Программа кружка «Занимательные опыты по физике»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
Перевозская средняя общеобразовательная школа



Согласовано Утверждено приказом
на методическом совете. от « . . . » . . . . . . . . . . 2011 г.
Протокол от «. . .» . . . . . . . . . 2011 г. № . . . . .
№ . . .










Программа кружка
«Занимательные опыты по физике»
(для детей 7-го класса, срок реализации 1 год)










Составитель программы: Балабанова М.В.
учитель физики высшей категории











Г. Перевоз
2011 год


О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог-изобретатель.
А.С. Пушкин
Пояснительная записка
Опыт – источник физического знания и критерий его достоверности. «Познание начинается с удивления», - эта древняя мудрость говорит о первом и непременном условии любого образования. Способность удивляться – великий дар природы, который помогает не только учиться, но и жить. Предлагаемая программа рассчитана на тех учащихся, которые хотят глубже понять смысл физических явлений на опыте. Эти опыты просты, но явления, на которых они основаны, гораздо сложнее, чем, кажется на первый взгляд. Простые опыты принято называть научными развлечениями. Научными - потому что, делая их, ученики узнают что-то новое о явлениях природы, задумываются, что происходит, начинают интересоваться причинами физических явлений. А развлечениями, потому что во всех этих опытах есть что-то неожиданное, подчас необъяснимое. Для проведения опытов понадобится то, что есть под рукой, - стаканы, банки, пуговицы, воздушные шары, пластиковые бутылки, нитки, свечи и т.п.
«Многознание ничему не научает», - сказал древний философ. Настоящее образование человек получает только тогда, когда сам ищет ответы на возникающие у него вопросы. А научиться задавать вопросы даже труднее, чем отвечать на них. На занятиях кружка ставится эксперимент, и дети сами должны объяснить наблюдаемое явление.
Программа состоит из двух независимых блоков. При изучении первого блока ученик, выполняя на занятиях простые опыты, знакомится с рядом физических явлений; при изучении второго блока учащиеся, используя полученные знания, самостоятельно изготавливают приборы или игрушки.
Программа кружка «Занимательные опыты по физике» согласована по своему содержанию с учебной программой курса физики 7-го класса и основана на межпредметных связях с химией, биологией, географией.
Реализация программы
Программа кружка рассчитана на один год обучения учащихся 7 класса, 1 час в неделю, всего 34 часа. Направленность программы – естественно-научная. Статус группы – учащиеся 7 классов. Состав группы – постоянный. Особенность набора детей - свободный. Форма занятий – парная и групповая. Атмосфера в кружке доброжелательная.
Цель программы:
Развитие интереса к естественным наукам, формирование мировоззрения учащихся.
Задачи программы:
Способствовать развитию интереса к естественным наукам;
Повышать интерес к физике и способствовать её лучшему усвоению;
Помочь профориентационному самоопределению учащихся;
Помочь видеть скрытое в окружающих явлениях, объяснять их, используя научные методы;
Учить наблюдать, анализировать, логически мыслить;
Формировать элементы научного и политехнического стилей мышления;
Развивать творческие способности.
Формы проведения занятий: беседы, практические работы, решение занимательных задач, обмен информацией, наблюдение и опыты, игры, и другие формы с активным использованием наглядности, созданием проблемных ситуаций, опорой на жизненный опыт учащихся.
Ожидаемый результат: к концу занятий учащиеся должны уметь объяснять природные явления, пользоваться дополнительными источниками информации, приобрести навыки работы с приборами общего назначения: весами, барометром, термометром, ареометром и др., подготовить доклады и изготовить самодельные приборы.
Способы проверки результатов: В течение учебного года готовить занимательные опыты, показывать их на уроках физики, биологии, географии, а также участвовать в предметной неделе по физике. Учащиеся примут участие в районной конференции по физике с изготовленными самостоятельно приборами.
Структура и содержание программы кружка
«Занимательные опыты по физике»
Вводное занятие: Знакомство с правилами поведения учащихся в школе и кабинете, инструктаж по технике безопасности при выполнении опытов. Знакомство с планом работы кружка на текущий год.
Блок №1. Простые опыты
Взаимодействие тел;
Инерция
Сила тяжести
Цент тяжести
Давление Равновесие тел
Сила трения
Сила взаимодействия молекул
Давление газа
Передача давления жидкостями и газами
Вес воздуха
Атмосферное давление
Архимедова сила
Условие плавания тел
Закон Бернулли
Конференция «Фестиваль науки» (Проводится в рамках предметной недели с приглашением младших школьников)




Блок №2. Учение с развлечением
«Ваза Тантала»
Ожившая тень
Калейдоскоп
Реактивный корабль
Геронов фонтан
Вибрационный двигатель
Загадка бронзового таза
Электростатические летающие игрушки
Опыты братьев Даминовых с бутылками
Презентация изготовленных приборов и игрушек на районной физической конференции
Физика на воздушных шариках
Составление паспортов приборов и игрушек, защита перед учащимися 7 классов и их родителями.

Умения и навыки: по мере работы кружка учащиеся должны приобрести умения наблюдать и делать выводы, приобрести определенные экспериментальные навыки, делать выводы из результатов экспериментов, уметь проводить элементарные расчеты результатов, при необходимости находить погрешности измерений.

Тематическое планирование
(каждое занятие кружка спланировано таким образом, что 40% времени отводится на теорию и 60 % на практику)
№ занятия
№ в теме
Тема занятия
Время проведения

1
1
Вводное занятие
Сентябрь

Блок №1. Простые опыты (16 часов)

2
1
Взаимодействие тел
Сентябрь

3
2
Инерция
Сентябрь

4
3
Сила тяжести
Сентябрь

5
4
Цент тяжести

Октябрь

6
5
Давление
Октябрь

7
6
Равновесие тел
Октябрь

8
7
Сила трения
Октябрь

9
8
Сила взаимодействия молекул
Ноябрь

10
9
Давление газа
Ноябрь

11
10
Передача давления жидкостями и газами
Ноябрь

12
11
Вес воздуха
Ноябрь

13
12
Атмосферное давление
Декабрь

14
13
Архимедова сила
Декабрь

15
14
Условие плавания тел
Декабрь

16
15
Закон Бернулли
Декабрь

17
16
Конференция «Фестиваль науки»
Январь

Блок №2. Учение с развлечением (17 часов)

18
1
«Ваза Тантала»
Январь

19
2
Ожившая тень
Январь

20
3
Калейдоскоп
Февраль

21
4
Реактивный корабль
Февраль

22
5
Геронов фонтан
Февраль

23
6
Вибрационный двигатель
Февраль

24
7
Загадка бронзового таза
Март

25
8
Электростатические летающие игрушки
Март

26
9
Опыты братьев Даминовых с бутылками
Март

27
10
Презентация изготовленных приборов и игрушек
Апрель

28-32
11-15
Физика на воздушных шариках
Апрель - Май

33
16
Составление паспортов приборов и игрушек
Май

34
17
Защита своих изделий перед родителями и учащимися 7-х классов
Май


Информационная карта


Наименование программы
«Занимательные опыты по физике»

Составитель
Балабанова Маргарита Вениаминовна

Организация исполнителя
МБОУ ПСОШ

Адрес организации исполнителя
607400 Нижегородская область, г. Перевоз, ул. Молодежная, д. 11

Телефон
(83148) 5-13-62

Форма проведения
групповая

Цель программы
Развитие интереса к естественным наукам, формирование мировоззрения учащихся.


Специфика
Естественно - научная

Срок реализации программы
1 год

Официальный язык
Русский

Количество учащихся
18

Условия участия в программе
Обучение на добровольной основе

Условия размещения учащихся
Кабинеты №317, 215

Краткое содержание программы
Программа рассчитана на любознательных учащихся, которые стремятся познать новое, объясните тайное, найти ответы на интересующие вопросы

Методическое обеспечение программы
Название темы
Форма проведения занятий
Методы и приемы
Техническое
оснащение
Методический материал
Формы подведения итогов

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Беседа.
Словесный, наглядный
Плакаты, лабораторное оборудование.
Методический журнал «Физика в школе», газета «Физика»
Обсуждение первых опытов.

Простые опыты
Демонстрационный эксперимент, эвристическая беседа.
Словесный, наглядный
Плакаты, лабораторное оборудование, компьютерные программы.
Методический журнал «Физика в школе», газета «Физика», методическая и научно-популярная литература.
Конференция «Фестиваль науки»

Учение с развлечением
Демонстрационный эксперимент, эвристическая беседа, фронтальные творческие работы
Экспериментальный, наглядный, словесный.
Демонстрационный эксперимент, эвристическая беседа, самодельные приборы.
Методический журнал «Физика в школе», газета «Физика», методическая и научно-популярная литература.
Презентация изготовленных приборов и игрушек перед родителями и учащимися 7-х классов.

Литература

Алексеева М.Н. Физика – юным. – М.: Просвещение, 1980 г.
Альтов Г. И тут появился изобретатель. – М.: Детская литература, 1987 г.
Гальперштейн Л. Забавная физика. – М.: Детская литература, 1993 г.
Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение, 1985 г.
Журналы «Физика в школе» и приложение к газете «Первое сентября» «Физика»
Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.: Наука, 1985 г.
Ланина И.Я. 100 игр по физике. – М.: Просвещение, 1995 г.
Малафеев Р.И. Творческие задания по физике VI-VII. – М.: Просвещение, 1971 г.
Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. – М.: Просвещение, 1985 г.
Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.:АСТ, 2006 г.
Роджерс Э. Физика для любознательных. – М.: Мир, 1970, т. 2
Сикорук Л.Л. Физика для малышей. – М.: Педагогика, 1979 г.
Терентьев М.М. Демонстрационный эксперимент по физике в проблемном обучении. – М.: Просвещение, 1978 г.
Шабловский В. Занимательная физика. – Санкт-Петербург: Тригон, 1997 г.
Заголовок 115