Формирование информационной исследовательской культуры через исследовательскую деятельность экспериментальной площадки «Изучение и сохранение природы родного края через проектно-исследовательскую деятельность на уроках географии»


Формирование информационной исследовательской культуры
через исследовательскую деятельность
экспериментальной площадки
«Изучение и сохранение природы родного края
через проектно-исследовательскую деятельность на уроках географии»
Исследовательская культура может рассматриваться и как особый вид общей культуры личности, которая охватывает процессы формирования и проявления сознания.
Деятельность учителя включает следующие процедуры:
анализ и отбор содержания программного и дополнительного материалов по предмету;
организацию учебного осознания как исследования с помощью активных форм и методов учебной и внеклассной работы;
предоставление учащимся возможности выбора исследовательской задачи или проблемы;
обучение их методам научного познания и технологиям учебного исследования;
обеспечение процесса исследования необходимыми инструментально-дидактическими средствами;
оказание помощи учащимся в планировании, в ходе исследования и оценке его результатов;
мониторинг состояния учебно-исследовательской культуры учащихся;
Анализ и отбор содержания программного и дополнительного материалов по предмету:
Социальная значимость формирования информационной культуры учащихся как необходимого условия их готовности к постоянному обновлению знаний в процессе непрерывного образования и отсутствие теоретических подходов к формированию ИК личности учащихся основной школы и старших классов в образовательной деятельности, необходимо направлять, помогать разрабатывать практические пути решения проблемы, поддерживать самостоятельность в определении выбора темы исследования. На занятиях по изучению родного края ребята учатся анализировать прочитанный или услышанный материал, из множества фактов предложенного материала выбирать нужный по исследуемой теме.
На экскурсиях в дендросаде дополнительно видят древесно-кустарниковую растительность и разнотравье наших мест. Использование информационных технологий позволяет сравнивать увиденное в природе и при помощи информационных технологий
Организация учебного осознания как исследования с помощью активных форм, технологий и методов учебной и внеклассной работы:
Современные мультимедиа технологии. использую диски, на которых в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал. На уроках использую программы-контролеры, позволяющие осуществлять контроль над усвоением изученного материала.
Использование сети Интернет на уроках, на дополнительных занятиях
Но нельзя забывать про умение работать с учебником, дополнительной литературой
На уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, работать со статистическими материалами, делать выводы.
Предоставление учащимся возможности выбора исследовательской задачи или проблемы. Например, предлагаются разные конкурсы, различные варианты исследования (биологический метод определения качества воды или химический метод)
Обучение методам научного познания и технологиям учебного исследования, культуры оформления материалов:
В работе обязательны ссылки на автора, если необходимо привести высказывания или интересующую информацию, например: У Н.Г.Тумакова в «Историко-географическом словаре среднего Приветлужья» читаем: «Чухлома – деревня Краснобаковского района. Нет данных о времени основания деревни. У местного населения имеется предание, что деревня существует около 300 лет. Название, вероятно, связано с тем, что население этих мест имело тесную связь со старым городом Чухломой Костромской губернии. В документах по разинскому движению в Поветлужье (1670 г.) имеются неоднократные упоминания о казни ветлужских крестьян (в том числе и баковских в городе Чухломе Костромской губернии»(3).Оказание помощи учащимся в планировании, в ходе исследования и оценке его результатов.
В работу должны быть включены необходимые разделы исходя из требований данной работы, например:
Введение
Актуальность темы
Цели и задачи
Содержание
Выводы
Список литературы
Учитель должен направлять учащихся на формулирование положений выбранной темы, при необходимости оказывая помощь в решении проблем, причем помощь уменьшается пропорционально осознанию ребенком собственной значимости для выполнения выработанных задач.
Пример из вывода работы Гвоздинской Марии 6 класс: «Прошло много времени, но память о подвиге марийской девушки Ирги не смогли стереть столетия. Народ свято хранит имена своих героев. Помнят люди и рассказывают своим потомкам и об участниках разинского движения, атамана Илью Долгополова, ведь и многие местные жители, примкнувшие к восставшим на реке Ветлуге и ее окрестностях, были казнены, но родственники остались.
И конечно помнят люди, перелают друг другу, представляют и хотят увидеть на берегу Ветлуги красавицу Лугу, имя которой навеки сохранилось в названии реки.
На каникулах я была в лагере «Энергетик», там у нас было мероприятие посвященное легендам о нижегородской крае. А я уже знаю много легенд о Ветлуге, поэтому я рассказывала эти легенды, а все ребята и вожатые меня внимательно слушали. Потом задавали вопросы, а я отвечала».
Таким образом научив основам информационной исследовательской культуры, мы воспитываем гражданина, который:
Осуществляет поиск и отбор источников информации соответственно поставленной учебно-познавательной задаче.
Владеет рациональными приемами и способами самостоятельного поиска источников информации.
Сравнивает источники информации с точки зрения их практического использования.
Сводит информацию из различных источников по заданной теме.
Владеет методами аналитико-синтетической переработки информации из разных источников.
Использует полученную информацию в практических целях.
Учитель географии Цыганова О.Н.