Конспект урока изо на тему Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир (4 класс)


Конспект
урока изобразительного искусства в 4 классе
Конспект заверен
учителем /_______________
подпись Ф.И.О.
методистом /_______________
подпись Ф.И.О.
Дата проведения урока –
Отметка за конспект - ___________ __________
подпись
Отметка за урок - _____________ __________
подпись
Отметка за самоанализ - _________ __________
подпись
Тема: ««Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир»
Цели урока:
Образовательные – познакомить учащихся с образом традиционного русского дома – избы.
Воспитательные –воспитание аккуратности, взаимопомощи; воспитание у учащихся интереса к историческому наследию нашего края.
Развивающие – развитие навыков индивидуальной творческой деятельности; развитие творческого воображения.Тип урока –Урок освоения новых знаний и способов действий
Универсальные учебные действия:
Регулятивные
1.Осуществлять самоконтроль;
2.Обобщение и систематизация новых знаний.
Познавательные
1.Использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Коммуникативные
1. Умения общаться с учителем, рассуждать,  выслушивать точку зрения другого и находиться в диалоге со сверстниками;
2.Отвечать на простые вопросы учителя.
Планируемые результаты
1. Предметные
- Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища
2. Личностные
-создание учебной мотивации, определение границ «знания» и «незнания»
-получение новых знаний.
3. Метапредметные-управление своей деятельностью, коррекция знаний;
Ресурсы:
1. Основные: иллюстрации, рисунки.
2.Дополнительные: Записи русских народных песен, русская народная музыка.
Ход урока.
Этап урока,
виды работ Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Организационный этап (мотивация к учебной деятельности) -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Рима Михайловна, и сегодня урок изобразительного искусства у вас буду вести я. Проверьте, все ли готово у вас к уроку: карандаши и альбомы
-Я приглашаю  вас сегодня сделать интересную работу, но чтобы она получилась нужно терпение, умение аккуратно работать и помогать друг другу.
-Приветствие
-проверка готовности к уроку
II. Освоение новых знаний и способов действий
-Тема нашего урока.
«Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир»
Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни.
Особенности искусства нашей Родины складывались в древности с историей народа, в гармонии его жизни с природой. Сегодня истоки нашего искусства можно увидеть в образе традиционной деревни.
-Всем ли понятно слово “гармония”?
Гармония ( от греч. - связь, созвучие, соразмерность) – архитектуре.
В изобразительных искусствах, в природе – стройная согласованность и соразмерное сочетание всех элементов.
-Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить?
Изба – русский срубной жилой дом. Главное место в них занимают плети, поэтому называют дома избами ( от слов «истьба», «истопа» - теплое место). Слайд № 6
Избы высокие, в два этажа. Нижний этаж - подклеть – защищает от сырости, холода, наводнений. В домах обязательно деревянные полы, на чердаках – песок: всё для тепла.
- Как вы думаете, из какого материала строили и строят избы?
В Сибири воздвигали дома-терема из долговечной лиственницы. Они стоят до сих пор, поражая своей красотой и добротностью. Свидетели старины глубокой – памятники деревянного зодчества Каргополя, Кижей и других мест на Руси поражают разнообразием форм, сплетением архитектурных стилей и высоким мастерством отделки. Уцелевшие произведения деревянной архитектуры относятся к ХVII вв.
Дерево служило основным строительным материалом. Осенью метили подходящие деревья, зимой их рубили и вывозили из леса. В марте – апреле делали сруб: точно подгоняли брёвна друг к другу, возводили стены. Затем на несколько месяцев оставляли. Под собственной тяжестью брёвна плотно прижимались.
Деревенские избы в старину ставили не по порядку, а, как говорили, «на радостном месте», чтобы хозяину было удобно и соседу не мешать. Со временем избы стали выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «У – ЛИЦА».
Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Характер природы формировал способ жизни людей, определял, как добывать пищу, строить дом, что почитать красотой и о чем мечтать.
П.о. да, нет.
-слушают что такое гармония
-отвечают на вопрос
П.о. из дерева
-слушают рассказ К1К2III.Динамическая пауза
IV. Первичное закрепление
1.Практическая часть
Чтобы работа спорилась в руках, давайте подготовим их к работе.
Нужно ставить новый дом,
Всех работать мы зовем.
Ряд за рядом бревна
Мы положим ровно!
Вот и печка и труба,
Для крылечка два столба.
Окна расписные,
Ставеньки резные.
Щели паклею забьем,
И готов наш новый дом!
А сейчас приступаем к работе.
Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит.
Всякий разумный человек стремился расположить и обустроить свое жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти, холоду было, как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету. Избы славян были непременно обращены дверью на юг.
-Сегодня мы должны в своей работе показать гармонию жилья с природой.
- У вас на столах лежат изображения русской избы, ваша задача нарисовать по образцу избу, или свое представление русской избы.
Деревня – это не только жилые дома. Это целый мир построек разного назначения. Создавая образ деревни, нужно иметь ввиду богатство деревянного мира:
избы, амбары, сараи, риги, бани, мельницы, колодцы, церкви, часовни, ограды, ворота.-Можете приступать к работе.
(звучит фоновая русская народная музыка) -рисуют русскую избу
П1П1Р2V.Рефлексия учебной деятельности
1.выставка работ Мне понравились ваши работы по композиционному решению, по построению. Использовали не только знания, полученные на этом уроке, но и привносили свою фантазию, воображение.
1. Что вам хотелось показать в своей работе? -самоанализ работ Р1Р2