Тема: «Взаимосвязь активности, самостоятельности и исследовательской деятельности студентов специальности Банковское дело в обучении».

Root EntryМинистерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования
Московской области «Государственный гуманитарный-технологический университет» (ГГТУ)
Структурное подразделение промышленно-экономический колледж ГГТУ


Цикловая методическая комиссия экономических дисциплин

Тема: «Взаимосвязь активности, самостоятельности и исследовательской деятельности студентов специальности Банковское дело в обучении».

Изучая материалы методической работы (по статьям СПО) некоторых преподавателей, которые исследовали вопросы активности, самостоятельности и исследовательской деятельности учащихся, я сделала для себя выводы, что все эти элементы обучения тесно взаимосвязаны. Основываясь на этом, поделюсь своими соображениями в докладе.
Образовательный процесс сегодня осуществляется в условиях больших перемен в политическом и социально-экономическом развитии России, когда, кроме формирования гражданского общества, происходят изменения в сфере занятости и перегруппировка рабочей силы в пользу отраслей непроизводственной сферы.
Востребованность специалистов среднего профессионального звена в банковском секторе достаточно высока. Примером может служить последняя профессиональная практика в банках города, когда нам предложили большее число мест, а также трудоустройство после окончания. Существует статистика о количестве студентов-выпускников, работающих по специальности в банках. Так например, из числа выпускников 2013, 2014, 2015 и 2016 года, а это 110 выпускников, работают в банках региона и за его пределами 70, что составляет 64% от общего числа выпускников специальности «Банковское дело», т. е. больше половины и это при условиях высокой и жесткой конкуренции!
Потребность в специалистах среднего звена последние лет пять городские и федеральные власти декларируют, не переставая.
Эта высокая потребность в кадрах связана с тем, что последние законодательные акты (Закон "О страховании вкладов физических лиц"; "О создании бюро кредитных историй"; "Переход на международные стандарты финансовой отчётности"; "О банкротстве физических лиц"; "Об ипотечном кредитовании"; "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" и прочие), а также "Стратегия развития банковского сектора до 2020 года" требуют большее число специалистов, что предполагает и нашу заинтересованность в улучшении образовательного процесса и надежду, что количество абитуриентов не сократится, а наоборот увеличится.
Ещё одна причина, по которой существует необходимость в подготовке специалистов банковского дела именно среднего звена – это потребность в квалифицированных операционно-кассовых работниках, осуществляющих операции по расчетно-кассовому обслуживанию и кредитованию населения, предприятий, организаций и учреждений с различной формой собственности. Наши выпускники занимаются приемкой вкладов и других видов сбережений, платежных документов, следит за правильностью их оформления. Подготавливают выписки клиенту по расчетному счету, составляют деловые документы, рассчитывают размеры выплат по процентной ставке, оформляют аккредитивы, переводы, расчетные чеки, продажу и покупку ценных бумаг (сертификатов, лотерей, облигаций, акций). Помогают осуществлять продажу и покупку валюты.
Итак, специалисты банковского дела являются основными действующими лицами любого банка, ведь от их работы зависит и эффективность денежных операций, и удовлетворенность клиентов.
Поэтому основной нашей задачей является дать знания, сформировать профессиональные умения и навыки будущих специалистов, развивать у них мышление, обучить формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний, а совершенствование методов обучения должно быть направлено на развитие активности, самостоятельности и исследовательской деятельности.
Как это достигается? Путем проведения нетрадиционных видов занятий: уроков-конкурсов и -конференций, олимпиад, деловых, имитационных и ролевых игр.
Пример 1. Традиционно проводятся уроки-конференции, открытые защиты курсовых работ по кредитным и расчетным операциям банка, отчетов по учебной, профессиональной и производственной практике, конкурсы эссе, проектов и рефератов к памятным датам среди студентов экономических специальностей (Юбилеи Банка России (ЦБРФ), Сбербанка России, День Банкира, День Финансиста и пр.), в которых как раз и наблюдается активность, самостоятельность и проявляется исследовательская деятельность. Заинтересованность ребят в результатах всегда достаточно высока.
Пример 2. При изучении темы по принципам и методам кредитования профессионального модуля ПМ.02 «Кредитные операции», учащимся предлагается ролевая игра, когда учащиеся делятся на 4 группы по принципам обеспеченности, возвратности, срочности и целевого характера. Они должны доказать необходимость каждого из принципов и их взаимосвязь на конкретных, заранее и самостоятельно придуманных примерах. Это развивает их активность и самостоятельность, а также качества работы в коллективе.
Пример 3. По окончании теоретического курса по отдельным профессиональным модулям банковских операций и после прохождения учебной, профессиональной и производственной практики, учащимся предлагается урок-дискуссия о совпадении на практике теории организации и бухгалтерского учета той или иной банковской операции (конкретно: теории организационной структуры КБ РФ, документообороту, набору "банковских продуктов" и дополнительных сведениях, полученных по ведению бухгалтерского учета на основе рабочего плана счетов КБ РФ).
В процессе этой дискуссии выясняется, что без теоретической подготовки учащимся было бы сложно оформлять или оказывать помощь в оформлении документации, а без знаний, например, нумерации счетов при аналитическом учете было бы невозможно присваивать коды лицевым счетам при формировании клиентской базы коммерческого банка и их бухгалтерском учете. В этом случае студенты проявляют свою самостоятельность и активность в принятии решения.
Пример 4. Традиционно проводятся выездные занятия по операционно-кассовой работе в банках региона, по результатам таких уроков-экскурсий учащимся предлагается написать эссе, которые они представляют на дискуссии в группе за круглым столом, делясь своими впечатлениями и ожиданиями в профессии.
Пример 5. Готовятся занятия с ролевой игрой - имитацией офиса банка, банковских клерков (специалистов различных отделов) и комплекса кассовых услуг, оказываемых в КБ, при этом используется тренажер банкомата (компьютерная версия на ПК), который имеется в арсенале электронных средств обучения при кабинете специальных дисциплин колледжа.
Наиболее эффективным и результативным условием развития активности, самостоятельности и творческих способностей является исследовательская работа студентов.
На первом этапе – это написание рефератов, докладов, сообщений, когда у студентов формируются навыки работы с учебной, научной литературой, умение анализировать, подбирать правильно информацию, резюмировать, делать выводы. Причем обязательным условием должно быть написание введения и заключения этих самостоятельных работ учащихся "своим языком", без "плакатных штампов" и сложных оборотов речи, чтобы чувствовался "живой" язык со знакомыми им специальными терминами (не секрет, что студенты грубо переписывают учебники и занимаются откровенным плагиатом, порой не понимая вообще о чем идет речь в их самостоятельной работе, которую так уже нельзя назвать). Как раз в подобной работе прослеживается активность, самостоятельность в исследовательской деятельности и взаимосвязь этих трех элементов, которые описываются в настоящем докладе.
Следующий этап исследовательской работы - это проведение мини-исследований и их анализ во время выполнения практических работ, т.е., цитируя Т.В.Колосова, ж. СПО №11/2004г.". проведение теоретических исследований поисково-исследовательского характера в процессе изучения дисциплины", а я бы еще дополнила "или совмещения знаний нескольких дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных курсов".
Например: после изучения теории организации кредитных отношений и их учета каждому студенту предлагается индивидуальная, практическая, самостоятельная работа, цель которой – совместить знания двух элементов модуля или междисциплинарного курса – это непосредственно организация банковской операции и её бухгалтерскому учету.
Учащимся необходимо сделать соответствующие расчеты по сумме кредита, % по нему, определить срок возврата, выбрать метод предоставления и способ погашения, в зависимости от которых будут разными бухгалтерские проводки при отнесении сумм хозяйственных операций по счетам учета в соответствии с Планом счетов КБ РФ. Также необходимо определить форму обеспеченности кредита с учетом возможной задолженности, создать резерв на возможные потери и т.д.
Но, самое главное, постановку задачи они должны сделать самостоятельно, т.е. сформулировать условие должны таким образом, чтобы все параметры задачи соответствовали основным принципам, объектам и субъектам кредитования.
Это достаточно сложная работа и без знаний теории она неразрешима, но учащиеся с ней справляются и это им даже нравится, т.к. в этом случае они проявляют свою активность и творчество в выдумке, а также самостоятельность в исследовательском процессе. Вновь мы с вами прослеживаем взаимосвязь элементов темы доклада.
Третий этап – исследовательская работа студентов во время учебной и профессиональной практик. Она предполагает поиск, творчество, активность, самостоятельность и практическую значимость работы, т.к. практика помогает адаптироваться в будущей профессиональной среде, позволяет самостоятельно подбирать практический материал для курсовых работ по профессиональным модулям, связанным с кредитными и расчетными операциям, помогает саморазвиваться, совершенствоваться и определиться окончательно с профессиональным выбором.
Но хочется остановиться на проблеме активности и самостоятельности студентов в социальном плане, что определяет их "продуктивность", предприимчивость в получении знаний, а наша задача укрепить эти факторы. Каким же образом?
"Активность и самостоятельность в обучении студента выражает его отношение к цели познания и движение к ней должно сопровождаться испытанием чувства удовлетворенности при получении намеченного результата. При этом возможна иерархия целей, обуславливающих познавательную активность" – цитируя автора статьи из журнала СПО Орлова В.И.
Основываясь на небольшом опыте работы с первокурсниками, я убедилась, что у студентов на этой стадии недостаточно сформирована познавательная потребность и главной целью многих из них является не овладение конкретными знаниями, а, например, получение похвалы или внимание преподавателя к активности или инициативе учащегося, проявленные при выполнении дополнительного задания (по дисциплине "Основы банковской деятельности" таким дополнительным заданием на дом является, например, узнать имя председателя ЦБРФ или президента Сбербанка РФ, найти из различных источников как можно больше наименований видов акций – как соревновательный момент, или найти как можно больше исторических фактов происхождения денег или банков, а также принять решение по различным гипотетическим ситуациям, задаваемым преподавателем, или ответить на вопрос: «Почему главный банк страны возглавляет Председатель, а Сбербанк России, например – Президент?» и т. п.).
В реальном учебном процессе познавательные возможности у студентов хорошо известны педагогу, они представляют собой сложный комплекс личностных качеств учащегося: его базовые школьные знания, умения и навыки, память и творческие способности, талант и многое другое.
Часто мы с вами можем сказать заранее, какой окажется для того или иного студента конкретная учебно-познавательная задача: нетрудной, трудной или вообще непосильной.
Например: учащимся предлагаются два термина, по которым они должны самостоятельно найти и законспектировать определения, причем возможно несколько вариантов, в зависимости от источников, затем учащимся предлагается проанализировать их и сделать выводы, являются ли эти термины синонимами одного и того же экономического явления или нет, указать отличия или схожесть, доказать и отстоять свою точку зрения (такими терминами могут быть например: кредит и ссуда, вклад и депозит). Подводя итоги, путем сравнения этого результата с познавательными возможностями студента, его активностью, не упускается из виду способность находить решение с помощью интуиции, догадки, учитывается внимательность, сосредоточенность и аккуратность учащегося. Одновременно, ребята учатся конспектировать самостоятельно домашний материал.
Встречаются и такие ситуации, когда учащиеся, получившие неполный результат, работали с наибольшей активностью, т.е. достигают максимального результата для себя. Поэтому, основываясь на знании индивидуальных особенностей учащегося, оценивается его способность к активности, самостоятельности: кто действовал в полную меру, а кто – ниже своих возможностей.
Цитируя другого автора статьи Орлова В.И.: "...самостоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой проявленную им способность достигать цель деятельности....", я бы добавила решать данную студенту учебно-познавательную задачу без посторенней помощи. Но на практике абсолютная или полная самостоятельность не возможна.
Поэтому достижение цели без посторонней помощи это условность и наша задача воспитания самостоятельности требует так организовать процесс обучения, чтобы целенаправленно приобщать учащихся к самостоятельному подбору информации (но с нашими рекомендациями), вырабатывать способность и потребность действовать самостоятельно (например, при написании конспектов). И ещё признаком самостоятельности является планирование своей работы в соответствии с заданием.
Например: после выбора темы курсовой или дипломной работы студенту необходимо сформулировать содержание в соответствии с рекомендациями и Госстандартом, т.е. главы теоретической и практической частей курсовой или дипломной работы. На этом этапе растерянности студента (с чего начать?) необходимо помочь определиться с источниками информации по выбранной теме, и всю дальнейшую работу над курсовой или дипломом порекомендовать построить, основываясь на моих методических указаниях и рекомендациях по написанию курсовых работ и ВКР (выпускная квалификационная работа), материалах собранных, например, во время профессиональной, производственной практики, в зависимости от того, в каком отделе работал студент или какие конкретные операции он выполнял под руководством специалиста банка.
А если учесть, что наиболее высокий уровень самостоятельности связывают с самостоятельной постановкой проблемы и самостоятельным её решением и при условии, что источники информации достаточны, как следствие, для студента нет трудностей в самостоятельных расчётах и в самоконтроле за выполнением работы, но обязательно под нашим чутким, внимательным руководством и терпеливым участием.
И самое главное, хочется сказать в заключении, что активность, самостоятельность и исследовательская деятельность студентов в совокупности и во взаимосвязи, являются необходимым условием не только для получения образования студентами, но и условием объективности педагогической оценки знаний, умений и навыков, профессиональных и общих компетенций в соответствии с требованиями новых государственных стандартов образования! Новое же время требует новые идеи, профессиональное отношение к делу, а, следовательно, активных, самостоятельных и креативных специалистов.


Подготовила преподаватель специальных дисциплин
Пархоменко А.Ю.

Список используемой литературы

Журнал СПО №11/2004 г., статья Т.В. Колосова «Взаимосвязь активности, самостоятельности и исследовательской деятельности студентов в образовании».
Журнал СПО № 9/2012 г., статья Орлова В.И. «Самостоятельность и активность учащихся».