Необходимые навыки и умения учащихся на уроках русского языка и литературы в старших классах вспомогательной школы


Уч. Мередова Л.К.
Май, 2013г.
Тема: Необходимые навыки и умения учащихся на уроках русского языка и литературы в старших классах вспомогательной школы.
Цели:
дидактическая – организовать самостоятельную работу учащихся, продолжить работу по пропедевтическому усвоению ими основных понятий и углублению имеющихся знаний;
логическая – поупражнять учащихся в выполнении логических операций: самостоятельном анализе, сравнении, обобщении, умозаключении;
правовая – прививать любовь к природе и формировать критическое мышление обучаемых;
здоровьесбережение – «минутка релаксации» с привязкой к фоновому материалу урока.
Ход урока.
Оргмомент.
Раздел «Орфоэпия».Орфоэпическая минутка. Исправь, где это необходимо, ошибки в произношении слов: Августовский,алфАвит, бочков(О, Ы) й, тОрты, бАловать.
Выполнение тестовых заданий по разделу «Лексика»:
А). В каком предложении вместо слова «кампания» следует употребить «компания»?:
1. Фролова всегда считали фаворитом нашей избирательной кампании.
2. В селе теперь горячая пора: уборочная кампания началась.
3. Несмотря на отсутствие видимых результатов, для наших войск кампания оказалась весьма успешной: потери малые, солдаты сыты и обуты.
4. Дома перед отъездом его долго инструктировали, чтобы на новом месте он не попал в дурную кампанию.
Б). В каком значении употреблено в данном тексте слово «лудить»? (Знаки препинания не расставлены):
Крестьяне приволжских деревень, ютившихся вокруг торгового села Хохлома, издавна занимались ло..карно-посудным делом. Из дерева они выр…зали вытачивали выдалбливали ло..ки и иную утварь. Чтобы изделие стал… гла…ким его шпаклевали ра…твором глины. Для крепости покрывали олифой и зак…ляли в печи. Потом лудили и дерево как(будто) исчезал… . На с…р…бристую поверхность виртуозным движением мастер нан…сил р…стительные узоры красной или ч…рной краской.
Соединять части чего-либо при помощи расплавленного металла;
покрывать, заполняя трещины, щели пастообразной смазкой;
покрывать тонким слоем олова для предохранения от окисления;
покрывать поверхность цветными узорами.
(Формирование фоновых знаний: Что вам известно о Хохломе, хохломской росписи? (проверка подготовленных дома индивидуальных заданий о Хохломе; демонстрация предметов хохломской росписи; пополнение словаря (салоп, лудить).«Минута релаксации»: музыкальная вставка в исполнении оркестра народных инструментов и демонстрация предметов хохоломского художественного промысла).В). В каком примере неправильно дана пара синонимов?
1. Дистанция – расстояние;
2. фиаско – победа;
3. приоритет – первенство;
4. функционировать – работать.
Г). В каком ряду не все слова являются синонимами?
1. Чахнуть, гаснуть, таять;
2. одобрять, хвалить, хвастаться;
3. хитрить, лукавить, лицемерить;
4. устать, измучиться, изнемочь.
Разделы: «Морфемика» и «Словообразование»:
А). Осуществить морфемный и словообразовательный разборы слов:
предсказательница, холодненький.
Культура речи. Найдите правильный ответ:
1. двое медвежат;
2. возвращаться со школы;
3. заплатить проезд;
4. подчеркнуть о важности вопроса.
Разделы: «Синтаксис» и «Пунктуация».
А). Найдите в перечне предложенийпростые односоставные предложения. (Знаки препинания не расставлены):
1. Мелкий дождь бе… шумно м…р…сил навевал тоску.
2. Моросит.
3. Дождь моросил.
4. Вокруг установил…сь мертвая тишина.
5. Тишина.
6. Моросило и мы остались дома.
Б). Найдите предложение с одной запятой. (Знаки препинания не расставлены):
1. На земле р…стут тысячи различных р…стений которые дают людям пищу одежду жил…е. (Назовите однокоренные слова).
2. Лучи во…ходящего со…нца к…снулись земли и осв…тили поля и д…лины и ч…щи. (Составить схемы однородных членов).
2. Большая деревя…ая бесе…ка зар…сла пл…тущимся плющ…м ар…матной с…ренью дикой р…зедой и к…лючим ш…повником.
4. Оч…ртания ни…ких берегов пропадают потому (что) по г…р…зонту весь день сл…ями лежит тяжелая мгла.
В). Найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. (Знаки препинания не расставлены):
1. Месяц светил с высокого неба; в степи видна была каждая травинка которая казалась в темноте серо-голубой.
2. Лучи солнца падали на землю острым углом поэтому одни склоны были ярко освещены а другие находились в тени.(Совпадает ли количество звуков и букв в подчеркнутых словах?)
3.Поднимается шторм и я с восхищением смотрю на волны которые свирепо бьются о прибрежные камни.
4. Море резко почернело когда высокие волны захлестнули волнорезисмыли песчаный берег.(Словообразовательный разбор подчеркнутого слова).
5. Обобщение пройденного, подведение итогов урока методом рефлексии.
6.Домашнее задание: по карточкам.
7. Проверка тетрадей, выставление оценок, их комментирование.