Общеучебные умения и навыки – необходимые условия для повышения качества знаний в условиях модернизации образования.

Шайфулина С.А.
СШ №7, г. Аксу, Павлодарская область

Общеучебные умения и навыки – необходимые условия для повышения качества знаний в условиях модернизации образования.

Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму.
Китайская притча.

Мир современных детей не похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом будет зависеть от их способности понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.
В этой связи на первый план выходят определенные требования к такой личности
- креативность, активность, социальная ответственность, обладание хорошо развитым интеллектом, высокообразованность, профессиональная грамотность.
Исходя из этого приоритетной целью школьного образования становится не только приобретение учащимися предметных знаний, но и, в первую очередь, формирование ключевых компетенций, универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Иначе говоря, формирование умения учиться. Особая роль в формировании у детей общеучебных умений отводится начальной школе. Начальная школа обучает детей чтению и письму – основным общеучебным умениям, без которых не возможен процесс обучения в школе вообще.
Именно в начальной школе формируется желание и умение учиться, т.е. создаётся подлинная познавательная мотивация, необходимая на последующих ступенях обучения.
На каждом уроке, начиная с 1-го класса средствами школьных предметов учителем должны создаваться учебные ситуации, развивающие в ученике творческое мышление, самостоятельность, инициативность.
Приведу некоторые виды заданий, способствующих формированию общеучебных умений и навыков.

1 класс. Математика.
Дорисуй фигуры так, чтобы в строках и столбцах они не повторялись.


3 класс. Познание мира. Птицы.
1. На доске иллюстрации: гусь, утка, индюк, петух, орел, воробей, грач, пингвин.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Необходимо составить классификацию этих объектов, т.е. разделить их на группы по общим признакам.
Назовите классифицированные объекты, дайте им общее название (птицы).
Определите существенные признаки этих объектов (летают, тело покрыто перьями ...).
Определите основание для классификации, т.е. общий существенный признак, по которому эти объекты будут делиться на группы (перелетные, кочующие и оседлые; водоплавающие и не водоплавающие; летающие и не летающие).
Разделите объекты на группы.
3 класс. Русский язык.
Употребление ь на конце существительных после шипящих.
- Сравните слова в столбиках Что заметили?
ключ
малыш
овощ
грач
луч
мышь
речь
помощь
вещь
брошь


- Проанализируйте группы слов, чтобы определить способ употребления ь на конце имён существительных после шипящих. Сформулируйте способ употребления ь.

Следующий этап - составление
·детьми модели знания.
Ь


М.р Ж.р






Чтение правила в учебнике. Сравнение с собственными выводами.
- Добавьте свои слова в каждый столбик.

4 класс. Русский язык. Прямая речь.
-Прочитайте предложения. Расставьте недостающие знаки препинания.

Я спросил Динара дома?
Да ответила ее мама.
После анализа предложений в группах, дети делают вывод, что они не могут справиться с данным заданием, так как не знают правил расстановки знаков препинаний в подобных предложениях.
Составляется план поисковой деятельности.
Узнать:
Вид предложений.
Особенности таких предложений. (Свойства, признаки.)
Правила расстановки знаков препинаний.
Организуется поиск информации в учебнике, справочной литературе
Результатом поиска становится составление модели знания.

Пр. речь

чужая речь (без изменений)

пишется в кавычках с большой буквы


“ “, - .
сл. автора

кому принадлежат слова

с маленькой буквы


: “ “.

Применение полученного знания.
Я спросил: “Динара дома?”
“Да”,- ответила ее мама.

Виды предложенных заданий предполагают развитие таких общеучебных умений как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, моделирование. Дети учатся видеть проблему и искать пути её решения. Параллельно идёт развитие речи.
Начиная со второго класса основной формой деятельности на уроке является групповая. Работа в группах способствует развитию коммуникативных умений: умений слушать и слышать другого, умений договариваться, распределять работу, работать на общий результат.
Поскольку процесс обучения неразрывно связан с его содержанием, овладение способами учебной деятельности обеспечивает улучшение качества усвоения основ изучаемых в школе наук младшими школьниками.   Усиливается также интерес к учёбе, который служит могучим средством её мотивации. Ведь интересной для человека может стать лишь такая работа, которую он умеет хорошо делать и которая вследствие этого приносит ему радость успеха.
Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.       Разъясняя и обучая школьника учебным приемам, мы помогаем ему овладевать научной организацией своего труда и тем самым добиваться значительного повышения его производительности. А это основной путь и к ликвидации перегрузки учащихся, что особенно важно в современной школе. Известно, что устают больше оттого, что работают неумело, чем оттого, что работают много.      Хорошо организованный учебный труд оказывает и большое воспитательное воздействие на учащихся: способствует выработке трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности и других качеств.
Общеучебные навыки становятся – «общежизненными».



15