Комплексный урок по теме Витамины с использованием технологии модерации и АМО

Комплексный урок по теме «Витамины» 10 класс
(С использованием технологии модерации и АМО)

Организационная информация

Автор урока (ФИО, должность)
Гилязова Лилия Геннадьевна

Образовательное учреждение
МБОУ СОШ №2

Республика/край
ЯНАО

Город/поселение
П. Пурпе-1


Предмет
химия

Класс, профиль класса/ коллектив/ группа
10 класс профиль естественнонаучный

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия
Витамины

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)
О.С.Габриелян

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)
Урок комплексный по теме «Витамины» изучается в разделе «Биологически активные вещества» изучается после теме «Ферменты», затем идет тема «Гормоны».

Цели урока/ занятия/ мероприятия

Сформировать знания о витаминах, их физических и химических свойствах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников


Задачи урока/ занятия/ мероприятия
а) образовательная: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержания их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ.
б) развивающая: показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.
в) воспитательная: формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы, понимать важность сохранения своего здоровья



Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия
Систематизация знаний учащихся о классификации витаминов, физических и химических свойствах, областях применения витаминов, расширение знаний учащихся о проблемах, связанных с недостатком и избытком витаминов. Закрепление умений и навыков по проведению химических опытов по обнаружению витаминов в пищевых продуктах


Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия).

Личностные универсальные учебные действия:
Самоопределение (мотивация учения).
Смыслообразования ( какое значение имеет учение, и уметь находить ответ на него).
Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Общеучебные:
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
Логические:
- анализ с целью выделения признаков
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).
Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
Регулятивные:
Целеполагание (постановка учебной задачи).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения).
Контроль
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план)
Оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).









Необходимое оборудование и материалы
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, лекарственные препараты (витамины), наглядные пособия (картинки и муляжи фруктов, овощей, продуктов), продукты, рыбий жир; стенд с дополнительной информацией по витаминам, пробирки, химические стаканы, пипетка. 
Реактивы: хлорид железа (3), 5%-ный раствор иода, раствор брома, вода.


Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия
(изложение в предложенной форме и последовательности с учётом обязательного включения основных этапов модерации, указанных ниже)

Этап урока/занятия/мероприятия
Время, продолжительность этапа
Подробное описание АМО по установленной схеме (если есть)
Описание действий участников образовательного процесса
Обоснование отсутствия этапа/АМО на этапе (если такое существует)

Инициация

3 мин.
Метод «Невидимая связь»
Цель: содействие знакомству участников, их раскрытию, созданию в группе доверительных отношений и позитивной обстановки.
Участники: все учащиеся
Материалы: клубок ниток.


Проведение: учитель отматывает от клубка начало нитки, затем, продолжая держать конец нити в руке, передает клубок одному из участников, который передает клубок следующему. После того, как все участники оказались связанными одной нитью, учитель просит поднять руки, в которых находится нить и посмотреть на интересный узор, который получился. Результат: распутать такую паутину помогут совместные действия, дружба и доверительные отношения.


Вхождение или погружение в тему

5 мин.
Метод «Ключевые слова»
Цель: наметить план будущего высказывания в виде списка ключевых слов.
Участники: весь класс
Результаты: учащиеся сами формируют задачи урока и план изучения темы..


Проведение: в парах составить приблизительный план, можно в виде ключевых слов Так происходит работа над прогнозированием учебных результатов урока с целью обеспечения понимания смысла деятельности учащихся, чего они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает учитель. Учащиеся сами формируют задачи урока и план изучения темы..



Формирование ожиданий учеников/воспитанников/обучающихся
10 мин.
Метод «Фруктовый сад»
Цель – лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода к учащимся. Дети озвучивают свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагог мог их знать и учитывать в образовательном процессе. Участники – весь класс. Время – 10 минут Материалы: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Результаты: формулировка, осознание и уточнение записанных ожиданий и опасений.
Проведение: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Ученикам раздаются заранее вырезанные из бумаги яблоки и лимоны. Учитель предлагает детям попробовать более четко определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений могут касаться форм и методов обучения, стиля и способов работы на уроках, атмосферы в классе, отношения учителей и одноклассников. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений организуется обсуждение и систематизация сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений.


Интерактивная лекция

10 мин.
Метод «Инфо-шотик»
Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Участники: весь класс. Время: 10 мин Материалы и оборудование: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры. Мультимедийная презентация, интерактивная доска.
Результаты: создание наглядной опоры для будущего высказывания.
Проведение: Ребята разбирают цветные маркеры, у каждого свой цвет. Учитель демонстрирует мультимедийную презентацию «Витамины». А ученики смотрят, слушают и записывают основное по секторам ватмана, что считают важным.
Примечание: лекция на данном уроке сопровождается работой с интерактивной доской и мультимедийной презентацией.


Проработка содержания темы

10 мин.
Метод «Геометрические фигуры»
Метод «Кластер»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Группы: 5-7 человек Численность: весь класс Время: 10 мин. Материалы: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчарта), фломастеры. Результаты: оформленные на листах ватмана схемы, кластеры, презентация, отчет по проведению химических опытов с витаминами.
Проведение: учитель рисует на доске круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится.
После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:
- Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило, хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа обучающихся, выбравших круг, продумывает социальное осмысление следующей логической цепочки на тему: Витамины.
- Кто?- Что?- Где?- Когда?- Как?- Почему?-  Следствие- Значение.
- Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа “квадратов” изучает классификацию витаминов, их распределение по группам и влияние на организм
- Любители треугольников обычно хорошие практики, знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших  треугольник, изучает состав витаминов и проводит химические исследования витаминов, определяет их присутствие в препаратах и продуктах.
- Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает кластер “Витамины и здоровье” КЛАСТЕР - группы витаминов, выделенные по критерию их близости друг к другу, например водорастворимые и жирорастворимые витамины.



Релаксация
3 мин.
Метод “Японские поклоны”:
Цель – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала,повысить уровень энергии в классе. Численность – весь класс. Время – 3 минуты
Проведение:
Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
   После выполнения наклонов, по команде учитель, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон, сложив руки перед грудью, следующий ученик повторяет то же самое, пока не выполнят все ученики класса. Наклониться нужно как можно ниже. Задание выполняется в быстром темпе, чётко и слаженно, без шума.



Подведение итогов

Метод «Прием у врача»
Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Время: 5 мин. на подготовку; каждому участнику (на ответ). Численность: Все ученики Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки.
Результаты: этот этап позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Проведение: учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в больнице и теперь они расскажут, какие витамины нужны «больным», чтобы вылечить их. Участники пишут свои рекомендации по применению витаминных препаратов и продуктов питания при лечении различных авитаминозов на карточки – «рецепты» и приклеивают на лист флипчарта, комментируя свои предложения. Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.



Домашнее задание (если имеется)


§ 20, упр.1-5. Подготовить электронную презентацию по теме «Гормоны» (по желанию)



 Схему описания АМО см. в Приложении 4, пункт 4.











15