Конспект логопедического занятия на тему:Дифференциация твёрдых и мягких согласных с помощью букв О-Ё. Семантическое поле слова «котёнок».


Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса.
Тема: Дифференциация твёрдых и мягких согласных с помощью букв О-Ё. Семантическое поле слова «котёнок».
Цели урока.
Образовательные:
дифференциация твердых и мягких согласных на слух и при произношении, обозначение твердости/мягкости согласных посредством букв о, ё;
формирование «семантического поля» слова «котёнок», подбор родственных слов;
закрепление понятий «слова-предметы; действия», «родственные слова».
Коррекционные:
развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
развитие фонематического слуха и восприятия;
развитие навыков звукослогового анализа и синтеза;
уточнение, расширение и активизация словаря через формирование «семантического поля» слова «котёнок» посредством подбора родственных слов и работой над полисемией слов;
развитие психологической базы речи:
активизация мыслительной деятельности (загадки, логические задачи и игры);
развитие связной речи;
упражнение в образовании существительных во мн. ч., в И. и Р. пад.;
развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, зрительно-пространственной ориентировки;
развитие слухового восприятия, слухового внимания и слуховой памяти.
Воспитательные:
воспитание самоконтроля за устной и письменной речью.
Ход занятия:
Организационный момент.
Сядет тот, кто правильно закончит предложение.
Звуки мы … .
Гласных звуков всего … .
Согласные звуки могут быть … .
Мелкая моторика.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».
Артикуляционная моторика.
Сообщение темы занятия.
Сегодня на занятии мы будем учиться различать твёрдые и мягкие согласные, после которых пишутся буквы О-Ё.
Развитие фонематических процессов.
Игра «Наооборот» - твердые слоги заменить на мягкие.
мо - со - ро - во -
по - то - ло - но -
Игра «Птичка» - работа со слоговой таблицей (птичка прыгает по таблице, ребята запоминают и повторяют нужные слоги).
момёмомёлолёлолёно нёно нёрорёрорёЗапись слогов по столбикам ( в правый с твёрдыми согласными, а в левый с мягкими согласными): со, то, тё, сё, во, вё.
Игра «Наооборот» с мячом:
вол –
воз –
нос –
ров –
Семантическое поле слова «кот».
Отгадайте загадку: «Мягкие лапки, а в лапках цап - царапки».
Это маленький… (котёнок) (на доске поместить картинку).
Выяснение лексического значения слова (работа по словарю Ожегова).
На какой вопрос отвечает слово котёнок? (кто?). Значит это слово, обозначающее … (живой предмет).
Подбор родственных слов (запись в тетрадь в столбик)
Папа – … (кот), ласково - …(котик), взгляд у него -… (котиный).
Что значит слово – окотиться? …(рожать котят)
Докажите что это родственные слова (выделение корней).
Найдите слова – предметы, слова – действия и слова – признаки в родственных словах.
Физкультминутка.
Игра «Один - много» с мячом.
Один кот – много … (коты, котов);
один котик – много …(котики, котиков);
один котёнок – много …(котята, котят).
Работа с текстом. (спишите с доски, вставляя нужные родственные слова)
У нас … кошка. Папа … своим … глазом следит за маленьким … котёнком.
Подведение итога занятия.