Конспект урока математики на тему Единицы времени.Век. (4 класс)


Конспект урока
Аттестуемый педагог (ФИО): Тупикова Таисия Владимировна
Предмет: математикаКласс: 4
Тема урока: «Единицы времени – век»
Цель:
сформировать у учащихся представление о новой единице времени – веке;
способствовать развитию навыка перевода из одной единицы времени в другую;
развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения, логическое мышление;
способствовать воспитанию бережного отношения к природе, ведению здорового образа жизни.
Задачи:
- развивать устную объяснительную речь;- создать условия для формирования познавательного интереса кматематике;
- развивать умение работать в парах, выполнять самоконтроль.
Методы работы:объяснительные, словестные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:педагогика сотрудничества (учебный диалог, дискуссия), ИКТ технология (презентация).
Ожидаемые результаты:
повышение активности учащихся на уроке;
улучшение результатов обучения;
использование учащимися приобретенных знаний и умений в практической деятельности.
Этапы работы Содержание этапа
I Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи: создать положительный эмоциональный настрой у учащихся.
Методы: словестные. - Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. И хотелось бы, чтобы сложилось хорошее впечатление у гостей. Вы согласны со мной? Тогда:
.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать,
Только лишь отметку пять!
- Пожелайте друг другу успеха.

II Актуализация опорных знаний. Устный счет.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить таблицу единиц времени, перевод мелких единиц времени в крупные и наоборот, сравнивать единицы времени.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать работу по повторению темы: «Единицы времени» и создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.
Методы:словесные,
методыоценивания: самооценка, отметка,
методы стимулирования: похвала. Начинаем работу.Слайд№1
-Как называется тема, над которой мы работали в течение последних уроков? Давайте вспомнить таблицу единиц времени. Поможет вам лото, которое у вас на партах. (Дети выполняют задания.)
-Теперь проверьте правильность выполненного задания друг у друга. ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ. Поднимите руки у кого были ошибки.-
- КАКАЯ ЕДИНИЦА ВРЕМЕНИ ЗАВЕРШАЕТ ВАШУ ТАБЛИЦУ?-); - Что такое год с точки зрения Астрономии? (промежуток времени, равный обращению Земли вокруг Солнца).
-Ребята, мы изучаем единицы времени не только для того, чтобы их просто знать.
-А самое главное, для чего? (применять эти знания на практике).
Вот этим и займемся. Поработаем устно.
- Приготовьте блок-сигналы.
Устный счет.
Презентация, слайд №2.
1 год *(>) 360 сут;
Сравни выражения:
4 мин 2 сек *(>) 42 сек;
3 сут * (=) 72 ч;
4 недели *(<) 30 дней;
Найдите часть от целого:
1/3 сут = …(8 часов);
3/4 ч = … (45 мин);
2/6 г = … (4 мес).
Итог:
Молодцы ребята, мы еще раз вспомнили соотношения единиц времени и учились переводить одну единицу времени в другую.
III Изучение нового материала.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: узнать о новой единице времени - веке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать проблемную ситуацию для подведения учащихся к теме урока.
Методы:учебный диалог,моделирование А теперь послушайте загадку:Слайд№3
Без ног, а бежит, не кончается
Никогда назад не возвращается. (время)
- О чем говориться в загадке?
- Верно! Время бежит, и нам нужно идти дальше.
Откройте тетради и давайте запишем число, но не совсем так, как всегда, добавим год. (28 ноября 2012 год).
- Ребята, посмотрите, какой еще более крупной единицы времени не хватает в этой записи?
Да, века! А что такое век? (1 век = 100 лет - На доске).
Вывод.
Итак, век – это промежуток времени, равный 100 годам.
- Ребята, вы уже догадались, какова будет тема нашего урока?
А на каких уроках мы уже встречались с этой единицей? (лит. чт., окр. мир,).- Что веками можно измерять?Слайд №4
( Длительные периоды в истории стран, городов, планеты Земля, человечества)
- Ребята, оказывается веками можно измерять и жизнь некоторых растений и животных! (показываю слайд)
Например, липа живет 800 лет! Сколько это составляет веков?
Дуб – 1000 лет 10 веков.
Секвойя – 3500 лет - 35 веков.
Ребята, срубить дерево можно за считанные минуты, а чтобы ему вырасти, нужны многие годы. Вот поэтому мы говорим о том, что люди должны беречь и преумножать зеленые насаждения.
Из животных:Слайд№5
- попугай может прожить 135 лет – 1 век 35 лет;
- слоновая черепаха – 175 лет – 1 век 75 лет.
-А может ли человек прожить век и больше?
- Оказывается, не многих людей это получается. Сейчас на всей планете Земля живет __ долгожителей, __ из них у нас в России.
- Как вы думаете, что надо делать, чтобы прожить как можно дольше?
Вывод.
-Занимайтесь физическим трудом, соблюдайте режим дня, не пристращайтесь к вредным привычкам, и может быть, и вы проживете сто лет!!
- Какая интересная единица времени! Хотите о ней узнать больше?
Тогда продолжим дальше с ней знакомиться.
IV Постановка учебной задачи.
Цель: обсудить затруднения и сформулировать цель. Ребята, давайте вернемся к записи числа. Вы сказали, что в ней не хватает века.
- А как мы будем его определять? (по году).
- Так чему же мы сегодня должны научиться на уроке? (по годуопределять век, т.е. переводить более мелкую единицу времени в крупную).
- А кто это уже умеет делать? Поднимите руку.
Хорошо, тогда эти ребята закрепят свои навыки, а те, кто не умеют, будут учиться.
-Итак, давайте вместе будем разбираться.Сначала определим количество сотен в этом числе
- .Для чего мы это сделаем?(Чтобы узнать сколько лет, а значит веков уже прошло.)
- А затем назвать следующий по счету век.
-Итак, давайте повторим, как мы это делали., т.е. составим алгоритм.
Алгоритм: Слайд№5
-прочитать число;
-определить количество сотен, чтобы понять, сколько веков прошло;
-записать следующий по счету век;
. (показываю портрет А.С. Пушкина).
- Кого вы видите на этом портрете?
- Да, это Пушкин..- Давайте узнаемв каком веке он родился и умер.
- Прочитайте год рождения, назовите количество сотен в этом числе.
- Почему сотен? Потому что сотня - это век.
Вывод.
Ребята, количество сотен в числе показывает, сколько веков уже прошло, а вот эти 99 лет – это года уже следующего века.
– Какого? (18-го).
Значит 1799 год- это 18 век.
1837 год разбираем аналогично.
Ребята, а какими цифрами обычно записывают века? (римскими).
V Открытие новых знаний.
Цель: обсудить проект решения учебной задачи и составить алгоритм определения века по году.
VI Первичное закрепление.
Цель: зафиксировать новый способ действия по алгоритму,
Методы:репродуктивные,
Мотивация.
Работа в парах.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие.
Физминутка
Цель:снять утомление мышц туловища.
Цель для учителя: мобилизовать внимание учащихся. Сейчас вы будете работать в парах, и у вас будет возможность еще раз друг другу объяснить новое.Вы должны этому научиться,.потому что при изучении в старших классах истории,вам без этих знаний не обойтись.
Презентация, слайд №6 _.
Задание:
Определите век по году, и подумайте, какое событие из истории нашей страны произошло в этот год. Пользуйтесь алгоритмом.
988г-( 10в)
1147 г. - …(12 век)
1812 г. - …(19 век)
1945 г. - …(20 век)
Проверка.Оцените свою работу.
Вывод.
Проверка показала, что ребята, помогая друг другу, на отлично справились с заданием.
VII Закрепление учебного материала.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь применять полученные знания на практике .Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:выявить пробелы,коррекция
Методы:словесные,методы проверки и оценки знаний Ребята, а сейчас мы продолжим закреплять полученные знания на практике, решая задачи и выполняя задания на преобразование века в год и наоборот
Домашнее задание.
Но сначала запишем домашнее задание.№281 стр.55,
Решение задачи.
«В високосном году 366 дней, 1/3 из них дождливые дни, остальные солнечные. На сколько солнечных дней больше, чем дождливых?».
Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
О каких днях узнаем сначала? Каким действием находится часть от целого?
Как узнатьнасколько одно число больше или меньше другого?
.
Задание.
1754 г. = …век3 века 16 лет = …лет
1523 г. = …век60 мес = …лет
Самостоятельная работа.
А сейчас, ребята, вы поработаете с тестом, и сможете понять, насколько вы усвоили тему «Единицы времени».
Тест:
1)В какой записи век не соответствует году?
А) 1478г. – 15 век
Б) 1602г. – 16 век
В) 1961г. – 20 век
2)Сколько минут в 3-х часах:
А) 300;
Б) 150;
В) 180.
3)В каком выражении знак сравнения поставлен неверно:
А) 1 век > 207 лет;
Б) 2 мин. 50 с. < 200 с.;
В) 2 ч. > 100 мин.
4)Занятия начинаются в 8ч. З0мин. утра – 4ч. в классе и 1ч. в спортзале. В какое время заканчиваются занятия?
А) 12ч. 30мин.
Б) 14ч.
В) 13ч. 30мин.
Проверка.(правильные ответы на экране, слайд №__)
В оценочном листе оцените свою работу. (без ошибок – 5, 1ошибка – 4, 2-3 ошибки - 3)
VIII Рефлексия
Цель: самооценка результатов своей деятельности.
Методы оценивания: самооценка,похвала. Наш урок подошел к концу.
.- Вспомните, какую цель мы перед собой ставили?.- Как вы думаете, справились вы с этим?
Попробуйте оценить себя, поставив отметку за работу на уроке в оценочном листе.
Кто доволен собой?
Кому нужно еще подучиться?«Век живи-век учись!»
Молодцы, спасибо за урок!