеры провожают даму справа на ее место. Благодарят даму поклоном, дама отвечает реверансом.
Ведущий: На балах не только танцевали, но и находили время для игр. Это было любимым развлечением молодых дам и кавалеров. И так, бальная игра «Туфелька»!

Бальная игра «Туфелька».
Кавалеры встают возле своих мест и отворачиваются от дам. В это время дамы снимают с одной ноги туфельку и кладут все туфельки в центр зала. Кавалеры поворачиваются, подходят к разложенным туфелькам. Каждый кавалер берет одну туфлю. Теперь его задача найти прекрасную обладательницу потерянной туфельки. После того, как кавалер находит обладательницу, как истинный кавалер, он помогает обуть туфельку на ножку дамы. Дамы в благодарность за найденную туфельку делают реверанс и занимают свои места. Кавалеры делают поклон головой и уходят на свою сторону.

Ведущая: Французский бранль. До наших дней дошло около 20 разновидностей этого танца: официальный, шотландский, конский, бранль прачек, гороховый бранль.

Ведущий: Движенье, ритм, мелодия, шаги.
Вперед, назад и поворот.
Прогиб, рывок и взмах ноги,
Кто танцевал, тот все поймет!
Дамы и господа, бранль гороховый!

Ведущая: Кавалеры приглашают дам!

Бранль Гороховый. Исходное положение. Танцоры стоят в кругу лицом в круг, держась за руки и строго чередуясь кавалер-дама-кавалер-дама. Кавалер стоит слева от дамы, которую пригласил на танец. Первая часть. Двойной приставной шаг влево, двойной приставной шаг вправо, двойной приставной шаг влево, двойной приставной шаг вправо. Вторая часть "Пан прыг, пани прыг". Кавалер прыгает один раз к даме, что слева и оказывается своим левым плечом рядом с её правым. Дама отпрыгивает от этого кавалера влево. Кавалер прыгает тремя шагами влево за спиной отпрыгнувшей от него дамы (можно приставными шагами) и за эти три прыжка оказывается слева от неё. Дама теперь сама прыгает один раз к кавалеру слева от неё и оказывается своим левым плечом рядом с её правым. Кавалер в свою очередь отпрыгивает от этой дамы. Дама прыгает тремя шагами влево перед лицом отпрыгнувшего от неё кавалера (можно приставными шагами) и за эти три прыжка оказывается слева от него. Дама оказалась рядом с новым кавалером. Все опять берутся за руки, образуя круг, и танцуют с начала до окончания музыки.
Ведущая: Для того, чтобы согласиться или отказать в танце, дамы специально учили язык веера. С помощью которого могли даже передавать некоторые послания понравившемуся кавалеру. Но на балах также проводились и причуды-игры, которые позволяли молодым людям выражать свою симпатию. Итак, причуда-игра «Роза».

Причуда-игра «Роза».
Кавалер выбирает себе друга, с которым встает в колонну. С одной стороны залы выстраивается колонна кавалеров. Они стоят по двое. Точно так же выстраиваются дамы (по двое) в другой стороне залы. Первый кавалер, который стоит без друга, берет розу и подходит к колонне дам. Ему нужно сделать выбор, с кем из дам он будет танцевать. После того, как он определился, он вручает розу той даме, с которой танцевать не намерен. А с избранницей вальсирует до конца залы между двумя колоннами.

Свободная дама, та, что оказалась с розой, подходит к колонне кавалеров и точно также делает свой выбор.
Игра продолжается до тех пор, пока не кончится музыка.

Ведущий: Поздравляем Вас, танцоры,
В танце нет у нас раздора!
В танце слаженность у нас!
Поскорей пускайтесь в пляс!
Конский бранль, господа! Кавалеры приглашают дам.
Конский бранль. Исходное положение. Танцоры стоят в кругу парами кавалеры внутри круга спиной к центру, лицом к даме. Дамы соответственно снаружи круга лицом к своему кавалеру. Партнёры держаться ладонями (руки лодочкой) – своя правая с левой партнёра и наоборот. Ладони находятся снаружи пары на высоте плеча дамы. Первая часть. Танцоры делают двойной приставной шаг каждый в своё лево, затем двойной приставной шаг в своё право. Это последовательность движений повторяется 4 раза. При этом партнеры делают поклон головой каждому партнеру, с которым встречаются. Вторая часть. Кавалер "бьёт копытом", подражая лошади, сначала 2 раза правой ногой, потом три раза по очереди (правой-левой-правой) и с левой ноги уходят влево к другой даме делая поворот вокруг себя. Дама "удивляясь", что от неё ушёл её кавалер и пришёл новый "бьёт копытом" и уходит в свое лево к другому партнеру (другими словами делает тоже самое, что и кавалеры до этого). Образуются новые пары и все танцуют с начала до окончания музыки.

Ведущая: Помимо игр и танцев, на балах иногда существовала настоящая бальная почта. На отдельно выделенных столах лежали красивые открытки, которые можно было подписать другу, знакомому или даже незнакомому человеку. В этих открытках писали комплименты, пожелания и поэтические строчки. Итак, настало время и на нашем балу устроить почту. Пока звучит музыка, все желающие могут подписать открытки.

Ведущий: А теперь, когда все открытки подписаны и отправлены, можно снова немного потанцевать. Дамы и господа, время свечного бранля!

Свечной бранль.
Исходное положение. Танцоры стоят в кругу лицом в круг, держась за руки и строго чередуясь кавалер-дама-кавалер-дама. Кавалер стоит слева от дамы, которую пригласил на танец. В центре круга стоят несколько избранников со свечами в руках. Это может быть 2 дамы и 2 кавалера. Первая часть. Танцоры, стоящие в кругу, делают два приставных шага влево. Затем немного подбрасывают правую ногу. Делают два приставных шага вправо и немного подбрасывают левую ногу. Движения повторяются, пока звучит музыка.

Вторая часть. Избранники, которые стоят в центре, оглядывают всех танцоров и выбирают себе партнера. Избранник подходит к выбранному партнеру, делает поклон и вместе они выходят в центр. Держась за свечу, они обходят друг друга сначала вправо два круга, затем влево два круга. После чего, выбранный партнер должен проводить избранника в круг танцоров. После взаимного поклона избранник становится обычным танцором, а выбранный партнер становится избранником. Теперь его черед выбирать.

Танец продолжается до окончания музыки.
Ведущая: Наш бал на сегодня завершается,
Но чудеса на этом не кончаются.

Ведущий: Балы! Прекрасные минуты!
Сиянье глаз, движенья рук.
Терять не будем ни минуты
Давайте дружно встанем в круг!

Кавалеры приглашают дам, встают парами, друг за другом. Под торжественный полонез проходят три круга по залу, после чего выходят из зала.
15