МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ для студентов заочной формы обучения по дисциплине информатика по специальности 190623 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог


Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Иркутский техникум ТРАНСПОРТА и строительства»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
для студентов заочной формы обучения
по дисциплине информатика
по специальности
190623 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
Иркутск 2015г.
Методические указания по дисциплине информатика составлены в соответствии с требованиями ФГОС, учебным планом специальности 190623 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, программой по дисциплине.
Разработчик(и):
Тихонова Оксана Юрьевна, преподаватель информатики
Ф.И.О., должность, звание
Методические указания одобрены на заседании ДЦК___________________________________
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
Председатель ДЦК ________________________ /______________./
Методические указания одобрены Методическим советом техникума
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
© ОГБОУ СПО ИТТриС, 2015
© Тихонова Оксана Юрьевна, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
пояснительная записка
5
Виды контроля
6
план дисциплины
6
перечень и содержание тем
7
методические указания к выполнению и требования к оформлению заданий для самостоятельной работы 10
Задания для самостоятельного выполнения 12
Контрольные вопросы для итоговой аттестации 61
перечень Рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, инернет-ресурсов 62
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данные методические указания разработаны для студентов заочного отделения специальностей 190623 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог по дисциплине «Информатика».
Учебная дисциплина «Информатика» входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ;
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;
- возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
- назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
- применять современные технические средства обучения, контроля и оценки уровня физического развития, основанные на использовании компьютерных технологий;
- создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения информационного процесса;
- использовать сервисные и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности.
Данные методические указания содержат перечень тем, изучаемых на лекционных занятиях в период сессии, и перечень тем для самостоятельного изучения. Также содержатся варианты домашних контрольных работ с пояснениями к их выполнению. Кроме контрольных работ студенты должны написать реферат по дисциплине. Темы рефератов представлены ниже.
2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Текущий контроль – предоставление самостоятельной работы: рефератов, домашних контрольных работ
Промежуточный – выполнение классных контрольных работ
Итоговый – проводится на итоговом занятии в форме экзамена по всему курсу дисциплины.
3. ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Программа дисциплины состоит из пяти разделов:
Раздел 1 – Информационная деятельность человека;
Раздел 2 – Информация и информационные процессы;
Раздел 3 – Средства информационных и коммуникационных технологий;
Раздел 4 - Технологии создания и преобразования информационных объектов;
Раздел 5 - Телекоммуникационные технологии.
Дисциплина «Информатика» основывается на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплины «Информатика и ИКТ».
Первый раздел дает представление о роли информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах, этапах развития информационного общества и правовых норм, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
Во втором разделе курса основное место уделено основным подходам к понятию информации и измерению информации, основным информационным процессам и их реализации с помощью компьютеров. Рассмотрены способы хранения информационных объектов различных видов и способы поиска информации с использованием компьютера.
В третьем разделе рассматривается архитектура компьютеров, виды компьютерных сетей и объединение компьютеров в сеть.
Четвертый раздел посвящен прикладной программе Microsoft Office и в MO Word, MO Excel, MO PoverPoint, MO Access.
В пятом разделе рассматриваются технические и программные средства телекоммуникационных технологий, методы создания и сопровождения сайта и сетевое программное обеспечение.
При изучении дисциплины постоянно обращается внимание на ее прикладной характер, показывается, где и когда изучаемые теоретические и практические навыки могут быть использованы в практической деятельности. Для проведения занятий используются лекционные и практические занятия.
Цель практических занятий, предусмотренных рабочей программой – научить студентов работать с конкретными прикладными программами, создавать сайты.
В процессе изучения дисциплины студенты должны представить выполненную домашнюю контрольную работу и реферат по одной из тем курса.
4. перечень и содержание тем
4.1 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ, ИЗУЧАЕМЫХ НА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
Тема 1.1. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Тема 2.1. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
Тема 3.1. Основные характеристики компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.
Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.
Тема 5.1. Общие сведения о методах создания и сопровождения сайта.
4.2 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Тема 1.1. Этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Тема 1.2. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. Принципы обработки информации компьютером Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.
Тема 2.2. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
Тема 2.3. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.Тема 3.1. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. Примеры комплектации компьютерного рабочего места землеустроителя и специалиста по земельно-имущественным отношениям.
Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.
Тема 4.2. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Тема 4.4. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных.
Тема 4.5. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.
Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
Тема 5.3. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.
5. методические указания к выполнению и требования к оформлению заданий для самостоятельной работы
5.1 ВЫПОЛНЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа является  одним  из основных элементов обучения студентов в рамках указанной дисциплины  и выполняется студентом после консультации с преподавателем. Необходимую консультацию студент может получить и в процессе выполнения им контрольной работы. Выполненная контрольная работа отправляется по адресу 664013, г. Иркутск, улица Павла Красильникова, 54а, e-mail: tixona23@mail.ru, не позднее 1 мая 2014 года. Допускается прием на рецензирование домашних контрольных работ, выполненных за пределами установленных графиком учебного процесса сроков, в том числе и в период сессии. В этом случае вместо рецензирования домашних контрольных работ может проводиться их устный прием (собеседование) непосредственно в период сессии.
В ходе выполнения домашней контрольной работы студенты выполняют 14 практических заданий.
Выбор варианта для домашней контрольной работы: осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжке (первое задание о предпоследней цифре, второе по последней цифре)
Оформление работыРабота должна быть выполнена на компьютере.
Объем работы в целом не должен превышать 5 страниц машинописного текста, напечатанного шрифтом Times New Roman, размер 14, с полуторным междустрочным интервалом. Для выделения текста можно использовать полужирное начертание или курсив. В данный объем не включают приложение и список литературы.
Работа выполняется на белой бумаге формата А4 (210х297 мм) с использованием одной стороны листа. Каждая страница работы оформляется со следующими полями: левое не менее 20 мм, но не более 30 мм; верхнее – 20 мм; правое – 10 мм; нижнее – 20мм. Текст работы выравнивается по ширине.
Работа должна иметь: титульный лист, оглавление, текст работы, список литературы. Данный перечень также определяет и последовательность расположения частей работы.
Все страницы работы нумеруются.
Допускается выполнение домашней контрольной работы в отдельной тетради школьного формата. На обложке тетради должен быть приклеен титульный лист.
Список литературы включает в себя перечень литературы и других источников, которые использовались при подготовке работы.
Критерии оценки работыОцениваются: выполнение работы, использование современных источников, правильность оформления.
6. Задания для самостоятельного выполнения
6.1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Домашняя контрольная работа содержит один теоретический вопрос и 14 практических работ. При ответе на 1 вопрос необходимо выполнить реферат на одну из предложенных тем.
Второе задание необходимо выполнить в соответствующей прикладной программе.
Темы для рефератов
Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.
Этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. Принципы обработки информации компьютером.
Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
Основные характеристики компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места землеустроителя и специалиста по земельно-имущественным отношениям.
Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.
Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных.
Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных.
Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
Общие сведения о методах создания и сопровождения сайта.
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.
Практическая работа
Практическая работа № 1. Работа в текстовом редакторе
Элементы окна и настройки
Задание 1.
Установите параметры страницы в соответствии с указаниями: ориентация книжная, левое поле 2,5 см, правое поле 1,8 см, верхнее поле 3 см, нижнее поле 1,5 см. Остальные параметры оставьте без изменения.
Введите текст:
Индия
Многие путешественники стремятся побывать в далекой и прекрасной Индии. Кто с детства не мечтал покататься на огромном слоне, своими глазами увидеть экзотические дворцы и храмы, встретиться с индийскими мудрецами и йогами, услышать магические звуки старинных напевов, полюбоваться красотой национальных костюмов и завораживающими танцами?
Перейдите на следующую страницу с помощью комбинации клавиш CTRL+ENTER и введите текст:
Китай
Поднебесная империя – так называли свою страну китайцы в древние времена, а еще – Срединное царство. В древности Китай представлялся его жителям, находящимся в середине квадратной Земли, Прямо под центром круглого небосвода, а все народы, жившие на окраине Земли, считались варварами.
Перейдите на следующую страницу и введите текст:
Вьетнам
Вьетнам – страна, которую объединяет с Россией много лет дружбы и помощи. Однако мир ее художественной культуры многим россиянам почти не знаком. Те же, кому посчастливилось посетить эту далекую страну, расположенную рядом с Китаем, обычно увозят с собой яркие и во многом неожиданные впечатления.
Последовательно установите масштаб изображения равный 75%, 50 %, 25%.
Задание 2.
На следующей странице ранее созданного документа ввести текст в соответствии с указаниями:
Включить на панели инструментов кнопку НЕПЕЧАТАЕМЫЕ СИМВОЛЫ (¶)Ввести стихотворение из сборника японской поэзии «Кокинсю» в конце каждой строки нажимать комбинацию клавиш Shift+Enter, а после последней строки нажать клавишу Enter.
Осенний вид не привлекает взора!В горах безлюдна ныне глубина…
Цветы осыпались…И только листья клена …
Задание 3.
На новой странице документа введите текст, поочередно выделяя слова двойным щелчком мыши, выделите каждое из них кнопкой «цвет выделение текста» (вкладка Главная, Шрифт)
Мы направляемся в Таиланд, расположенный в самом сердце Юго-Восточной Азии. Он простирается на две тысячи километров от подножия Гималаев до Малазийского полуострова. Страна, до 1939 года называемая Сиамом, своим нынешним названием обязано приходу правительства, которое приняло основополагающим слово «тай», означающее свободу.
Задание 4.
Введите текст в ранее созданном документе. Поочередно выделив абзацы тройным щелчком, примените к каждому из них выделение цветом с помощью кнопки «изменение цвета текста».
Наше воображаемое путешествие по миру древней восточной художественной культуры продолжается в далекой Стране восходящего солнца, так образно называют Японию. Еще она известна как страна четырех тысяч островов, протянувшихся в Тихом океане вдоль восточного побережья Азиатского материка. (Синий)
Представим, что мы оказались на острове Хонсю, где находятся города Токио, Киото и другие известные центры японской культуры. Природа этого острова удивительно живописна: скалистые ущелья, стремительные реки, глубокие озера, горячие ключи, реликтовые леса и величественные горные вершины, самая высокая среди которых – Фудзияма. (Красный)Редактирование текстовых документов
Задание 1
Создайте новый документ. Выделяя и перемещая фрагменты в скобках, разместите их справа от названия соответствующих элементов текста:
Копировать
Вырезать
Вставить
Удалить
Выделить все
(Ctrl+C)
(Ctrl+A)
(Ctrl+V)
(Ctrl+X)
Del
Задание 2.
Введите текст и произведите в нем поиск и замену по заданным условиям:
При работе с длинными текстами иногда приходится вносить в них повторяющиеся исправления. Текстовый редактор Word имеет специальные средства для поиска и замены.
В заданном фрагменте замените слова исправление на изменение, текст на документ, текстовый редактор на программу редактирования текста.
Задание 3.
На следующей странице ранее созданного документа введите следующий текст:
Каждый народ имеет свой язык состоящий из набора символов (букв): русский, английский, французский и т.д. Представление информации с помощью какого-либо языка часто называют кодированием.[3]
Водитель передает сигнал с помощью гудка или мигания фар. Кодом является наличие или отсутствие гудка, а в случае световой сигнализации - мигание фар или его отсутствие.[6]
С появлением языка, а затем и знаковых систем расширились возможности общения между людьми.[2]
Кодирование – процесс представления информации в виде кода. [5]
Кодирование информации [1]
Код – набор символов (условных обозначений) для передачи информации.[4]
Разместите фрагменты текста по порядку в соответствии с их номерами. Шрифт и форматирование символов
Задание 1.
Ведите текст. Отформатируйте каждое четверостишие стихотворения И. Бунина в соответствии с заданным образцом.
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
(Arial, 10)
Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
(Arial Black,14)
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу зайчики трепещут.
(Calibri, 12)
Задание 2.
Введите текст на новой странице созданного документа и отформатируйте его в соответствии с образцом:
Зачеркнутый текст. Двойное зачеркивание. Контурный текст. Утопленный текст. Приподнятый текст. Текст с тенью. Скрытый текст.
Sin2 α+cos2α=1.
(a-b)(a+b)=a2-b2.
H2O
C2H5OH
Редактирование абзацевЗадание 1.
Создайте новый текстовый документ. Введите текст и отформатируйте его по образцу:
НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ
Уступи мне, скворец, уголок Шрифт Monotype Corsiva, 14
Отступ слева – 3 см
Интервал перед 6 пунктов
Интервал после – 12 пунктов
Уступи мне, скворец, уголок
Посели меня в старом скворечнике
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники. Шрифт Times New Roman,12
Отступ слева – 1 см
Интервал перед 6 пунктов
Интервал после – 12 пунктов
Междустрочный - 1,5
И свистит, и бормочет весна.
По колено затоплены тополи.
Пробуждаются клены от сна,
Чтоб, как бабочки, листья захлопали. Шрифт Times New Roman,12
Отступ слева – 3 см
Интервал перед 6 пунктов
Интервал после – 12 пунктов
Междустрочный - 1,5
И такой на полях кавардак,
И такая ручьев околесица,
Что попробуй, покинув чердак,
Сломя голову в рощу не броситься Отформатируйте как первое четверостишие, применив для ускорения работы инструмент Формат по образцу.
Начинай серенаду, скворец!
Сквозь литавры и бубны истории
Ты - наш первый весенний певец
Из березовой консерватории. Отформатируйте как второе четверостишие, применив для ускорения работы инструмент Формат по образцу.
Отступ справа для всего документа - 0.
Задание 2.
Введите текст на новой странице ранее созданного документа. Подберите шрифты, параметры форматирования символов и абзацев, применив оформление по образцу:
Абзац выделяет в тексте его часть, представляющую законченный по смыслу фрагмент документа, окончание которого служит естественной паузой для перехода к новой мысли.
Абзац может состоять из любого набора символов, рисунков и объектов других приложений. Форматирование абзацев позволяет правильно и красиво подготовить документ к выводу на печать
Чаще всего абзац начинается отступом первой строки. Отступ может быть различных типов: положительный, отрицательный, нулевой
Создание таблиц
Задание 1.
Создайте таблицу, содержащую 5 строк и 5 столбцов с помощью кнопки ВСТАВИТЬ ТАБЛИЦУ. Ширину столбцов задайте по ширине окна.
Задание 2.
С помощью инструмента НАРИСОВАТЬ ТАБЛИЦУ измените уже созданную таблицу. Заливку, границы и выравнивание задайте в соответствии с образцом.
1 9 20 21 22 23 24
2 10 11 29 28 27 26 25
3 12 13 4 14 15 30 33 36 37
5 6 16 17 31 34 38 39 40
7 8 18 19 32 35 41 42 Задание 3.
Создайте таблицу и отформатируйте ее содержание в соответствии с образцом
Представление информации человеком и компьютером
Тип
Информации Человек Компьютер
Двоичный код Последовательность
электрических
импульсов
Числовая 5 00000101 00000 1 0 1
Текстовая А 11000000 11 000000
Графическая • 00000000 00000000
Звуковая Звук максимальной громкости 11111111 11111111
Удалите лишнюю строку.Включение в текстовый документ графических объектов.
Задание 1.
Создайте схему - объект векторной графики.
Павел I
(1796 – 1801)

Александр III
(1881-1894)
Александр II
(1855-1881)
Николай I
(1825-1855)
Александр I
(1801 – 1825)


Задание 2.
Создайте изображение в следующем порядке:
Вставьте фигурный заголовок
Вставьте рисунок
Вставьте прямоугольник и придайте ему необходимый стиль
Вставьте надпись, используя редактор формул

ax2+bx+c=0
D=b2-4ac
Если D>0, уравнение имеет два корня
X1,2=-b±√D2a
Сортировка данныхЗадание 1.
Создайте таблицу в соответствии с образцом
Имя Фамилия Класс Месяц рождения Год рождения
Иванова Наталия 7 09 1996
Степанов Юрий 5 01 2000
Селезнева Мария 6 05 1999
Иванова Александра 8 06 1995
Петров Виктор 5 02 2000
Сазонова Татьяна 4 11 2001
Степанов Михаил 6 02 1999
Отсортируйте таблицу по фамилиям (по возрастанию), скопируйте, добавьте еще двоих учащихся: Селиверстова Игоря,7 класс, январь 1997г и Елисееву Ольгу, 5 класс, декабрь 1999г. Скопируйте таблицу еще два раза и отсортируйте сначала по году рождения (по убыванию), затем по месяцу рождения по возрастанию и, наконец, по классу (по убыванию).
Практическая работа № 2. Работа с числовой информацией.
Лабораторная работа
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРОЦЕССОР MS EXCEL
Ввод данных
Задание 1. Запустить ЭП EXCEL (загрузочный файл excel.exe).
Задание 2. Познакомиться с элементами: строка меню, панели инструментов, рабочий лист, ячейка, строка формул, строка состояния, область задач, линейки прокрутки.Задание 3. Познакомиться с принципами работы со справочной системой:
войти в справочную систему.
Справка Справка Microsoft Excel
ознакомиться с принципами поиска информации с использованием Помощника, вкладок Содержание, Мастер ответов, Указатель. Найти информацию о рабочих листах: вставка нового листа и его переименование.
Задание 4. Переименовать Лист1 в «Тренировка» и выполнить следующие действия на нем:
а)выделить одну ячейку, и залить ее цветом
меню Формат Ячейки вкладка Вид Заливка ячеек
или
Правая кнопка мыши по выделенному диапазону Формат ячеек вкладка Вид
б)выделить несколько рядом стоящих ячеек и обрамить их
меню Формат Ячейки вкладка Граница
или
Контекстное меню (пр.кн.мыши) Формат ячеек вкладка Граница
в)выделить несколько изолированных ячеек (при выделении удерживать клавишу CTRL), залить и обрамить их.
Примечание. При выделении ячеек указатель мыши имеет вид
г)переместить содержимое одной из ячеек в другое место рабочего листа.
Примечание. При перемещении ячеек указатель мыши имеет вид
Задание 5. Переименовать Лист2 в "Ввод данных"
Правая кнопка мыши по корешку листа Переименовать
и
с помощью объекта WordArt написать на этом рабочем листе "ВВОД ТЕКСТА"
Задание 6. Ввести в ячейки листа Ввод данных следующий текст, помня, что
Ввод текста и чисел завершается нажатием клавиши ENTER, или щелчком мыши по другой ячейке, или нажатием одной из клавиш: , , ,
в ячейку А7 - свое имя, первую букву имени сделать цветной, установить размер текста 20, установить ширину ячейки такую, чтобы текст полностью записался в ячейку А7;
в ячейку В7 – отчество и фамилию, установить размер текста 18, объединить все ячейки, в которых визуально поместились отчество и фамилия, в одну ячейку
Выделить ячейки на панели инструментов ФОРМАТИРОВАНИЕ нажать кнопку Объединить и поместить в центре
Примечание. При вводе данных в ячейку курсор имеет вид I
в ячейку А10 – слово "информатика" и скопировать его в ячейки В11, С12, D13, используя буфер обмена;
в ячейку А14 – слово "учитель" и заполнить этим же словом ячейки В14, С14, D14, E14, F14, используя автозаполнитель (маркер заполнения – черный квадрат в правом нижнем углу )
выделить ячейку А14 указатель мыши установить в правый нижний угол ячейки (указатель мыши примет вид черного креста ) не отпуская левую кнопку мыши, протащить до ячейки F14 включительно
в ячейку А16 – слово "январь" и, используя автозаполнитель, получить в соседних ячейках в строке все 12 месяцев;
в ячейку А17 – слово "понедельник" и, используя автозаполнитель, получить в соседних ячейках в строке все названия дней недели;
Задание 7. На этом же рабочем листе написать заголовок ВВОД ДАТЫ, ВРЕМЕНИ, ЧИСЕЛ и выполнить следующие задания, используя команду
меню Формат Ячейки вкладка Число
в ячейку А30 ввести дату 12.05.2006 и записать ее в разных форматах,
в ячейку В30 ввести время 23:25:20 и записать его в разных форматах,
в ячейку С30 ввести число 45,1 и записать это число в формате:
числовой с двумя знаками после запятой,
денежный с указанием денежной единицы (в рублях, долларах);
в ячейку D30 ввести число -0,75, записать это число в формате дробный;
в ячейки с А32 по Е32 ввести 6 членов арифметической прогрессии, первый член которой равен 5, а разность 3.
ввести в А32 число 5 в В32 число 8 Выделить обе ячейки протянуть автозаполнитель до Е32 включительно
Задание 8. На этом же рабочем листе написать заголовок ВВОД ФОРМУЛ и выполнить следующие задания, помня, что
Ввод формулы начинается со знака = , а завершается нажатием клавиши ENTER, или кнопки ввод в строке формул
занести данные в ячейки А35, А36, А37, А38, А39, А40, В35, В36 согласно образцу
строка формул

в ячейку В37 ввести формулу =5+2,5
заменить содержимое ячейки В35 числом 10. Произошел ли перерасчет значения суммы?
изменить записанную формулу, учитывая:
Для записи в формулу адреса ячейки достаточно щелкнуть мышью по этой ячейке
в ячейку В37 ввести формулу =В35+В36
в ячейку В38 ввести формулу =В35-В36
в ячейку В39 ввести формулу =В35*В36
в ячейку В40 ввести формулу =В35/В36
заменить содержимое ячейки В35 числом 20. Произошел ли перерасчет значения суммы, разности, произведения и частного? Сделать вывод.
Задание 9. Создать таблицу «Семейный бюджет».
Выполнение:
подготовить таблицу по образцу:

заполнить данные Зарплата 1, Зарплата 2, Пенсия, Питание, Телефон, Квартплата, Другое, установив в ячейках В45, В46, В47, В49, D45, D46, D47, D48, D49 денежный формат в рублях;
ввести расчетные формулы для подсчета общей суммы доходов и общей суммы расходов (в ячейки B49, D49).
Задание 10. Подсчитайте стоимость электроэнергии, израсходованной за месяц, если известны показания электросчетчика (Квт/ч) на начало и конец месяца и стоимость одного Квт/ч.
Выполнение:
подготовить таблицу по образцу

заголовки столбцов записать с переносом слов и выровнять по центру
выделить А56, В56, С56, D56, E56 ПКМ Формат ячеек вкладка Выравнивание раздел Выравнивание по горизонтали – по центру по вертикали – по центру раздел Отображение установить флажок ОК
занести данные в ячейки А57, В57, D57;
в ячейки С57, Е57 ввести необходимые формулы;
* запретить ввод в ячейку В57 числа, меньшего числа в ячейке А57
выделить ячейку В57 меню Данные Проверка вкладка Параметры Тип данных: Действительное Значение: больше или равно Минимум: А57 ОК
Примечание. Задания со * необязательные для всех.
Копирование формул
Абсолютные и относительные адреса ячеек
Задание 11. Переименуйте Лист3 в "Копирование формул".
Задание 12. Подсчитайте стоимость покупки, если известны виды купленного товара, количество купленного товара, цена за единицу товара.
Выполнение:
подготовить таблицу по образцу

заголовки столбцов записать с переносом слов и выровнять по центру
установить денежный формат в ячейках С5, С6, С7, D5, D6, D7, D8;
занести данные в ячейки В5, В6, В7, С5, С6, С7;
в ячейку D5 записать формулу=В5*С5 для подсчета стоимости мыла,
используя маркер заполнения, скопировать (распространить) эту формулу в ячейки D6, D7;
проанализировать полученные формулы в ячейках D6, D7 и сделать выводы об адресах ячеек, используемых в этих формулах;
в ячейку D8 записать формулу для нахождения общей стоимости покупки.
Задание 13. Получить таблицу стоимости товара в рублях, если известны курс доллара, цена за единицу товара в долларах.
Выполнение:
подготовить таблицу по образцу

заголовки таблицы записать с переносом слов и выровнять их по центру
установить денежный формат (обозначение: р.) в ячейках В14, С17, С18, С19, С20, денежный формат (обозначение: $Английский (США.)) в ячейках В17, В18, В19, В20;занести данные в ячейки В14, В17, В18, В19, В20;
в ячейку С17 записать формулу:=В14*В17;
используя маркер заполнения, скопировать (распространить) эту формулу в ячейки С18, С19, С20;
проанализировать полученные формулы в ячейках С18, С19, С20. сделать вывод о правильности вычислений;
в ячейке С17 исправить формулу: =$В$14*В17 (для установки знака $ использовать клавишу F4);
4686300230505Примечание. Исправлять формулу лучше в строке формул; вводить исправленную формулу нажатием кнопки Ввод либо нажатием клавиши ENTER.
используя маркер заполнения, скопировать (распространить) эту формулу в ячейки С18, С19, С20.
Задание 14 (самостоятельно). Получить таблицу значений функции y=kx+b, предварительно задав значения k, b, три значения переменной x.
Выполнение:
подготовить таблицу по образцу

занести данные в ячейки В28, В29, В30, С30, D30;
ввести в ячейку В31 формулу для подсчета значения функции;
используя маркер заполнения, скопировать (распространить) эту формулу в ячейки С31, D31.
Задание 15 (самостоятельно). Имеется список персонала (10 человек) и зарплат. Каждому члену коллектива предприятие перечисляет один и тот же процент от зарплаты в пенсионный фонд. Составить расчетную таблицу, в которой отразить зарплату, отчисления в пенсионный фонд и выдачу на руки для каждого члена коллектива. Учесть, что в дальнейшем процент отчислений в пенсионный фонд может измениться.
Использование функций в записи формул
Задание 16. Переименуйте Лист4 в "Функции".
Задание 17. Известны ежемесячные доходы киоска от продаж. Получить минимальный, максимальный и годовой доходы.
Выполнение:
подготовить таблицу по образцу

объединить ячейки с С41 по С52;
Выделить диапазон С41:С52 меню Формат Ячейки вкладка Выравнивание раздел Отображение установить флажок
объединить ячейки с D41 по D52;
объединить ячейки с Е41 по Е52;
занести данные в ячейки с В41 по В52;
в ячейку С41 ввести формулу для нахождения минимального ежемесячного дохода
меню Вставка Функция Категория: Полный алфавитный перечень Выберите функцию: МИН ОК Число1: выделить в таблице диапазон ячеек с В41 по В52 ОК
в ячейку D41 ввести формулу для нахождения максимального ежемесячного дохода (аналогично предыдущему, но выбирается функция МАКС);
в ячейку Е41 ввести формулу для нахождения годового дохода (аналогично предыдущему, но выбирается функция СУММ)
Задание 18 (самостоятельно). Подсчитайте ваши еженедельные траты на поездки в городском транспорте.
Выполнение:
подготовить таблицу по образцу

занести в ячейки данные о количестве поездок на каждом виде транспорта в определенный день недели, о стоимости одной поездки на каждом виде транспорта;
дополнить таблицу еще одним столбцом "Количество поездок" и ввести формулы в ячейки I62, I63, I64, I65, I66 для подсчета количества поездок за неделю на каждом виде транспорта;
занести в ячейку F71 формулу для подсчета общих затрат на поездки в течение недели.
Задание 19. Переименуйте Лист5 в "Тест".
Задание 20. Составьте тест по математике, включающий в себя три примера. При выполнении теста выдается результат по каждому заданию (1- верно, 0 - неверно) и общее количество решенных правильно примеров.
Выполнение:
подготовить таблицу по образцу

в ячейку С4 ввести формулу, используя функцию ЕСЛИ: ЕСЛИ(В4=5; 1; 0)
Указание. Аргументы функции ЕСЛИ будут такими:

ввести по аналогии формулы в ячейки С5 и С6;
в ячейку С7 ввести формулу для подсчета суммы результатов (диапазон С4:С6), используя функцию СУММ.
ввести в ячейки В4, В5, В6 правильные ответы, проверив правильность работы теста.
Задание 21. Подсчитать значение функции
Выполнение:
получить таблицу вида:

ввести в ячейку А12 значение х,
в ячейку В12 ввести формулу для подсчета значения функции, используя функцию ЕСЛИ:
ЕСЛИ(А12<=3; А12^2+1; (2*A12-1)/5)
ввести в ячейку А12 значения аргумента из различных промежутков.
Задание 22 (самостоятельно). Дан список абитуриентов, включающий их фамилию и результаты сдачи ЕГЭ по математике и русскому языку. Подсчитать количество абитуриентов, зачисленных в вуз, если известен проходной балл (предусмотреть, что проходной балл каждый год бывает разным)
Выполнение:
подготовить таблицу по образцу:

внести данные о результатах ЕГЭ по математике, русскому языку, химии, биологии;
подсчитать общую сумму баллов для каждого абитуриента, используя функцию СУММ;
заполнить столбец «Информация о зачислении». Информация о зачислении должна содержать слово «зачислен» в случае, если общая сумма баллов не меньше проходного балла, или «не зачислен» в случае, если общая сумма баллов меньше проходного балла. Для заполнения этого столбца использовать функцию ЕСЛИ.
подсчитать количество зачисленных абитуриентов, используя функцию СЧЕТЕСЛИ (информацию о функции см. в справке).
Графические возможности EXCEL
Задание 23. Добавьте рабочий лист в книгу и переименуйте его в "Диаграммы и графики".
Задание 24. Известны поквартальные сведения о прибыли каждого из трех магазинов. Получить среднеквартальную и годовую прибыль для каждого магазина. Построить:
круговую диаграмму, показывающую долю годового дохода каждого магазина;
две столбчатые диаграммы, показывающие соотношение поквартальной прибыли в зависимости от магазина, соотношение поквартальной прибыли в зависимости от квартала
график зависимости поквартальной прибыли от квартала для первого магазина.
Выполнение:
заполнить таблицу (внести значения квартальных прибылей для каждого магазина, записать формулы для расчета среднеквартальной прибыли, используя функцию СРЗНАЧ, годовой прибыли, используя функцию СУММ)

построить круговую диаграмму "Годовая прибыль":

выделить в таблице данные, необходимые для построения диаграммы, включая заголовки: диапазоны А4:А7 и G4:G7
меню Вставка Диаграмма
шаг 1 Тип диаграммы: Круговая Далее
шаг 2 Исходные данные: убедиться, что выделены диапазоны А4:А7 и G4:G7 Далее
шаг 3 параметры диаграммы:
Вкладка "Заголовки": название диаграммы "Годовая прибыль"
Вкладка "Легенда": убрать легенду
Вкладка "Подписи данных": выбрать по образцу Далее
шаг 4 Размещение диаграммы: на листе имеющемся Готово
построить столбчатую диаграмму "Прибыль по магазинам"

выделить в таблице данные, необходимые для построения диаграммы, включая заголовки: диапазон А4:Е7меню Вставка Диаграмма
шаг 1 Тип диаграммы: Гистограмма Далее
шаг 2 Исходные данные: убедиться, что выделен диапазон А4:Е7 Ряды в столбцах Далее
шаг 3 параметры диаграммы:
Вкладка "Заголовки": название диаграммы "Прибыль по магазинам"
шаг 4 Размещение диаграммы: на листе имеющемся Готово
построить столбчатую диаграмму "Прибыль по магазинам"

график зависимости поквартальной прибыли от квартала для магазина 1

выделить в таблице данные, необходимые для построения диаграммы, не включая заголовки: диапазон В5:Е5
меню Вставка Диаграмма
шаг 1 Тип диаграммы: График Далее
шаг 2 Исходные данные:
Вкладка "Диапазон данных": убедиться, что выделен диапазон В5:Е5
Вкладка "Ряд": Подписи оси Х Выделить В4:Е4 Далее
шаг 3 параметры диаграммы:
Вкладка "Заголовки": название диаграммы "Прибыль магазина 1"
Вкладка "Легенда": убрать легенду
шаг 4 Размещение диаграммы: на листе имеющемся Готово
установить подписи оси ОХ строго под делениями
ПКМ по числу на оси ОХ Формат оси вкладка Шкала снять флажок ОК
Задание 25 (самостоятельно). Известны итоговые оценки пяти учеников по предметам: английский язык, русский язык, математика, история география.
Подсчитать для каждого ученика средний балл и суммарное количество баллов по всем предметам для каждого ученика.
Построить круговые диаграммы «Средние баллы учеников» и «Годовые оценки по английскому языку».
Построить столбчатые диаграммы «Годовые оценки по предметам» и «Годовые оценки по истории».
Построить график, отражающий средние баллы каждого ученика.
Построить график, отражающий оценки по всем предметам у любых двух учеников из списка.
Задание 26 (самостоятельно). Соединив отрезками указанные точки, получить изображения животных (слон, верблюд, гусь, сорока, волк).
Указание. Координаты точек занести в два столбца (строки). Для построения изображений выделить эти координаты и выполнить команду:
меню Вставка Диаграмма Точечная
(-4, 5); (0, 8); (2, 7); (6, 7); (8, 8); (10, 6); (10, 2); (7, 0); (6, 2); (6, -2);
(5, -3); (2, -3); (2, -2); (4, -2); (4, -1); (3, 1); (2, 1); (1, 2); (0, 0); (-3, 2);
(-4, 5); (-8, 4); (-11, 2); (-12, -1); (-14, -3); (-11, -1); (-10, -4); (-11, -8);
(-8, -8); (-8, -7); (-7, -7); (-6, -3); (-3, -3); (-3, -9); (0, -9); (0, -4); (1, -4);
(1, -5); (0, -8); (3, -9); (4, -5); (4, -3)
(- 9; 6), (- 5; 9), (- 5; 10), (- 4; 10), (- 4; 4), (- 3; 4), (0; 7), (2; 4), (4; 7), (7; 4), (9; 3), (9; 1), (8; - 1), (8; 1), (7; 1), (7; - 7), (6; - 7), (6; - 2), (4; - 1), (- 5; - 1), (- 5; - 7), (- 6; - 7), (- 6; 5), (- 7;5), (- 8; 4), (- 9; 4), (- 9; 6)
(- 3; 9), (- 1; 10), (- 1; 11), (0; 12), (1,5; 11), (1,5; 7), (- 0,5; 4), (- 0,5; 3), (1; 2), (8; 2), (10; 5), (9; - 1), (7; - 4), (1; - 4), (- 2; 0), (- 2; 4), (0; 7), (0; 9), (- 3; 9)
Крыло: (1; 1), (7; 1), (7; - 1), (2; - 3), (1; 1).
(- 1; 2), (5; 6), (7; 13), (10; 11), (7; 5), (1; - 4), (- 2; - 4), (- 5; 0), (- 3; 0), (- 1; 2), (- 2; 4), (- 5; 5), (- 7; 3), (- 11; 1), (- 6; 1), (- 7; 3), (- 5; 0), (- 6; 0), (- 10; - 1), (- 7; 1)
Крыло: (0; 0), (7; 3), (6; 1), (1; - 3), (0; 0)
Ноги: 1) (1;-4), (1; -7)
2) (-1;-4), (-1; -7)
(- 9; 5), (- 7; 5), (- 6; 6), (- 5; 6), (- 4; 7), (- 4; 6), (- 1; 3), (8; 3), (10; 1), (10; - 4), (9; - 5), (9; - 1), (7; - 7), (5; - 7), (6; - 6), (6; - 4), (5; - 2), (5; - 1), (3; - 2), (0; - 1), (- 3; - 2), (- 3; - 7), (- 5; - 7), (- 4; - 6), (- 4; - 1), (- 6; 3), (- 9; 4), (- 9; 5).
Глаз: (- 6; 5)
Практическая работа № 3. Работа с графической информацией.
Лабораторная работа 1. Создание презентации
Задание 1. Создать презентацию на тему Виды компьютерных программ. Для этого выполните следующую последовательность действий.
1.    Для создания презентации выберите команду Создать вменю Файл, а затем в панели задачи Создать презентацию щелкните ссылку Новая презентация. В окне Создание слайда выберите автомакет Титульный слайд и щелкните кнопку «ОК».
2.    Щелкнув мышью в области заголовка слайда, введите заголовок презентации Виды компьютерных программ. В подзаголовок слайда введите текст «Программным обеспечением» называют организованную совокупность программ постоянного употребления, ориентирующую ЭВМ на тот или иной класс применений.
Используя инструменты панели Форматирование, установите нужные параметры текстам заголовка и подзаголовка.
3.    Для вставки нового слайда с организационной диаграммой выберите в панели задач Разметка слайда макет Объект. Щелкнув на макете Объект стрелку справа, выберите в контекстном меню команду Добавить новый слайд, как показано на рисунке 1.

 Рис.1 Вставка слайда.
Щелкнув на новом слайде в панели Рисование по кнопке  «Добавить организационную диаграмму». В появившемся окне Библиотека диаграмм выберите тип диаграммы, как показано на рис. 2.

Рис.2 Окно Библиотеки диаграмм.
Введите заголовок диаграммы «Типы программного обеспечения», затем добавьте нужные фигуры и введите элементы диаграммы, как показано на рис. 3.

Рис.3 Создание организационной диаграммы.
Для определения параметров текста можно использовать команды меню Текст. Для определения параметров элементов диаграммы применяйте команды контекстного меню Формат Автофигуры или инструменты из панели Рисование.

Рис.4 Изменение стиля организационной диаграммы.
Для изменения стиля организационной диаграммы щелкните кнопку «Автоформат» в панели инструментов Организационная диаграмма и выберите стиль, как показано на рис. 4. Завершите создание организационной диаграммы и установите нужный размер вставленной диаграммы, используя маркеры объекта.
4. Для вставки нового слайда выберите в панели задачи Разметка слайда макет Заголовок, текст и графика и, щелкнув стрелку справа, выберите команду Добавить новый слайд. В область заголовка введите текст «Прикладные программы». В область текстовой рамки слайда введите текст о назначении прикладных программ, например, «Прикладное программное обеспечение - программы для решения класса задач в определенной области применения систем обработки данных. Они непосредственно обеспечивают выполнение необходимых пользователям работ».
В область графики вставьте картинку, для чего дважды щелкните кнопку «Вставка картинки» на слайде, а затем в раскрывшемся окне Microsoft Clip Gallery выберите нужный рисунок. Можно вставить рисунок из файла, для чего, указав область рисунка на слайде, выберите в меню Вставка команду Рисунок, а затем опцию Из файла. В окне Добавить рисунок найдите нужную папку и файл. Щелкнув кнопку «Вставка», завершите вставку рисунка и задайте нужную позицию и размеры вставленному рисунку.
Действуя аналогично, добавьте слайды и введите текстовую и графическую информацию об остальных типах программного обеспечения.
Задание 2. Оформите презентацию и настройте анимацию объектов. Для этого выполните следующую последовательность действий.
Оформите презентацию с использованием готовых шаблонов оформления, для чего откройте в области задач панель Дизайн слайда. Выбирая в поле Применить шаблон оформления различные шаблоны оформления, просматривая варианты дизайна слайда, выберите подходящий шаблон. После этого выполнится настройка цветовой схемы, и все слайды презентации будут переоформлены в соответствии с выбранным шаблоном.
Для настройки анимации слайдов откройте в области задач панель задачи Настройка анимации. Выбрав слайд и выбирая элемент слайда, настройте эффекты анимации. Для этого щелкните кнопку «Добавить эффект» и выполните одно или несколько следующих действий. Если во время показа слайдов требуется ввести текст или объект в сопровождении определенного визуального эффекта, укажите значок Вход, а затем выберите эффект. Если требуется добавить определенный визуальный эффект в текст или объект, находящиеся на самом слайде, укажите значок Выделение, а затем выберите нужный эффект. Если требуется добавить определенный визуальный эффект в текст или объект, который вызывает удаление текста или объекта со слайда в заданный момент, выберите значок Выход, а затем - нужный эффект (рис. 5).

Рис. 5. Настройка анимации текста
Для просмотра заданного эффекта анимации щелкните кнопку «Просмотр». Для изменения порядка появления анимации или ряда анимированных фрагментов, выбрав параметр в списке настроек анимации, перетащите его в другое место списка.
Для точной настройки параметров анимационных эффектов, щелкнув правой кнопкой мыши на стрелке справа строки с надписью эффекта в списке настройки анимации, откройте контекстное меню и выберите в нем команду Параметры эффектов. После этого откроется окно эффекта с вкладками Эффект, Время и Анимация объекта. Для уточнения назначения параметров воспользуйтесь подсказкой «Что это такое?». Выбирая вкладки Эффект, Время и Анимация объекта, задайте нужные параметры и щелкните кнопку «ОК».
Для ввода заметок докладчика, указав слайд, щелкните в области заметок и введите текст заметок.
Закончив работу над презентацией, выберите в меню Файл команду Сохранить. Открыв нужную папку, присвойте презентации имя, например, Виды компьютерных программ, и нажмите кнопку «Сохранить».
Для демонстрации презентации щелкните кнопку «Показ слайдов» на панели инструментов. По окончании просмотра презентации закройте окно PowerPoint.
Лабораторная работа 2. Использование графических объектов, звуков фильмов в презентации
Выполните следующую последовательность действий.
1.      Запустите PowerPoint. Вызовите справку PowerPoint. В окне справки откройте вкладку Содержание и изучите разделы справки PowerPoint: Создание презентаций; Работа с фигурами, рисунками и графическими объектами; Работа с клипами; Добавление звуковых эффектов, музыки, видеозаписей и речевого сопровождения. По окончании изучения справочной информации закройте окно справки.
2.      Открыв в области задач панель задачи Разметка слайда, выберите макет Заголовок, текст и графика. Щелчком стрелки в правой части макета откройте меню и выберите в нем команду Добавить новый слайд.
Для оформления презентации с использованием рисунка из библиотеки Microsoft ClipArt дважды щелкните на кнопке «Вставка картинки на слайде». После этого откроется окно Выберите рисунок. Выбрав в каталоге рисунок, дважды щелкните на нем левой кнопки мыши для вставки в слайд. После этого в окно слайда будет вставлен выбранный рисунок. Затем вы можете изменить размер и местоположение рисунка на экране, перемещая мышью маркеры рисунка.
Рисунки делятся на два типа: рисунки, которые нельзя разгруппировать (большинство импортированных рисунков), и рисунки, которые можно разгруппировать (метафайлы из коллекции клипов). Большинство картинок в коллекции Microsoft Office выполнено в формате метафайла, т.е. для изменения картинки необходимо разгруппировать ее и преобразовать в графический объект.
Примечание. Точечные рисунки и файлы в формате jpg, .gif и .png невозможно преобразовать в графические объекты.
3.      Для того чтобы разгруппировать вставленный рисунок, укажите рисунок и, щелкнув правую кнопку мыши, вызовите контекстное меню и выберите в нем команду Группировка  Разгруппировать. В окне сообщения «Это импортированный рисунок, а не группа. Преобразовать его в рисунок Microsoft Office?» щелкните кнопку «Да». После этого рисунок будет представлять набор сгруппированных элементов. После разгруппирования каждый графический объект можно изменить с помощью кнопок панели инструментов Рисование.
Совет. Чтобы снова сделать отдельные объекты одним рисунком, нажмите кнопку «Выбор объектов» на панели инструментов Рисование. Чтобы выбрать рисунок, нажмите кнопку мыши, охватите прямоугольником все объекты, из которых состоит рисунок, и выполните команду Группировать.
4.      Для выполнения операций с графическими объектами в PowerPoint используется многоуровневое меню Действия, один из вариантов которого показан на рис. 6. Для преобразования графического объекта с использованием команд меню Действие следует выбрать объект или, прижав клавишу Ctrl, выделить несколько объектов, после чего выбрать меню Действие и далее нужную команду. Вы можете отменить команду, используя команду Правка  Отменить.

Рис. 6. Использование меню Действие для перемещения объекта вперед
5.      Для вставки рисунка или сканированной фотографии, импортированной из другой программы или папки, укажите место на слайде и в меню Вставка выберите команду Рисунок  Из файла. В окне Добавить рисунок выберите диск, папку, файл и щелкните кнопку «Вставка». Для изменения рисунка нужно выделить его, при этом в окне PowerPoint появится панель инструментов Настройка изображения с инструментами, позволяющими обрезать рисунок, добавить к нему границу или изменить его яркость и контраст.
Если панель инструментов Настройка изображения отсутствует, щелкните рисунок правой кнопкой мыши и выберите в контекстном меню команду Отобразить панель настройки изображения.
Щелкая на панели Настройка изображения кнопки «Увеличить/Уменьшить контрастность», «Увеличить/Уменьшить яркость», задайте нужную яркость и контрастность изображения. Щелкнув кнопку «Изображение», вы можете перевести изображение в черно-белый вариант или превратить его в подложку. Используя кнопку «Обрезка», вы можете обрезать рисунок. Щелкнув кнопку «Формат рисунка», в окне Формат рисунка вы можете определить расположение рисунка на странице, рамку рисунка, заливку и характер обтекания рисунка текстом.
6.      Для добавления автофигуры нажмите кнопку «Автофигуры» на панели инструментов Рисование, укажите категорию, а затем выберите нужную фигуру, как показано на рис. 7.

Рис. 7. Добавление автофигуры в слайд презентации
Для изменения размеров фигуры используйте перетаскивание маркеров. Для сохранения пропорций фигуры во время перетаскивания удерживайте прижатой клавишу Shift. Для изменения границ, цвета, тени или объема автофигуры выделите объект, а затем используйте соответствующие кнопки на панели инструментов Рисование. Для поворота объекта перетащите маркер поворота объекта в нужном направлении и щелкните за пределами объекта, чтобы зафиксировать поворот.
7.      В качестве выносок, подписей и других типов текста, описывающего рисунки, в PowerPoint используются надписи. Для вставки надписи выберите инструмент Надпись на панели инструментов Рисование, укажите место и размер рамки надписи на слайде и введите текст. Для изменения формата надписи можно использовать команду Формат надписи в контекстном меню. После вставки надписи ее можно изменять кнопками панели инструментов Рисование, как и любой другой графический объект. Текст также можно добавить в автофигуру и использовать ее как надпись.
8.      В презентации можно использовать художественно оформленный текст, например, наклоненный, повернутый и растянутый текст, а также текст с тенью и текст, вписанный в определенные фигуры. Так как оформленный текст является графическим объектом, для его изменения также можно использовать другие кнопки панели инструментов Рисование, например, сделать заливку текста каким-либо рисунком. Для его вставки следует щелкнуть на кнопке «Добавить объект WordArt» на панели инструментов Рисование. В окне Коллекция WordArt выберите нужный тип объекта WordArt, а затем нажмите кнопку «ОК». Введите текст, который следует отформатировать, в диалоговое окно Изменение текста WordArt, выберите нужные параметры текста и нажмите кнопку «ОК». Для изменения оформления текста используйте кнопки панелей инструментов WordArt и Рисование.
9.      Для вставки в презентацию видеоклипа выберите слайд и в, меню Вставка выберите команду Фильмы и звук  Фильм из файла. В окне Вставка фильма выберите папку и файл, затем щелкните кнопку «ОК».
10.   Для вставки в презентацию видеоклипа выберите слайд ив меню Вставка выберите команду Фильмы и звук  Звук из файла. В окне Вставка звука выберите папку и файл с записью звука, затем щелкните кнопку «ОК».
11.   Просмотрите созданную презентацию, убедитесь в том, что отображаются вставленные графические объекты, воспроизводятся звук и фильм, вставленные из файла.
12.   Закройте окно PowerPoint, сохранив презентацию под именем Пример с графикой.ppt.
Лабораторная работа 3. Создание фотоальбома
Microsoft PowerPoint 2002 позволяет вставлять в презентацию большую группу избранных рисунков без утомительной настройки параметров каждого рисунка. Для этого следует создать презентацию в виде фотоальбома. В Microsoft PowerPoint 2002 можно добавлять рисунки в фотоальбом с жесткого диска, со сканера, цифровой камеры или web-камеры.
Задание. Создать фотоальбом и поместить в него группу рисунков. Для этого нужно выполнить следующую последовательность действий.
1.      Запустите PowerPoint. Так как фотоальбом создается командой вставки, создайте любой слайд, а затем выберите в меню Вставка команду Рисунок  Создать фотоальбом.
2.      В диалоговом окне Фотоальбом щелкните кнопку «Файл или диск», затем в окне Добавление новых рисунков откройте нужную папку, выберите рисунки, которые требуется поместить в фотоальбом, и щелкните кнопку «Вставить».

Рис. 8. Просмотр и изменение параметров выбранного рисунка
После этого список выбранных рисунков будет выведен в окне Фотоальбом, как показано на рис. 8. В поле Просмотр можно просмотреть выбранный рисунок, удалить рисунок из списка или изменить его контрастность, яркость, повернуть его на 90░ по часовой стрелки или против. В поле Разметка альбома можно определить параметры разметки альбома: количество рисунков на слайде, форму рамки.
Примечание. При выборе параметра Вписать в слайд в качестве разметки рисунка нельзя будет добавлять или изменять форму рамки и шаблоны оформления.
Для выбора шаблона оформления, который будет использован в фотоальбоме, нажмите кнопку «Обзор», найдите в диалоговом окне Выбор шаблона оформления нужный шаблон оформления и нажмите кнопку «Выбрать».
Примечание. Если в фотоальбом добавляются рисунки с помощью сканера или камеры, то в диалоговом окне Формат фотоальбома в группе Добавление рисунка из нажмите кнопку «Сканер или камера», затем в списке Устройство выберите требуемое устройство и выполните одно из следующих действий. Если для добавления рисунка требуется использовать сканер, поместите этот рисунок в сканер, выберите команду для передачи по Интернету или для печати и нажмите кнопку «Вставить» для сканирования рисунка. Если требуется использовать цифровую камеру или web-камеру для добавления рисунка, нажмите кнопку «Специальная вставка» и следуйте инструкции к выбранному устройству. Повторите операцию для всех рисунков, которые требуется добавить в фотоальбом.
3.      Завершите определение выбора рисунков и параметров разметки фотоальбома, щелкнув кнопку «Создать». После этого в окне PowerPoint будут созданы слайды, на которых разместятся выбранные для фотоальбома рисунки.
4.      Используя надписи, как показано на рис. 9, добавьте подписи к отдельным рисункам.

Рис. 9. Добавление подписи к рисунку
5.      Добавьте в фотоальбом несколько рисунков с диска и измените параметры, разместив по четыре рисунка на слайде, задав багетную форму рамки и шаблон оформления Blends. Для этого выберите в меню Формат команду Фотоальбом, в окне Формат фотоальбома добавьте рисунки и определите параметры. Для вступления в силу внесенных изменений в набор рисунков и параметры фотоальбома щелкните кнопку «Обновить».
6.      Удалите рисунок из фотоальбома. Для этого командой Формат 4 Фотоальбом откройте фотоальбом, в который требуется внести изменения. В диалоговом окне Формат фотоальбома в области окна Рисунки в альбоме выберите нужный рисунок и нажмите кнопку «Удалить».
7.      Просмотрите созданный фотоальбом, для чего выберите вменю Показ слайдов команду Начать показ или щелкните клавишуF5.
8.      Сохраните созданный фотоальбом и закройте окно PowerPoint.
Лабораторная работа 4.  Изменение презентации, показ презентации, подготовка презентации к доставке по Интернету, формирование раздаточного материала
Выполните следующую последовательность действий.
Запустите PowerPoint. Для открытия ранее созданной презентации щелкните кнопку «Открыть файл» на панели инструментов PowerPoint, затем в окне Открытие документа найдите нужную папку и файл презентации, например, Виды компьютерных программ. Щелкнув кнопку «Открыть», откройте презентацию.
Добавьте ко второму слайду звук, для чего переключите PowerPoint в режим слайдов, укажите объект, представление которого будет сопровождаться звуком, и выберите в меню Вставка команду Фильмы и звук, затем - Звук из файла. В окне Вставка звука выберите папку и файл звука, например, C:\Windows\Media\town.mid, подтвердите автоматическое воспроизведение звука при показе слайда, щелкнув кнопку «Да».
Для проверки звукового эффекта щелкните кнопку «Просмотр анимации». Убедитесь в наличии вставленного звукового эффекта.
Просмотрите, как будут выглядеть слайды презентации в черно-белом варианте, для чего в меню Вид выберите команду Цвет или оттенки серого Черно-белый без серого.
Напечатайте черно-белые прозрачки для представления презентации с помощью графопроектора, для чего в меню Файл выберите команду Печать. В окне Печать выберите принтер, в списке Печатать выберите вариант Слайды, задайте диапазон печати, количество копий, включите опции: оттенки серого и масштабировать по листу. Щелкнув «ОК», запустите печать.
Примечание. Во избежание поломки принтера для печати прозрачек используйте только специальную сертифицированную пленку.
Подготовьте выдачи для аудитории, для чего в меню Вид выберите команду Образец и пункт Образец выдач. Для предварительного просмотра вариантов макетов воспользуйтесь кнопками панели инструментов Выдачи, как показано на рис 11.

Рис. 11. Определение типа разметки раздаточных материалов
Выбрав вариант макета выдачи, вставьте в образец необходимые объекты: графические объекты, текст, колонтитулы, дату, время или номер страницы.
Вставленные объекты будут присутствовать только на раздаточных материалах; образец слайдов останется без изменений. На панели инструментов Образец нажмите кнопку «Закрыть».
Просмотрите полученный вариант раздаточных материалов, для чего выберите в меню Файл команду Предварительный просмотр. В окне Просмотр (рис. 12) определите параметры раздаточных материалов: количество слайдов на листе, колонтитулы, цвет.

Рис. 12. Просмотр макета раздаточных материалов перед печатью
Для вывода материалов на бумагу нажмите кнопку «Печать» в окне просмотра или выберите в меню Файл команду Печать. В окне Печать выберите принтер, определите диапазон печати, количество копий, в списке Печатать выберите вариант Выдачи, в поле Выдачи задайте число слайдов на странице и определите их порядок на странице (включив переключатель вертикальный или горизонтальный). Включив опции оттенки серого и масштабируя по листу, щелкните кнопку «ОК» для начала печати.
Сохраните презентацию как демонстрацию, чтобы при ее демонстрации закрыть доступ для изменения.
Примечание. Файл, сохраненный в виде демонстрации, имеет расширение .pps. При открытии такого файла с рабочего стола автоматически запускается показ слайдов. По завершении показа PowerPoint закрывается и восстанавливается рабочий стол. Если показ слайдов запускается из PowerPoint, по его завершении презентация остается открытой и доступной для изменения.
Для этого выберите команду Файл  Сохранить как, затем в окне Сохранение документа выберите диск, папку и задайте имя файла, например, Режимы работы PowerPoint.ppt, в поле Тип файла выберите вариант Демонстрация PowerPoint и щелкните кнопку «Сохранить».
Подготовьте презентацию к доставке по Интернету. Чтобы убедиться, что в web-обозревателе презентация будет выглядеть должным образом, перед публикацией просмотрите ее как web-страницу, для этого выберите в меню Файл команду Предварительный просмотр web-страницы. После просмотра страницы закройте окно web-обозревателя.
Для сохранения презентации в виде web-страницы в меню Файл выберите команду Сохранить как web-страницу. В окне Сохранение документа выберите папку, в которой требуется сохранить web-страницу, в поле Имя файла введите имя web-страницы, например, Типы программ. В списке Тип файла выберите вариант web-страница. Чтобы изменить заголовок web-страницы (текст, отображающийся в строке заголовка web-обозревателя), нажмите кнопку «Изменить», введите новый заголовок в поле Заголовок и нажмите кнопку «ОК». В окне Публикация web-страницы задайте параметры: Полная публикация, с выводом заметок докладчика. Нажмите кнопку «Опубликовать». Щелкнув кнопку «Сохранить», завершите создание web-презентации.
Упакуйте презентацию для перемещения на другой компьютер. Для этого выберите в меню Файл команду Упаковать. Следуя указаниям Мастера упаковки, определите имя файла упаковываемой презентации, затем выберите диск и папку, в которую поместите упакованную презентацию (в имени папки не допускаются национальные символы). На следующем шаге включите в упаковку связанные файлы и внедрите шрифты TrueType. На последнем шаге диалога с Мастером упаковки включите в упаковку средство просмотра PowerPoint Viewer и, щелкнув кнопку «Готово», запустите процедуру упаковки. При выполнении процедуры упаковки на экране компьютера выводится панель, отображающая состояние упаковки. По окончании упаковки в указанной вами папке будут размещены два файла: pngsetup.exe - файл мастера упаковки, и файл упакованной презентации prez0.ppz.
Примечания:
1. Чтобы не было проблем с упаковкой презентации, имя папки и файла презентации должно быть записано латинскими символами.
2. Мастер упаковки не включает в упакованную презентацию шрифты TrueType, имеющие встроенные ограничения на распространение. Перед распространением презентации следует распаковать ее и просмотреть, чтобы убедиться, что все шрифты доступны.
Закройте окно Microsoft PowerPoint.
Распакуйте упакованную презентацию, для чего, щелкнув мышью файл pngsetup.exe, укажите диск и папку, в которую следует распаковать презентацию. По окончании распаковки в указанной папке будут расположены файлы: Playlist.lst - список презентаций, Ppview32.exe - средство показа презентаций, Programl.ppt -файл презентации, MspptSvr.olb - информация о связанных файлах и шрифтах.
Для просмотра презентации запустите файл просмотрщика презентаций Ppview32.exe, затем в окне Microsoft PowerPoint Viewer укажите имя файла презентации, в нашем примере Programl.ppt. Выберите ручной режим управления презентацией (Manually) или автоматический с использованием таймера (UsingTimings). Для начала показа щелкните кнопку «Show» (Показать). После просмотра презентации прервите показ нажатием кнопки «Esc».
Лабораторная работа 6. Изменение образцов слайдов и цветовых схем
Выполните следующую последовательность действий.
Запустите PowerPoint и откройте любую из созданных ранее презентаций.
Для изменения образца слайдов презентации выберите в меню Вид команду Образец  Образец слайдов. После этого в окне PowerPoint будет представлен образец слайда презентации, как показано на рис. 13. Обратите внимание, что в области Слайды отображаются в миниатюре образец слайда и образец заголовка.

Рис. 13. Редактирование образца заголовка
Для редактирования образца слайда щелкните в области структуры миниатюру образец слайда.
Измените элементы оформления, например, выделив заголовок, выберите в панели Рисование инструмент Заливка и задайте цвет заливки области заголовка. Поэкспериментируйте с изменением цвета, размера символов текста, цвета фона. Вставьте на образец слайда рисунок, который будет затем отображаться на всех слайдах.
Завершите редактирование образца слайдов, щелкнув кнопку «Закрыть представление мастера» на панели Образец. Просмотрите изменения в дизайне слайдов презентации. Обратите внимание, что внесенные вами изменения не коснулись титульного слайда. Если вы хотите отменить изменения, внесенные вами при редактировании образца слайдов, то воспользуйтесь командой Правка  Отменить или сочетанием клавиш Ctrl+Z.
Примечание. Если объекты не отображаются на слайдах, выберите в меню Формат команду Фон и убедитесь, что флажок Исключить фон образца не установлен.
Для изменения оформления титульного слайда выберите в меню Вид команду Образец Образец слайдов, затем щелкните в области Слайды миниатюру образец заголовков. После этого в окне PowerPoint будет представлен образец титульного слайда презентации. Измените оформление элементов титульного слайда: цвет и символы текста, фон, вставьте рисунки из файлов. Щелкнув кнопку «Закрыть представление мастера на панели Образец», просмотрите изменения в дизайне титульного слайда презентации. Обратите внимание, что внесенные вами изменения применены только к титульному слайду и не коснулись остальных слайдов презентации.
Примечания:
 1. При изменении атрибутов текста на образце титульных слайдов титульный слайд не изменяется. Образец титульных слайдов наследует все атрибуты текста на образце слайдов. При изменении шрифта, размера или стиля текста на образце слайдов эти изменения отражаются на образце титульных слайдов. Чтобы сделать атрибуты текста на образце титульных слайдов другими, измените их после завершения работы с образцом слайдов. Эти изменения останутся на образце титульных слайдов и не повлияют на образец слайдов.
2. Если вы хотите отменить изменения, внесенные вами при редактировании образца слайдов, то воспользуйтесь командой Правка  Отменить или сочетанием клавиш Ctrl+Z.
Для изменения дизайна одного из слайдов презентации выберите в области Слайды эскиз слайда, который требуется изменить, затем откройте в области задач панель Дизайн слайда 4 Шаблоны оформления. Выбрав шаблон в поле Применить шаблон оформления и щелкнув значок со стрелкой, выберите команду Применить к выделенным слайдам, как показано на рис. 14.

Рис. 14. Изменение дизайна выделенного слайда
Для замены цветовой схемы слайда выберите в области Слайды эскиз слайда, который требуется изменить, затем откройте в области задач панель Дизайн слайда  Цветовые схемы. Выбрав в поле Применить цветовую схему и щелкнув значок со стрелкой, выберите команду Применить к выделенным слайдам.
Для редактирования цветовой схемы щелкните на панели Дизайн слайда  Цветовые схемы ссылку Изменить цветовые схемы, а затем в окне Цветовая схема откройте вкладку Специальная. В группе Цвета схемы щелкните первый цвет, который следует изменить, и нажмите кнопку «Изменить цвет», затем в цветовой палитре на вкладке Обычная выберите подходящий цвет и нажмите кнопку «ОК» или в цветовой палитре на вкладке Спектр выберите подходящий цвет, перемещая указатель в виде креста, а затем настройте яркость с помощью полосы прокрутки и нажмите кнопку «ОК». Повторите изменение цвета для всех цветов, которые требуется изменить. Для применения изменений, внесенных в цветовую схему слайда, щелкните кнопку Применить. Просмотрите изменения в дизайне слайда.
Закройте окно Microsoft PowerPoint с сохранением изменений, внесенных вами в презентацию.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Подходы к понятию информации и измерению информации
Информационные объекты различных видов
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров
Программные поисковые сервисы
Использование ключевых слов, фраз для поиска
Комбинации условия поиска
Передача информации между компьютерами
Модем
Основные характеристики компьютера
Внешние устройства, подключаемые к компьютеру
Виды программного обеспечения компьютеров
Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей
Понятие об информационных системах
Электронная таблица: среда и принципы работы
Математическая обработка числовых данных
Представление об организации баз данных
Система управления базами данных
Структура данных и системы запросов на примере баз данных различного назначения
Создание электронного документа с помощью технологии мультимедиа
Формирование адресной книги
Прикладное программное обеспечение
Хранение информации и ее носители
Архивирование информации
Защита информации от компьютерных вирусов
Локальные и глобальные компьютерные сети
Сеть Internet: поиск информации
Автоматизированные системы: понятие, состав, виды
Архитектура персонального компьютера
Прикладное программное обеспечение
Информация, информационное общество
Внешнее устройство ЭВМ (назначение, виды, характеристики)
8. перечень Рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, инернет-ресурсов
Основные источники:
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2010.
Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2004.
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2002.
Дополнительные источники:
Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. – М., 2005.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов- 6 изд. – М. : БИНИКОМ. Лаборатория знаний, 2010. -246с. : ил.
Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М., 2004.
Электронные образовательные ресурсы:
http://www.alleng.ru/edu/educ.htm - образовательные порталы и сайты
http://catalog.iot.ru/ - каталог образовательных ресурсов сети Интернет
http://gnpbu.ru/web_resyrs/katalog.htm - образовательные ресурсы Интернет (аннотированный каталог)
http://elib.altstu.ru/elib/int.htm - электронная библиотека образовательных Интернет-ресурсов
http://www.edu.ru/ - Российское образование. Федеральный образовательный портал. Единый каталог образовательных интернет-ресурсов.
http://www.edu.of.ru/profil/ - сайт дистанционной поддержки программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов»
http://book-shelf.narod.ru/ - информационный каталог лучших образовательных ресурсов