Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы


МБОУ «Большеполянская общеобразовательная основная школа»
Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия
Публичное представление
инновационного педагогического опыта
учителя русского языка и литературы
Абаевой Светланы Шамиловны:
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы  »
2016 год
Тема опыта :«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»
Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, независимо . Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих уроках. На уроках литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в мир прекрасного, приобщить их к образцам ответственной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить не только понимать художественное слово, но и развивать литературно-художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами родной речи.  В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.
Актуальность. Литература, пожалуй, один из немногих школьных предметов, который направлен на воспитание души ребенка. Кроме того, предмет «Русская литература» способствует развитию у учащихся творческого воображения, навыков аналитической деятельности, самостоятельности суждений, так как словесное искусство как наиболее духовная область человеческой деятельности обладает огромными воспитательными возможностями: учит читателя эмоциональной восприимчивости и эстетическому вкусу и, в конечном счете, помогает выработке нравственно-жизненной, гражданской позиции.
Современному обществу необходима личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях. Нужна творческая личность, способная саморазвиваться, самообразовываться, самореализовываться. В этом во многом способствует такое качество, как конкурентоспособность. Это способность максимального расширения границ собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно. Для этого необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться, реализовывать свою активность, интересы, свое собственное «Я», обладать новым стилем мышления быть мобильным, успевать за временем. Только сильная личность, как считает А.Г.Асмолов, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способная смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом, в состоянии сделать свою жизнь и жизнь окружающих содержательной, интересной и счастливой.
Ведущая цель моей работы – формирование нравственных качеств современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности. С этой целью я не только учу детей самостоятельно мыслить, переводя знания в убеждения, но и развиваю у школьников творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации. Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда.
В результате творческих поисков, практической работы у меня сложилась своя система обучения русскому языку и литературе. В основе ее лежат методы развития творческой самостоятельности как средства активизации познавательной деятельности учащихся. Ведущей педагогической идеей является включение всех учащихся в активную учебную деятельность на основе сотрудничества, что способствует развитию творческого потенциала школьников.
В своей работе я придерживаюсь многоаспектного подхода к определению творчества: творчество – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей. Все теории творчества, отличаясь по сути, пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности. Обоснование проблемы творческого развития учащихся можно найти в трудах Т. И. Тамбовкиной, В. А. Сухомлинского, А. А. Потебни, Стернберга и Любарта.
Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Для этого я использую двенадцать стратегий, разработанных Стернбергом и Любартом. На их основе я сформулировала для себя следующие правила:
- поощрять сомнения;
- разрешать делать ошибки;
- поощрять разумный поиск;
- поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности;
- подготовить к препятствиям;
- стимулировать дальнейшее развитие.
На уроках русского языка развиваю творческую активность учащихся, стимулирую развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству. Осуществляя литературное развитие школьников, на уроках создаю атмосферу креативности, так как постижение искусства немыслимо без личностного включения, без творческой направленности. Такой подход находит отражение в работе В. А. Сухомлинского «О воспитании»: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». Эти уроки позволяют развивать творческие способности - создаётся новое, личностное, преображенное, своё.
Обучаясь русскому языку и литературе, школьники овладевают необходимым лингвистическим минимумом и адекватными этим знаниям умениями. Согласно последним исследованиям дидактов, уровни знаний и умений являются низшими в развитии ребенка. К высшим уровням специалисты относят личностное отношение к предмету и опыт творческой деятельности.
Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы и каждого учителя. В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. При разработке методики формирования творческих способностей учащихся я учитываю:
а) общий уровень развития ученического коллектива;
б) возрастные особенности формирования креативной сферы;
в) личностные особенности учащихся;
г) специфические черты и особенности учебного предмета.
Условия формирования творческих способностей:
а) положительные мотивы учения;
б) интерес учащихся;
в) творческая активность;
г) положительный микроклимат в коллективе;
д) сильные эмоции;
е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.
Принципы деятельности:
а) креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся);
б) опора на субъективный опыт учащихся (один из источников обучения);
в) актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);
г) индивидуализация и дифференциация обучения (индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся);
д) системность обучения;
е) творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
Задачи учителя:
а) пополнение запаса знаний учащихся по русскому языку и литературе;
б) развитие общеучебных умений и навыков;
в) развитие креативного мышления;
г) развитие творческой самостоятельности учеников;
д) воспитание творческой личности.
Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваю с учетом творческой активности учащихся. Планируемую педагогическую ситуацию продумываю с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.
Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Опыт отвечает современному социальному заказу на развитие активной творческой личности. Новизна состоит в сформированности интеллектуальных умений и уровня развития словесно-логического мышления учащихся как предпосылки проявления творческих возможностей обучающихся и речевого развития детей в учебно-познавательной деятельности.
Мои уроки являются для учащихся как бы «школой для всех», т. е. там находят свое место и «чувствуют себя дома» все учащиеся независимо от их индивидуальных способностей и особенностей. Результаты тестирования подтверждают, что такие способы включения учащихся в учебную деятельность повышают творческую и познавательную активность, что соответствует поставленным целям и задачам.
Современное понимание содержания образования включает в свою структуру опыт творческой деятельности. Планируя и целенаправленно проводя работу по развитию творческих способностей, мы реализуем данный компонент содержания образования. Работая по стандартным программам, считаю необходимым вносить коррективы в их содержание, способствующие развитию творческой личности, нестандартного мышления. Включаю в программу обучения разделы, которые позволяют учащимся демонстрировать их творческие способности. Так при изучении творчества Д. С. Лихачева провожу конференции, диспуты по его книге «Заветное». Предлагаю ребятам подобрать дополнительный материал по теме и оформить рефераты На проводимых предметных неделях поощряю творческие идеи и результаты творческой деятельности, жду от учащихся не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества. На уроках русского языка вовлекаю учащихся в доступную им творческую деятельность. Ребята разрабатывают таблицы с печатной основой, делают доклады на основе дополнительной лингвистической литературы, ищут нестандартные лингвистические задачи, парадоксы, шутки, кроссворды.
Эти приемы изменения содержания образования позволяют формировать творческий опыт, познавательную активность учащихся, способствуют повышению уровня знаний и умений школьников и соответствуют целям и задачам.
Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения.
Все подходы к организации учебно-воспитательного процесса, используемые мной для развития творческих способностей учащихся характеризуются определенным набором методических средств
Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Например, учащимся предлагается вставить в текст упражнения буквы - стандартное задание, ставшее традиционным в школе. Но можно сделать его моделью интересного творческого процесса: предложить ученикам буквы заменить точками, чтобы, вспоминая изученное, ребята вставляли их. Это эвристическая задача, результаты которой многоплановы. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредотачивается на предложенном тексте. Они приучаются видеть «ошибкоопасные» места, а, значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта. Происходит попутное повторение, причём, судя по результатам, более продуктивное, чем при традиционной формулировке задания. При письменном выполнении задания учитель видит, какие орфографические правила трудны для данного ученика: именно они выделяются при составлении упражнения. В дальнейшем полученные учителем сведения послужат своего рода стартовой площадкой для индивидуальной работы с учеником по орфограммам. Эвристические задачи могут быть предложены и для домашней работы, причем ученик должен иметь право выбора любого варианта задания.
При изучении словообразования интересным творческим заданием станут следующие эвристи-ческие задачи: определить, каким способом словопроизводства созданы  неологизмы Мая-ковского (пошляпно, раздождиться, щекопузье, юбилеить, боксеровидный, заграничный, рай-страна, словопад), на основе каких фразеологических оборотов образованы слова (смотаться («убежать»), взбелениться, перегибать, насобачиться), определить, в результате какого типа словопроизводства – прямого или обратного - появились слова (дояр, доярка, вдохновение, вдохновить, пускать, фляжка, обогрев, приземлить, приоткрыть).Этимологические экскурсы.Неизменно привлекают и концентрируют внимание этимологические экскурсы как потенциальный фактор ассоциаций. На уроках я часто знакомлю ребят со сведениями из истории слов. Ребята узнают, что порох – слово из ряда прах, порхнуть, а яства вовсе не являются, а предназначены для того, чтобы ясти. Разнокорневые  паронимы давить – довлеть оказываются, к удивлению ребят, словами с совершенно различным значением – отсюда и различие гласных в корне. Пробуждается живой интерес к слову, к его структуре.
Корректирование и редактирование текста.В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку – при непременном контроле со стороны учителя. Внимание активизируется творческим заданием, предполагающим обоюдную готовность учителя и ученика к нестандартным творческим решениям. Ученики выписывают слова, в написании которых сомневаются или которые, по словам педагога, «ты написал бы иначе». На первом этапе анализируются печатные или письменные тексты (периодика, плохо отредактированные книги, непроверенные работы товарищей), на втором – устные (телепередачи, тексты песен). Со временем ребята начинают видеть мир сквозь «языковые очки»: в произносимом и записанном тексте искать грамматические закономерности, оценивать собственную возможность следовать им.
Толкование языковых терминов. Интересно на уроках происходит толкование языковых терминов. Ребята отмечают, что имя прилагательное – это часть речи, которая «прилагается» к существительному, всегда сопутствует ему. Смотрим у Даля: «Прилагательное - имя, причастное к существительному для обозначения свойств или качеств его». И тогда логичным становится не изучение отдельных прилагательных как части речи, а работа по теме на уровне слов. Учащиеся могут сами дать неожиданные и оригинальные толкования языковых терминов. Например, причастие семиклассники объяснили как разновидность слов, причастных к тому, о чём говорится в предложении: они не несут смысловую нагрузку, но они причастны к выражению яркости языка, образности.
Творческий диктант. Он занимает особое место и служит одновременно задачам развития речи и обучения правописанию. Я строю работу над творческим диктантом, исходя из идеи стилистического эксперимента А. М. Пешковского – Л. В. Щербы. Стилистический эксперимент таит в себе богатейшие возможности для развития речи и совершенствования творческих работ учащихся. Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся способствует слиянию обучения и воспитания в единый органический процесс, позволяет решать на уроке образовательные и воспитательные задачи в тесной взаимосвязи. Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку они являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине.
Изложения и сочинения В системе работы большую роль играют изложения и сочинения. Изложения - это и процесс, и вид деятельности, и результат этой деятельности (текст). При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определённая работа. Речь учащихся обогащается, они начинают использовать более разнообразные по структуре и стилистической принадлежности грамматические структуры. На уроках использую все виды изложений: подробные и сжатые, полные и выборочные. Я планирую творческие работы в соответствии с изучаемым грамматическим материалом и программой по развитию речи в определенной системе: от небольших работ творческого характера (миниатюр) к большим сочинениям на специальных уроках по развитию речи. Например, при изучении темы «Определение» характер работы определялся самой темой урока, которая естественно позволяет обратиться к сочинениям описательно-повествовательного характера. Подготовка к творческой работе ставила своей целью не только закрепление навыков использования в речи изученного материала, но и повторение пройденного. Большое значение для воспитания чувства прекрасного, а также для развития творческих речевых способностей учащихся имеет реализация межпредметных связей между русским языком и музыкой. Ребята с удовольствием пишут сочинения на музыкальные темы. Использование музыки позволяет актуализировать эмоциональный фактор в обучении, роль которого чрезвычайно велика. Известно, что развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную, и речевую деятельность учащихся, ибо искусство интенсивно развивает творческую фантазию. Мы используем музыкальные произведения, причем, работа постепенно усложняется. На первом этапе ребята описывают образ, создаваемый музыкой, им предлагаются музыкальные загадки. При знакомстве с нераспространенными и распространенными предложениями ребята слушали пьесу Р. Щедрина «Ночь». Затем они описывали характер музыки с помощью нераспространенных предложений в сочинении-миниатюре. На следующем этапе ребятам предлагается написать сочинение, передающее содержание музыкальной пьесы. Этот вид описания очень труден, так как ученики должны уловить и понять содержание музыки, подобрать заголовок и описать характер музыкального произведения. Написанные работы показывают, что почти все учащиеся делают это правильно. Музыка, звучащая на уроке, содействует развитию творческих речевых способностей школьников, увеличивает интенсивность речевого потока. При этом параллельно решаются и такие задачи, как воспитание внимательного слушателя и ценителя классической музыки, воспитание чувства прекрасного.
Ситуативные упражнения на уроках развития речи стимулируют речевую активность школьников, вызывают желание высказать свои мысли. Можно предложить ребятам отредактировать школьное сочинение, а можно задание сформулировать иначе: предложить детям переработать сочинение так, чтобы читателю было ясно, что прогулка была интересной, что она удалась, что ребята захотят еще раз вместе отправиться на прогулку. Ученик поставлен в определенную речевую ситуацию (мы, участники воскресной прогулки, рассказываем о ней), намечен адресат высказывания (читатель), сформулирована коммуникативная задача. Таким образом, сочинение перестало быть безадресным, ситуация нашла отклик у ребят.
Помимо написания сочинений привычных жанров, я использую творческие работы нетрадиционных жанров. В центре оказывается не столько текст, сколько ребенок – со всеми его впечатлениями, потребностью в образном мышлении. Поощряю у ребят импровизацию, употребление незапланированных индивидуальных языковых средств. Вызывают интерес школьников необычно названные виды работ: «сочинение-различение» (стилизация), «сочинение-развлечение» (лингвистические миниатюры-подражания). На одном из занятий мы обратились к «биному фантазии» - оригинальному способу обучения сочинению-развлечению. Его придумал итальянский детский писатель Дж. Родари. «Бином фантазии» – это 2 слова, между которыми нет ничего общего: запятая и солнце, травинка и математика. Без предварительной детальной подготовки, только после объяснения сути «бинома фантазии», школьникам дается задание написать рассказ «Бином», причем одно слово в нем должно быть лингвистическим понятием, а другое – любым. Получаются интересные творческие работы.
Дифференцированные творческие задания. Структура уроков при развивающем обучении предполагает организацию творческой, поисковой лингвистической деятельности учащихся с различным уровнем учебных и лингвистических способностей. Дифференцированный подход помогает в условиях классно-урочной системы обучения реализовать творческие возможности всех учащихся.
Например, при изучении в 6 классе темы «Гласные в приставках пре - и при-» предполагаются дифференцированные творческие задания на уроке:
- подобрать слова для распределительного диктанта;
- подобрать слова с неясным значением приставок и слова, в которых пре - и при - стало частью корня;
- написать творческую работу, используя слова с приставками пре - и при-.(Приложение ).
Задание на дом тоже выбирается школьниками. Таким образом, начиная с 5 класса, учащиеся вовлекаются в доступную им творческую деятельность по русскому языку: подбирают и создают дидактически ориентированные тексты; разрабатывают самостоятельно таблицы с печатной основой для обобщающей работы на уроке; подбирают тексты-иллюстрации для демонстрации рассматриваемых единиц; делают доклады на основе дополнительной лингвистической литературы (например, «История форм прошедшего времени»); ищут нестандартные лингвистические задачи, парадоксы, шутки, кроссворды; создают иллюстрации к урокам грамматики по типу «Грамматика в рисунках»; выпускают лингвистический листок «Знаете ли вы?». Показателем положительных сдвигов в лингвистическом развитии учащихся является способность к переносу приобретенных знаний и умений на новый материал. Решение поставленных задач я стремлюсь обеспечить на специальных лабораторных занятиях... На них можно оптимально сочетать коллективную, групповую, и индивидуальную поисковую деятельность учащихся.
Игра. Большую работу по развитию творческих способностей учащихся провожу и на уроках литературы. Игра как свободное проявление личностного начала ребят давно привлекала моё внимание. Игровые приемы дают простор творческому развитию. Например, игра «Читай-город». В 8 классе при изучении «Капитанской дочки» вместо обычной проверочной работы предлагаю эту игру, в которой все может быть, только читать надо внимательно. Как смеялись мы над тем, что корзиной для мусора в Белогорской крепости служила пушка, а арсеналом был обычный чулан.
Проблемные вопросы. Проблемные вопросы при анализе произведений позволяют увести от шаблона, от изложения содержания заученными фразами, заставляют взглянуть на проблему по-новому. При изучении романа Л. Н. Толстого «Война и мир» перед учащимися ставятся проблемные вопросы, требующие дать оценку поведения героев. (Приложение ). Чтобы ответить на эти и подобные вопросы, нужно прежде всего внимательно прочитать текст произведения, обдумать и решить серьезную и непростую проблему, а затем отстоять свое мнение в классе: ведь получили эту литературную задачу все, и у каждого свое решение. Так создается творческая атмосфера на уроке, возникает заинтересованное обсуждение важных литературных и мировоззренческих вопросов – те споры, в которых рождается истина. И ученик из ответчика, со страхом ожидающего, когда его спросят, превращается в соратника, равноправного с учителем искателя истины, и вместе они думают на уроке, мучаются, ищут, радуются открытиям. Не случайно, говоря об обычном занятии, мы употребляем совсем, казалось бы, не «учебные» слова: мучиться, искать, радоваться и другие. В том-то и дело, что эти слова, по моему мнению, должны стать определяющими для любого урока, тем более для урока литературы. Характер знаний, получаемых на нем, таков, что они должны быть не только продуманы, осмыслены, восприняты разумом, но и прочувствованы, восприняты эмоционально.
Иллюстрирование. Мои ученики почти всегда делают иллюстрации к тому, что читают. Рисунки развивают следующие креативные качества: воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости. Мир в рисунках ребят ярок, контрастен. Многие ученики даже буквы-надписи раскрашивают в разные цвета. Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства.
Анализ лирических стихотворений. На уроках литературы много работаю над анализом лирических произведений. Нам кажется, что у нас уже сложилась система работы по анализу стихотворений. Особая трудность состоит в том, что научить понимать и глубоко воспринимать стихи нельзя, продиктовав, например, план анализа, пусть даже хороший. Пока ребята не попробуют самостоятельно проанализировать стихотворение, не почувствуют трудности, не поймут своих ошибок, они не научатся сложнейшему виду анализа – анализу лирического текста.
Интересна, например, парная работа, когда на каждую парту раздаются два-три законченные по смыслу напечатанные строчки стихотворения и предлагается объяснить свое видение образов, определить, какими изобразительно-выразительными средствами пользовался автор. Разумеется, полный текст стихотворения у школьников есть. Можно произвести анализ особенностей построения предложений, употребления словосочетаний и слов, использование слов в прямом и переносном значении, основ этого переноса значений. Учащиеся всегда охотно выполняют эту работу, так как в ней привлекательность активной и самостоятельной деятельности на уроке множится на склонность к коллективной деятельности. Следующий этап, характеризующийся еще большей степенью самостоятельности, - домашний анализ одного общего для всех стихотворения. Почему одного для всех? Чтобы каждый над ним работал дома сам, а разбор на уроке был интересен всем. Он особенно интересен, если учитель составит из всех находок ребят один коллективный анализ и прочитает в классе. Когда его слушают, то удивляются чужим открытиям, досадуют, что не увидели эпитета, не обратили внимания на сравнение, не поняли метафоры.
Литературное творчество. Многие мои ученики пишут стихи . Нетрадиционные уроки литературы такие, например, как конкурс чтецов также способствуют развитию творческих способностей учащихся. Данная тема создаёт большое поле для дальнейшей работы, для совершенствования системы. Сущность опыта заключается в развитии творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учеников. В итоге ученики не просто знают, что «чтение есть лучшее учение», но и умеют читать, то есть наслаждаться красотой и силой слова, извлекать из книги духовно-нравственные ценности. Надеюсь, что, став взрослыми, мои ученики будут перечитывать «Войну и мир», «Анну Каренину», сумеют отличить подлинное от подделки. Это и есть моя учительская мечта, моя надежда.
Результативность опыта
Уроки русского языка и литературы представляют большие возможности для развития творческих способностей детей. Результатами работы в этой области являются отсутствие боязни у детей при написании сочинений, интерес к творческим занятиям, пробуждение интереса к чтению, что особенно важно сейчас, когда многие учащиеся перестают читать художественную литературу. Заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков.Муниципальный уровень:
Победы и призовые места —1место творческий конкурс «Наш любимый дядя Стёпа» Мухортова Е. (2014);1 место в конкурсе «Новогодняя игрушка» Мухортова Е.(2015); 1 место в конкурсе рисунков Мухортова Е.(2014); призёр форума «Одарённые дети» Мухортова Е.(2015,2016); победитель форума «Одарённые дети» Кильдеев Р.(2016)
Республиканский уровень:
Победы и призовые места – творческий конкурс «Война в моей семье» Маланкина А. – призёр(2013г); II место в конкурсе «Энергосбережение…» Мухортова Е.(2015); призёр конкурса «Искусство слова» КильдеевР.(2015); призёр творческой олимпиады «Искусство слова» КильдеевР.(2015); призёр конкурса «Золотое перо» КильдеевР.(2015); призёр конкурса краеведческих исследовательских работ «Отечество» КильдеевР.(2015); призёр конкурса творческих работ «Победе -70» (газета «Юлдаш») КильдеевР.(2015); призёр конкурса «Поклонимся великим тем годам» Мухортова Е.(2015); победитель конкурса «Живое слово» Кильдеев Р. (2015); призёр конкурса детского и юношеского творчества «Ушаков.Россия.Флот.» Кильдеев Р.(2015); победитель III научно-практической конференции “Культура Мордовии:прошлое, настоящее, будущее” Кильдеев Р. (2016).
Российский уровень:
Победы и призовые места – конкурс молодых татарских писателей «Ильхам» Кильдеева А. – лауреат(2015); Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Горизонты открытий» Кильдеев Р. –призёр (2015).
Международный уровень:
Конкурс «Школьный патент-шаг в будущее» в номинации «Лучшее сочинение на заданную тему». Мухортова Е.- победитель ( 2015).
Теоретическая база опыта.
Алексеев Н.А. Понятие личностно – ориентированного обучения. //Завуч, № 3/1999.
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития.- Казань, 1998.
Векслер С.И. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. под. наук, Киев, 1974 г.
Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001 г.
Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). М.: БОНФИ, 2002.
Дьяченко В.К. Развивающее обучение и развитие личности //Школьные технологии, 1997.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991 г.
Документ « Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.:МО РФ, 2001».
Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов.-Волгоград: Учитель, 2007.
Концепция развития исследовательской деятельности учащихся.// Авт.: Алексеев Н,Г, и др.-в ж. «Исследовательская работа школьников», 2002.
Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Издательский дом “Первое сентября”, М., 2005 г.
Якиманская И.С. Развивающее обучение.-М, 1979.
Приложение 1.
Урок развития речи по теме «Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова «Первый снег»
Цели урока:
обучающие: обучение учащихся восприятию произведения живописи, умению логично и связно передать свои наблюдения, используя изученные изобразительно-выразительные средства языка; формирование приемов сжатия исходного текста, навыков работы с заданиями, содержащими элементы ОГЭ по русскому языку;
развивающие: углубление знания устного народного творчества и произведений русских и татарских поэтов; развитие связной речи; обогащение словарного запаса;
воспитательные: воспитание внимательности, художественного восприятия окружающего мира, умения видеть прекрасное в обыденном, любви к родному краю, жалости и сострадания  к птицам.Оборудование: репродукция с картины А.А.Пластова «Первый снег», раздаточный материал, сборники «Народные приметы», «Устное народное творчество», компьютерная презентация, репродукции с картин А.А.Пластова «Летом», «Фашист пролетел», «Ужин трактористов»; карточки  с опорными выражениями для сочинения-описания.
Тип урока: урок развития речи.
Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технологическая карта урока русского языка в V классе
Технология проведения Деятельность ученика Деятельность учителя Обучающие и развивающие задания каждого этапа
I этап.
Организационный момент
Цель: организация  учащихся для восприятия учебного материала, активизация Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их Создать  рабочий настрой на учебную деятельность, предмет и тему урока, а также на лексическую тему «Пришла зима» 1.Организационный  момент
Слово учителя.
– Ребята! Сегодня у нас необычный урок – у  нас сегодня в  гостях Зима. А как надо встречать гостей, как вести себя при них, вы уже знаете. Так давайте покажем  наши навыки, знание  русского языка , умение связно излагать свои мысли. Сначала, как всегда, фонетическая разминка. Ясно, четко проговариваем скороговорки:
• Под  топотом копыт пыль по полю летит.
• Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
• Мчится поезд скрежеща, ча-ша-ща, ча-ша-ща.
Тема сегодняшнего нашего урока – это подготовка к сочинению – описанию  по картине А.А.Пластова «Первый снег»
 
II этап.
Актуализация знаний
Цель: проверить  домашнее задание, добиться выразительного чтения стихотворений русских и татарских поэтов о зиме, а также пословиц, загадок и народных примет, подобранных группами Прочитать наизусть стихотворения о зиме. Работать в группах:
-пословицы,   поговорки,
- загадки,
- народные приметы, посвященные зиме. Разгадать загадки. Участвовать в обсуждении проблемных  вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его Организовать конкурс на лучшего чтеца. Показать учащимся талантливое описание русскими и татарскими поэтами красоты зимней природы. Организовать проверку выполнения  групповой  работы;  беседу о наступлении зимы. Осуществить связь с уроками русской литературы, музыки и изобразительного искусства 2. Проверка домашнего задания
– Прежде чем приступить непосредственно к теме урока, поговорим о зиме. После долгой пасмурной осенней непогоды, слякоти и бесконечных дождей наконец-то наступила зима. Словно спохватившись, она пересилила постылую оттепель, круто повернув на холода.  Затрещали молодецкие морозы. Неделями не спадает стужа.  За холодами и вьюги приспели, намели серебристые сугробы. Нынешняя зима пришла своевременно?
–  Да, уже в конце ноября все вокруг покрылось белым снежным одеялом.
– Какое время года вам больше всего нравится?
– Зима.
– Вот и многие поэты тоже больше других времен года любили зиму и написали о ней замечательные стихи. Давайте послушаем некоторые из них.
1-й ученик.А.С.Пушкин. «Зимнее утро»
Мороз и солнце, день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный,
Пора, красавица, проснись:
Открой  сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела,
А нынче…погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена, веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки,
Но знаешь, не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
 
2-й ученик. Г.Тукай. «Белый дед»
Когда пушистый снег
Оденет белый свет,
Когда наш голый
Сад от снега станет сед,
Опять приходит к нам
Пургою запорошен,
Игрушек накупив,
Наш дед – белый  дед.
«Спасибо, милый дед!» –
Ему  кричим в ответ.
3-й ученик.Р.Миннуллин. «Пусть он будет теплым»
Как-то  раз пошел Алмаз
Поиграть во двор,
А вернулся красный-красный ,Словно помидор.
Плачет бедный мальчик,
Обморозил нос:
«Бабушка, пожалуйста,
Накажи мороз.
Чтобы не кусался он,
Не  был  чтоб недобрым!
Пусть он будет ласковым,
Пусть он будет теплым!»
4-й ученик.А.Прокофьев. «Мороз – красный  нос»
Я мороз – красный  нос,
На снегу студеном рос,
И на горке ледяной,
И где бор стоит стеной,
И где вьюги веют грозно,
И где солнце всходит поздно.
Я мороз – красный  нос,
Бородой седой оброс.
В мою бороду седую
Ветры дуют, вьюги дуют.
Ну, а я на чистом льду
В самый русский пляс иду,
Я пляшу, пляшу, скачу,
Серебром за все плачу,
Серебром за все плачу,
На весь свет его мечу.
5-й ученик.Е.Трутнева. «Огоньки – снегири»
Откуда в дремучем лесу огоньки?
Садятся на ветки, на снег, на сучки.
Что ж ветки от тех огоньков не горят?
Не тает нисколько их снежный наряд.
То с ветки сосновой, то с елки мохнатой
Вспорхнет огонек красногрудый, крылатый.
В беретиках черных и с грудкой румяной
Летают их стайки над снежной поляной;
В репьях над снегами – для  них семена.
В морозном и снежном лесу тишина…
Пощиплют репьев и щебечут на ветках
О новых полетах, о новых разведках.
Всю зиму, весь день, от зари до зари,
Летают в лесу огоньки – снегири.
6-й ученик.С.А.ЕсенинПоет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И  жмутся  поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У  мерзлого окна.
И снится им  прекрасная,
В улыбках солнца яснаяКрасавица весна.
Учитель. Как живется птицам зимой? Что им угрожает? Как вы можете облегчить их страдания, как им помочь?
(Ответы учащихся.)
Учитель. Не только поэты создавали свои произведения о зиме. В устном народном творчестве мы тоже встречаем много загадок, пословиц и поговорок, народных примет о зиме. Вы в группах должны были подобрать пословицы, загадки и народные приметы.  Проверим, как справились  с заданием. Начнем с народных примет. Давайте, ваши примеры. (Ответы учащихся.)
• Чем сильнее морозы – тем  жарче летние месяцы.
• Ясная погода при глубоком снеге – к сильным морозам.
• Снег сильно скрипит под ногами – к  стуже.
• Звезды мерцают – к  снегу.
• Деревья в инее – небо будет синее.
• Раннее пение петухов в мороз – на  оттепель.
Пословицы и поговорки о зиме
•  Береги нос в большой мороз.
•  В зимний холод всякий молод.
•  Декабрь год кончает, а зиму начинает.
•  Зима без снега – лето  без хлеба.
•  Мороз невелик,  да стоять не велит.
•  Холодная зима – жаркое лето.
•  Шубка – зимой  не шутка.
•  Зимой льдом не дорожат.
Загадки о зиме.
• Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз)
• Скатерть бела весь свет одела. (Снег)
• На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
• В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)
Учитель. Молодцы! Как видите, и в устном народном творчестве, и в произведениях поэтов и писателей  прославляется красота зимней природы. Об этом же и стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер», к которому народ сочинил музыку. Послушаем  эту песню и выполним под нее несколько упражнений.
Физкультминутка.
 
III этап. Работа над новым материалом
Цель:  научить учащихся анализировать произведение живописи, связно и логически правильно излагать свои мысли, используя в своей речи изобразительно- выразительные средства языка Участвовать в беседе по обсуждению картины, выразить свое мнение о картине. Сформулировать личные наблюдения и восприятие окружающего. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его Организовать беседу по обсуждению картины. Дать информацию о художнике и о месте картины «Первый снег» среди других работ автора. Совершенствовать навыки сжатия исходного текста, подбора синонимов, распознавания изобразительно- выразительных средств (элементы ГИА по русскому языку). Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Осуществить связь с уроками истории              3. Работа над новым материалом
 Учитель. А  теперь приступаем непосредственно к работе по подготовке к сочинению по картине А.А.Пластова «Первый снег». Сначала несколько слов об авторе.  
Ученик. А.А.Пластов (1893 – 1972) – выдающийся  русский художник. Многие его картины посвящены изображению русской деревни, ее природы и жителей. Сельский труженик и природа – эта тема объединяет все, написанное художником. «Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймет он эту удивительность, громоподобность бытия – на  все его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись», – говорил  художник . Пробудить понимание красоты окружающего мира помогают картины Пластова. Вот некоторые из них: «Летом» (1954), «Фашист пролетел» (1942), «Первый снег» (1946).  
Беседа по картине
– Почему картина так названа?
– Запомнился ли вам тот день, когда вы увидели первый снег?
– Какие чувства вызывает у вас первый падающий снег?
А вот как описывали первый снег В.Цыбин и Р.Скребицкий.
Чтение текстов упр.154
1. «– С первым снегом! – поздравляют  меня ребятишки. – С самым  первым снегом!
У первого снега снежинки легкие, поэтому они кружатся. Это продолжается листопад – только уже не желтый, а белый, тающий на твоей ладони…».  
– Передайте одним предложением то, о чем вы только что прочитали.
Ученик. Первый снег похож на белый листопад, потому что снежинки легкие и кружатся, как листья.
2. «Голая земля промерзла, а зима все еще не наступила.  Но вот потеплело, и к вечеру пошел снег.  Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе.  С каждой минутой их становилось больше, и наконец снег повалил хлопьями.
Я накинул на плечи полушубок и вышел на крыльцо… Воздух был чистый, свежий.  Кругом было совсем тихо …  Я стоял и следил за тем, как из вечернего неба сыпал и сыпал на землю белый пух зимы…».  
– Найдите в тексте эпитеты и метафоры.
Ученики. Голая земля, чистый свежий воздух, мохнатые снежинки – эпитеты.
  Пошел снег, снежинки закружились, снег повалил хлопьями, белый пух зимы – метафоры.
– Подберите к словам синонимы и запишите их в тетрадях: падает – идет, накинул – надел, закружились – завертелись.
– Снова обратимся к картине. Найдите на ней приметы первого снега. (Ответы учеников.)
– Однажды Пластов заметил: «Я во все картины правдами и неправдами ребятишек вписываю». Как вы думаете, почему и на этой картине художник изобразил детей?
– Кто из них выбежал раньше, кто позже? Чем вы можете подтвердить свою догадку?
– Как воспринимают первый снег девочка и мальчик?
– А как передать это настроение и свои впечатления словами?
– Какое настроение у девочки?
– Почему мальчик радуется снегу?
–  Как одеты дети?
– Чем можно объяснить бедную одежду детей?
– Почему дети не хотят уходить домой?
– Какой стала земля?
– Как падает снег на землю?
– Как можно догадаться, что дует ветер?
– В какую сторону отклонились ветки?
– В какую сторону летят снежинки?
– Почему дети прикрывают глаза?
– Куда падают снежинки?
– Опишите снег на крышах домов, на крыльце, ветвях березы, на земле.
– Какая птица гуляет по двору? Какого она цвета? Какие у нее крылья?
– Прикройте ворону рукой, а потом руку уберите. Каким кажется снег от темной вороны?
– Какова основная мысль картины?
– Какие краски преобладают в картине? Почему?
– Какие чувства вызывает у вас картина?
–  Какими средствами добивается этого художник?
– А как бы вы описали то, что открылось взору ребят?  
 
IV этап.
Закрепление изученного  на уроке
Цель:  научиться  анализировать произведение живописи, используя в своей речи новые слова и выражения. Связно и логически правильно выражать свои мысли. Уметь применять полученные на уроке знания в работе над сочинением- описа-ниием. Формулировать умения и навыки, приобретенные в ходе урока. Участвовать в нахождении эпитетов и метафор, а также в составлении предложений с паронимами в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его Организовать фронтальную работу и индивидуальную проверку знаний по нахождению изобразительно- выразительных средств языка, а также по правильному употреблению в речи слов типа снежный-снеговой, ледяной-льдистый- леденящий- ледовый. Организовать словарную работу, упражнения по обнаружению «лишнего» слова. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов 4. Закрепление  изученного  на уроке
Учитель. Итак, мы с вами проанализировали  картину «Первый снег». К следующему уроку  вам дома нужно будет написать сочинение по картине. Как вы думаете, какой тип текста больше подойдёт для этого?
Ученик. Описание.
Учитель. Что характерно для описания?
Ученик. Много эпитетов, метафор. Текст-описание отвечает на вопрос «какой?»
Учитель. Перед вами текст «Пришла зима». Внимательно прочитайте его и выпишите «зимние» слова, которые вы можете использовать в своих сочинениях.
Пришла зима
С севера подулстуденый ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой!(поставить ударение в слове «красивее»)Вот цветок с шестью лепестками, вот – звездочка с шестью лучами.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них  обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные шарики.
Падая на землю,снежинки лепятсядруг к другу иобразуют хлопья.
Идет зима,  растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.
А тут еще пригревает солнце, и ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепель.  А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуетсятвердая корочка. Она называется настом.
– Какое слово «лишнее», не имеющее отношения к зиме?
– Изморозь, мороз, подморозило, изморось.  
– Аргументируйте свой выбор.
Словарная работа
Слякоть – жидкая  грязь от мокрого снега
Оттепель – теплая  погода с таянием снега
Кровля – крыша
    Студеный – холодный
Снег хлопьями – крупные слипшиеся снежинки
Тешить – забавлять, развлекать
Зачарованно – удивленно
Наст – твердая  корка на снегу  
– Употребите данные прилагательные с именами существительными:
Ледяная (горка),льдистый (путь),леденящий (взгляд),ледовый (дворец).
Снежная (зима),снеговые (тучи)
 
V этап.
Задание на дом Цель:  настроить учащихся на написание домашнего сочинения по данным опорным словам и выражениям, а также вопросам. Подобрать эпиграф к сочинению. Разъяснить учащимся критерии успешного выполнения и оценивания домашнего задания Выбрать форму написания сочинения- описания, составить план и подобрать эпиграф.
Оценить ответы одноклассников Раздать карточки с опорными выражениями и словами. Анализировать ответы учащихся и выставить оценки   Итак, мы с вами провели работу по подготовке к домашнему сочинению.  По картине А.А.Пластова, по своим личным наблюдениям и ощущениям, используя опорные выражения и слова на карточках, а также опираясь на тексты упр. 154, 155, 159, 160, напишите сочинение- описание на одну из тем: «Первый снег»,  «Каким  я запомнил (а) первый снег»,  «Кружатся первые снежинки».
Подберите к сочинению одно из известных вам стихотворений о зиме, например,
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает,  ложится.  
Подведение итогов, выставление оценок
 
Приложение 2.
Конспект урока по теме «Правописание НЕ с прилагательными» (6 класс)
Задачи урока.
Образовательные:
1) познакомить с основными правилами слитного и раздельного написания не с именами прилагательными;
2) сформировать навыки правильного написания НЕ с именами прилагательными;
Развивающие:
1) развивать у детей учебно-организационное умение определять задачу на уроке;
2) осуществлять самоконтроль;
3) расширять словарный запас учащихся, формировать умение аргументировать свой ответ, развивать культуру речи.
Воспитывающие:
1) воспитание интереса к природе, стремления к заботливому отношению к ней;
2) воспитание у учащихся социальной компетентности, умение учитывать позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Оборудование: компьютер, раздаточный материал, карточки, презентация, доска, менеджменты.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: новые структуры обучения, педагогика сотрудничества.
Ход урока.
Организационный момент: тема, цель, планируемые образовательные результаты.
- Мы сегодня на уроке работаем, сидя в группах (бригадах), учимся заниматься сообща, сотрудничая и помогая друг другу лучше усваивать учебный материал.
- Приветствуем партнера по лицу, по плечу; пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи на уроке.
- Цель сегодняшнего урока: изучить тему «Не с именами прилагательными»
2. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
1) Повторение о разрядах имен прилагательных.
- Чтобы изучить новую тему, мы сначала должны повторить темы «Качественные прилагательные» и «Правописание НЕ с существительными».
1) Структура Джот-тотс (30сек.)
Задача: вспомнить про качественные имена прилагательные и написать их правильно.
Алгоритм работы:
1) берите лист бумаги, складывайте на 2 части, разглаживайте линию, чтобы ровно порвать лист, потом делите половинки еще на 2 части и получите 4 карточки, на них пишите слова.
2) придумайте по 4 слова - качественные прилагательные;
3) проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги.
4) положите на центр стола лицевой стороной вверх и не закрывайте слово;
5) каждый должен написать по 4 слова (проверяю правильность слов на карточках у каждой команды.)
2) Структура Тик-тэк-тоу: (30 сек.)
- А как мы умеем применять имена прилагательные в связной речи? Выполним такое задание.
Задача: составить предложения с придуманными прилагательными.
Алгоритм:
1) партнер №1 раскладывает 9 листочков в формате3\3 на середине стола;
2) каждый член команды составляет 3 предложения, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, по горизонтали или диагонали).
- У кого получились самые интересные предложения, читают партнеры №1.
3) Структура Финк-райт-раунд робин (по 30 сек. каждому партнеру)
- Для изучения новой темы повторим о правописании НЕ с именами существительными.
Задача: ответить на вопрос «Чем отличаются качественные и относительные имена прилагательные?»
Алгоритм:
1) подумай;
2) напиши кратко в черновике, не забудь написать примеры;
3) расскажи другим в команде (по кругу, друг за другом рассказываем, обсуждаем.)
- Отвечают на данный вопрос партнеры под №2, другие все слушают, при необходимости исправляют и добавляют.
- Сегодня на уроке над качественными прилагательными работаем дальше, учимся их правильно писать.
3. Изучение новой темы.
1) постановка учебной задачи.
- Прочитайте тему урока, попробуйте поставить перед собой задачи на урок (научиться правильно писать не с именами прилагательными)
2) решение учебной задачи. Усвоение новых знаний.
- Ребята, попробуйте изучить эту тему самостоятельно, по учебнику.
- Выполним работу «До и после»
Структура «ЭЙ АР ГАЙД» («До и после»)
Задача: изучить самостоятельно новую тему, используя ранее изученную тему «Не с именами существительными»
Алгоритм:
1 этап: работаем с утверждениями и ставим плюс, если согласны с утверждением и - минус, если не согласны, в графе «До»; (не боимся ошибаться)
2 этап: изучаем тему «Не с прилагательными» по учебнику на стр.25, п.62
3 этап: выполняем работу и ставим +, если согласны с утверждением и -тире , если не согласны в графе «После».
4 этап - объясняем свои ошибки у доски.
«До и после»
До
- или + Утверждения
Пишется: После
+или -
(не) высокий - слитно (не)брежный -слитно (не)маленький, а большой- раздельно совсем (не) умный - слитно вовсе (не) слабый - раздельно ничуть (не) спокойный - слитно нисколько (не) красивый - раздельно мальчик (не)скромен- раздельно девочка (не)ряшлива- раздельно - Правописание каких слов не смогли правильно отметить?
- Какие имена прилагательные написали правильно, какие - неправильно? Пишем на доске, объясняем.
Правильно отметили Неправильно отметили
Невысокий Совсем (не) умный.
Не маленький, а большой Вовсе (не) слабый
Небрежный Ничуть (не) спокойный
- Почему слова 2-ой колонки отметили неправильно? (Не с прилагательными пишется раздельно, если при нем есть слова совсем, вовсе, ничуть, отнюдь – этого пункта нет по теме «Не с именами прилагательными», этого не знали до изучения темы.)
Финк-райт-раунд робин (по 30 сек. каждому партнеру)
Задача: запомнить правила правописания НЕ с именами прилагательными.
Алгоритм:
1) подумай;
2) напиши кратко в черновике, не забудь написать примеры;
3) расскажи другим в команде (по кругу, друг за другом рассказываем, обсуждаем).
- Отвечают на данный вопрос партнеры под №3, другие все слушают, при необходимости исправляют и добавляют.
Учебный материал для запоминания.
Не с именами прилагательными пишутся слитно:
Если слово не употребляется без не.
Если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не – или близким по значению выражением.
Пишутся раздельно:
Если в предложении есть противопоставление с союзом а.
Если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не.
Структура «Клок-баддис» (Встреча по часам)
Задача: ответить на вопрос и запомнить, чем отличаются правила правописания не с прилагательными от правил написания не с существительными» (встреча с партнером на 9 часов, 30 сек.)
- Берем ваши часы, смотрим, кому назначили встречу на 9 часов и идем на встречу под музыку (физминутка)
- Даем друг другу «5» , приветствуем и начинаем работу.
Задача: запомнить, чем отличаются правила правописания не с прилагательными от правил «Не с существительными»
1. Чем различаются правила правописания Не с существительными и Не с прилагательными? (встреча с партнером на 9 часов)
(Отличие: Не с прилагательными пишется раздельно, если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не)Алгоритм:
1.Подумайте.
2. Запишите .
3. Расскажите партнеру.
- Сначала думаем, потом рассказывают те партнеры, кто выше.
- Те, кто ниже, рассказывают всему классу то, что услышали от партнера.
3. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль).
- Важно не только знать правило, но и уметь его применять.
- Напишите правильно, применяя изученное правило.
1) почерк (не)брежен;
2) (не)счастливый день;
3) (Не) добрый, а злой взгляд;
4) Вовсе (не)справедливое решение;
5) Арбуз (ни)чуть не сладкий.
Лист контроля:
1) Почерк небрежен;
2) Несчастливый день;
3) Не добрый, а злой взгляд;
4) Вовсе не справедливое решение;
5) Ничуть не сладкий арбуз.
Оцениваем: 1-2 ошибки- «4», 3 ошибки- «3»
4. Закрепление изученного материала. Развитие речи.
- Отправляемся в путешествие в зимний лес.
- Прочитайте текст, определите тип текста (описание).
- Какова идея текста? (Красив и интересен зимний лес).
- Слов каких частей речи много в тексте?
- Как пишутся прилагательные и существительные с НЕ?
Задание: списать имена прилагательные, которые пишутся слитно (1 стол), раздельно (2,3 стол) и объяснить написание с партнерами по плечу (релли-робин), затем всему классу.
Текст
Зимний лес
Лес утонул в (не)пролазных сугробах. Вместе со снегом налетели в лес диковинные существа. Белые (не) знакомые фигурки расселись по пням и сучкам. У реки грустит о братце (не)веселая Алёнушка .Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной шапке. А этот зверёк и вовсе (не)известен. Но сделай шаг в сторону, и обернётся зверёк сучком. (Не) грустное, а веселое настроение сменило осеннее (не)настье.
Структура «Ол- райт –раунд-робин»
Задача: составить рассуждение по теме «Нам очень нравится зима»
Структура текста-рассуждения:
1 часть – тезис, утверждение;
2 часть – аргументы, доказательства , примеры.(во-первых, во-вторых, в третьих и т.д.);
3 часть – вывод (таким образом, итак).
- Тезис вам дается, (Нам нравится зима), вывод писать тоже нетрудно, будем учиться подбирать аргументы утверждению.
Утверждение: Нам очень нравится зима.
Алгоритм.
1 этап. Каждый берет лист бумаги и пишет аргумент, почему ему нравится зима.
2 этап. Каждый по очереди читает свои аргументы, кто слушает, тот пишет черточку после своих аргументов и добавляет в свой лист после черточки те аргументы, которых у него нет.
3 этап. Партнеры №3 читают всему классу аргументы, которые получились в результате совместной работы бригады.
- В результате выполнения этой работы вы подготовились писать домашнее сочинение по теме «Нам очень нравится зима».
5. Контроль и самопроверка знаний.
Самостоятельная работа. (Упр. 357)
Задача: написать слова с Не правильно, объяснить.
1 этап-выполнение, 2 этап-взаимопроверка в парах по лицу.
Критерии оценивания: 1-2 ошибки- «4»;3-4 ошибки – «3»
6. Рефлексия.
- Как вы изучили новую тему? Все ли поняли?
Структура: 3-2-1
3…самых важных момента, которые я сегодня узнал.
2 …правила, которые я буду помнить при написании Не с прилагательными.
1…вопрос, который у меня возник на уроке.
- Напишите краткие ответы и обменяйтесь мнением в парах по плечу.
7. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению :
1) упражнение 360 (для всех), п.62;
2) сочинение «Наступила зима» (по выбору, с использованием составленных в классе аргументов).
Приложение 3.
Урок повторения пройденного материала о глаголе в 5 классе
Цели урока: а) повторить знания о глаголе как части речи;
б) умение находить глагол; обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глагола; умение использовать глагол в речи.
в) привитие чувства любви к красоте природы.
Раздаются карточки с заданиями.
Задание. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.
Надо учит…ся, (не)решил, прочитаеш…, трудит…ся, береч…, (не)навидеть.
– Проверьте, правильно ли вы выполнили. Над какими видами орфограмм вы работали? (Сингл раунд робин), проговаривают ответы по кругу один раз.
(Ученики, громко проговаривая, объясняют партнёрам по плечу правописание слов, пишут, раскрывая скобки.)
А Б
1. Тот труда не бои(т, ть)ся, кто умеет труди(т,ть)ся2. Дело мастера бои(т,ть)ся. Человек по делу узнае(т,ть)ся3. Надо труди(т,ть)ся4. Не надо лени(т,ть)ся5. (Не)чувствовал усталости 6. Мне (не)здоровится
7. (Не) прикасался к проводам 8. (Не)участвовал в разговоре
3. Какое самое сложное орфографическое правило темы «Глагол» мы не вспомнили?
(Правило написания безударных личных окончаний глагола).
– Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании безударных личных окончаний глагола?
На интерактивной доске появляется алгоритм рассуждения. Учащиеся читают про себя, затем проговаривают вслух.
Глаголы 1-го и 2-го спряжения
Ко 2-му спряжению относятся:
– Все глаголы на -ить:
клеить, любить, строить… Искл.: брить, стелить, зиждиться.
– Глаголы-исключения:
4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать;
7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.
Все остальные глаголы относятся к 1-му спряжению:
Писать, бороться, толкнуть, плясать…
Запомнить глаголы на -ять: сеять, веять, реять, таять, чуять, лаять, каяться, маяться, надеяться, лелеять, затеять, чаять, блеять, хаять. Они относятся к 1-му спряжению.
Чтобы не ошибиться в написании безударных личных окончаний глагола, необходимо:
– поставить глагол в начальную (неопределенную) форму;
– выяснить, оканчивается ли он на -ить и является ли глаголом-исключением;
– определить спряжение глагола;
– вспомнить личные окончания глагола в этой форме.
Например: бре...шь – брить, исключение, 1-го спряжения, окончание –ешь – бреешь;
стро…шь – строить, глагол на -ить, 2-го спряжения, окончание -ишь – строишь.
Физкультминутка. Сигнечес.
4. Проверочная работа. Е – И в окончаниях глаголов.
1. стон-тстел-тла-т2. завис-тстро-ткле-т3. пил-ткол-труб-т4. крош-тненавид-тполюб-т5. пен-тсякуса-тсяувид-т6. смотр-тдыш-траста-т7. жал-тпроед-тзагора-т8. ре-тсе-тблиста-тАнализ текста.
Упр. 567. (Учебник под редакцией Л.З.Шакировой). Учащиеся должны озаглавить текст, вставить пропущенные буквы. Назвать глаголы, определить время, вид.
Анализируя текст, учащиеся отвечают на вопрос:
– Использование каких средств выразительности помогает писателю создать образную картину?
Ученики записывают ответы, встают в круг, обсуждают, показывая свои ответы, обучают друг-друга. Ученик из каждой команды отвечает, используя карточки с ответами.
6. Итог урока, учащиеся отвечают на вопрос:
– Какие орфографические навыки повторяли на уроке?
Домашняя работа.
– Написать короткую зарисовку, используя в ней различные средства выразительности, в том числе однородные сказуемые, выраженные глаголами. Темы работ: «Первые цветы весны», «Весеннее утро».
Приложение 4.
Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом»
Цели: научить определять границы темы; активизировать тематическую группу слов «Лето»; повторить орфограмму – правописание падежных окончаний прилагательных; научить употреблять прилагательные в роли эпитетов.
Ход урока.
1. Целевая установка.
Сегодня мы вспомним наши летние радости, а поможет нам это сделать картина Аркадия Александровича Пластова. По мотивам этой картины мы составим устное сочинение, при этом будем учиться раскрывать тему, соединять предложения в тексте, и, чтобы сочинение получилось ярким, красочным, как сама картина, учиться использовать прилагательные в роли эпитетов.
2. Рассказ о художнике.
Перед вами репродукция картины народного художника СССР. Посмотрите на репродукции других его картин. Что в них общего? Какой широкой темой можно объединить их темы? «Витя – подпасок», «Первый снег», «Ужин трактористов», «Летом», «Косари» - во всех них отражена деревенская жизнь, родная Прислюниха Ульяновской области. Здесь поля, на которых работали его прадеды, деды, отец, сам художник, здесь прошло его детство, здесь живут и работают герои его картин.
Картины А.А.Пластов радуют и привлекают своими звонкими, сочными красками, красотой изображенной на них природы. И каждая картина дышит счастьем…
Беседа по содержанию картины и сбор рабочих материалов – «заготовок» к сочинению.
- Что же такое счастье? Послушаем поэта.
Что такое счастье, мне скажи.
Я давно хочу узнать про это.
Я спросил у колосистой ржи,
Я спросил у мудрого поэта.
Рожь ответа сразу не дала,
Для начала ветром прошумела,
А поэт мне подарил слова,
На вопрос ответил очень смело:
Счастье – это горный водопад
Счастье – это белый снегопад,
Счастье – это мир, а не война,
Это моря теплая волна…
Это мир волшебный, полный грёз,
Это аромат родных берёз,
Это птица в небе высоко,
Это рыба в море глубоко,
Это жизнь Земли, людей, планеты,
Это в космос посланный привет!
…Аромат родных берёз. Перед нами кусочек счастливой жизни, счастье простых людей, слитых с природой. Давайте рассмотрим их внимательно и подумаем, что хотел сказать нам художник, работая над этой картиной.
- Какая из фигур самая главная? Почему вы так думаете? Что особенно привлекает в девочке?
Рабочие материалы: смуглое спокойное лицо, жаркий румянец, тонкие чёрные брови, тёмные длинные волосы, волнистая прядка.
- Что останавливает наше внимание на фигуре спящей женщины?
- Почему художник так тщательно выписал руку женщины?
Рабочие материалы: загорелая сильная рука, трудолюбивая, хлопотливая женщина.
- Каково состояние собаки?
Рабочие материалы: вытянутые лапы; уши, как два лопуха; рыжевато-коричневая мягкая шерсть.
- Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?
- Послушайте, как говорят о таких уголках леса К.Г.Паустовский, и подберите сами красочные слова и выражения для описания этой лесной, деревьев, травы, цветов, солнечного света: «…Пусть в лесах – это километры тишины, безвестия. Это грибная прель, осторожное перепахивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет».
- Каков он, этот торжественный свет, на картине А.А.Пластова?
Рабочие материалы: белоствольная развесистая берёза; сочная изумрудная трава; мягкая шелковистая зелень, пестреют голубыми и желтыми огоньками, золотистая поляна.
- Что подарил лес девочке и её маме? Кто из вас собирал грибы или ягоды? Легко ли это? Какое чувство охватывало вас, когда, наконец, корзинка или ведро наполнены и взрослые зовут вас в тенёк отдохнуть.
- Какие грибы собирали девочка с матерью?
Рабочие материалы: упругие подосиновики, нежные маслята, крепкие боровики.
- Какие запахи напоили воздух на лесной поляне?
- Прослушайте лирическую миниатюру М.Пришвина и подумайте, почему она называется «Варенье»:
«Вернулся в десятом часу на ту холодную спящую лужайку, на которую ходили сегодня рано утром. В солнечном огне все гудело в цветах, заварилось, благоухало, как будто все вместе тут общими силами варили варенье».
Рабочие материалы: напоенный запахом трав воздух, истома жаркого летнего дня, тонкий аромат грибов и ягод.
- Почему так живо воспринимается нами эта картина, когда за окном осень, и мы выходим из тепла в промозглый, зябкий день.
Богатство цветущей природы художник передал праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета: красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда женщины и желтые, голубые вспышки цветов на ярком фоне травы. Эти краски и придают картине особую красоту, вызывают у нас чувство радости.
4. Составление плана.
1. Картина А. А. Пластова «Летом» - гимн чудесному времени года.
2. Герои картины: уставшая женщина, девочка с ягодами и их верный пес.
3. Лесная поляна.
4. Дары природы.
5. Мои воспоминания о лете.
5. Редактирование.
- Послушайте сочинение и определите:
1. Соответствует ли оно плану, теме; укажите, где наблюдается несоответствие плану или перестановка частей плана;
2. Чувствуется ли в сочинении радость восприятия красоты лета. Как-то раз пошла мама с дочкой в лес. Вышли они на красивую поляну. Рядом стоял пенёк, и под берёзами была тень. Они прилегли под ними. В лесу были комары.
Усталая женщина легла на траву и уснула. Она держала на весу руку, была одета в кофточке и юбке одного цвета, в том же цвете платок. Рука была изработанная, но крепкая.
Девочка была одета в красную косынку и в белое платье. Щеки были розовые, она была босиком. Волосы были темные и волнистые. Брови были черные и глаза тоже.
Пса звали Шарик, у него были опущенные уши, он спал. Шерсть у него была желтоватая.
В лесу были цветы : голубые колокольчики, одуванчики. Грибы были грузди, боровики, волнушки и лисички.
6. Подготовка к сочинению.
- Прослушайте это сочинение еще раз и подумайте, какая речевая ошибка его автора создает монотонность, делает описание картины неинтересным, неярким, невпечатляющим.
- Какие ещё речевые ошибки вы заметили?
- Какие глаголы можно было использовать в этом сочинении, чтобы не повторялось так назойливо слово был?
- Продолжим запись рабочих материалов:
Берёза свесила свои раскидистые ветви. Прохлада спряталась от неумолимого солнца на тихой лесной поляне. Волнистая прядка выбилась из - под косынки и упала на грудь. Мягкая шерстка собаки блестит на солнце. Румянец пробивается сквозь смуглую кожу девочки.
- Как избежать повторения слов художника, картина, нарисовал? (автор, изобразил, показал, передал настроение, на картине изображено).Приложение 5.
Кумулятивная сказка как средство повышения грамотности учащихся среднего звена
Правильное письмо является показателем грамотности человека.
К сожалению, русский язык для многих ребят так и остаётся тайной за семью печатями. Может ли ученик что-нибудь изменить в создавшейся ситуации? Может и должен! Известно, что сказку на лингвистическую тему учителя давно используют не только как средство, повышающее интерес к предмету, но и для лучшего усвоения нового материала.
Лингвистическая сказка сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изученном явлении, легко запомнить главное.
Я хочу предложить новый тип лингвистической сказки, который поможет, на мой взгляд, более эффективно решать проблемы с пониманием и запоминанием наиболее сложных видов орфограмм. Условно эти сказки можно назвать «кумулятивными» лингвистическими сказками. В чем же преимущество предлагаемого нами типа сказки?
Прежде всего, обратимся к термину «кумулятивный». Термин «кумуляция» восходит к латинскому «кумуляре», что означает: нагромождать, накоплять, усиливать. Кумулятивные сказки построены по принципу присоединения, наращивания звеньев.
Это сказки с цепной композицией. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Звенья цепочки все одинаковые («Репка», «Теремок», «Колобок»). Повторяющиеся одинаковые эпизоды дополняются новыми элементами.
Как правило, кумулятивные сказки рассказывали маленьким детям для того, чтобы они, слушая повторения, проще запоминали отдельные слова или выражения, так как кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена.
Алгоритм в моей системе обучения выполняет очень важную роль, потому что система алгоритмов и опорных карточек приучает ребят мыслить, они кодируют большой текстовый материал, понимая его, придумывают в меру своих возможностей способы наилучшего запоминания. Учение перестает быть мучением, т.к. не надо зазубривать параграфы. Недаром методики с использованием алгоритмов и опор принято называть комфортными.
Сказка на основе алгоритма это обращение к разным типам мышления учащегося – логическому и образно-художественному, что позволяет каждому создать оптимальные условия для деятельностного подхода при ФГОС, познавательной деятельности, для развития интеллектуальных и творческих способностей. На основании вышеизложенного, целью данной работы является создание нового способа решения проблемы орфографической грамотности.
Данная цель позволила определить гипотезу следующим образом: если использовать кумулятивные лингвистические сказки на уроках русского языка в средних классах, то это позволит путем творческой адаптации теоретического материала сделать процесс обучения осознанным, эффективным и продуктивным.
Проект состоит из следующих этапов: подготовительный, организационный, практический и заключительный.
Подготовительный этап: анализ контрольного диктанта, проведенного в 8 классе, по итогам I четверти.
Организационный этап:
1. Составление алгоритмов на орфограммы.
2. Создание кумулятивных сказок на основе алгоритмов.
3. Создание иллюстраций к сказкам.
Практический этап: чтение и инсценировка сказок.
Заключительный этап: экспериментальное доказательство эффективности нового способа в повышении орфографической грамотности школьников среднего звена.
Для реализации цели проекта используются разнообразные методы и приемы исследования, в частности, аналитический, интерпретационный, творческий, экспериментальный, сравнительно-сопоставительный методы, статическая обработка материала.
Подготовительный этап: анализ контрольного входного диктанта, поведенного в 8а и 8б классах, выявил наиболее распространенные орфографические ошибки.
Организационный этап: были составлены алгоритмы названных орфограмм. Затем на основе данных алгоритмов созданы сказки и иллюстрации к ним.
Практический этап: эксперимент по внедрению нового способа проводился в 8а классе. В течение нескольких уроков и на дополнительном часе по русскому языку в этом классе были прочитаны и инсценированы сказки.
Заключительный этап: мною в конце II четверти был проведен контрольный срез на знание орфограмм. После проверки выяснилось, что в экспериментальном 8а классе на отлично написали 10 человек, что составляет 40% от общего число писавших работу. В 8б – 2 ученика. Разница составила 32,4%.
Исходя из всего вышесказанного, показатель орфографического усвоения проблемных орфограмм в экспериментальном классе значительно выше, чем в 8б. Разница составила 32,4%.
Эти цифры практически доказывают эффективность работы над орфограммами с применением кумулятивных лингвистических сказок.
В заключение хочется сказать, что некоторые орфографические правила в своей формулировке содержат лишние условия выбора написания и перегружены терминами, в действительности никак не влияющие на выбор буквы. Освобождение этих правил от необязательной терминологии с помощью «сказочного алгоритма» позволяет изучать их более эффективно, особенно слабоуспевающим ученикам. Мною предпринята попытка разработки проекта и апробации собственного методического подхода к введению и закреплению грамматического материала на примере изучения основных видов орфограмм.