Лекция — концерт Д. Шостакович. Музыка для детей ( К 110-летию со дня рождения)


Добрый день, ребята и уважаемые гости!Сегодня 17 декабря 2016 года ! Новый, 2017 год уже стоит на пороге!
Чем же нам запомнился 2016 год? Он был богат множеством знаменательных дат и событий в музыкальной и культурной жизни страны.
И одним из таких знаковых событий, несомненно, является 110 лет со дня рождения музыкального гения, летописца ХХ столетия композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
И чтобы приблизиться к этому событию, быть причастным к памятным мероприятиям, связанным с именем Д. Д. Шостаковича, которые прошли не только у нас в стране, но и далеко за её пределами, мы все : учащиеся Джанкойской детской школы искусств, преподаватели, родители собрались сегодня в этой аудитории, чтобы послушать музыку этого великого композитора, узнать интересные факты из его биографии, расширить круг знаний о творчестве Д.Д. Шостакович.
«Я хочу, чтобы после исполнения моих произведений слушатели уходили с мыслью: жизнь прекрасна! » Эти слова композитора станут эпиграфом нашей встречи.
Слайд № 1
Итак, Д. Шостакович вальс из оперетты «Москва – Черёмушки»
Исполняет Виктория Николаева, преподаватель ДДШИ, класс аккордеона.
Сценка:
Кирилл: - Так! Что у нас сегодня по плану?
Вика: - Не пойму, для чего нас сюда позвали? Ты не знаешь?
Кирилл: - Понятия не имею! Может Саша знает. Он у нас Всезнайка.
Вика: - Саша! Зачем нас сюда позвали?
Саша: - Вы что, забыли? У нас сегодня выступление перед детьми!
Кирилл: - Какое выступление?
Саша: - Посмотрите, дети сидят, поздоровайтесь!
Вика: - Здравствуйте, ребята!
Кирилл: - Ну и что дальше?
Саша: - Тему выступления называйте!
Вика: - А мы не помним .Саша: - Хорошо, нечего сказать! А композитора хоть помните ?
Кирилл: - Кажется Шостакович, Дмитрий Дмитриевич.
Вика: - Ну, а дальше что? О чем рассказывать будем ?Саша: - О чём, о чём !? Вспоминайте!
Кирилл: - Может, о «Детской музыке» ?Вика: - Скажешь тоже! Шостакович и «Детская музыка». Он композитор серьёзный!
Саша: - Я слышал, что он написал 7 симфонию о войне и, вообще, он симфонист, летописец, можно сказать, ХХ века.
Кирилл: - Ну и что! Мог же он и для детей что-то написать…
Вика: - Не верится мне в это…
Ведущая: - А вот и зря. Очень интересная у Шостаковича «Детская музыка». Только не совсем обычная.
А написал он её тогда, когда его собственные дети подросли и стали ходить в музыкальную школу.
Слайд №2
Так, ко Дню рождения дочери Гали, в 10 лет, Дмитрий Дмитриевич подарил ей необычный подарок – сборник пьес для фортепиано под названием «Танцы кукол»
В него вошла музыка, которую написал для своих балетов: «Золотой век», «Болт» и «Светлый ручей»
Давайте послушаем одну из 7-ми пьес, называется она «Гавот» - Гавот это старинный французский танец. Послушаем и определим его характер. А исполнит нам его преподаватель школы по классу фортепиано Татьяна Алексеевна Гвардия.
Слайд №3
Верно. Музыка Гавота изящная, шутливая, немного игрушечная. Можно себе представить, что под неё на сказочном балу танцуют куклы в старинных платьях, кавалеры в нарядных камзолах.
Похож этот танец на менуэт. Но, в отличии от менуэта, Гавот не 3-х дольный, а 2-х или 4-х дольный, это значит, что, разучивая Гавот, танцор считает не «1-2-3», а «1-2» или «1-2-3-4», как в Гавоте.
Музыкальный номер: Д. Шостакович «Гавот».
Для сына Максима композитор написал Концертино и сборник пьес «Детская музыка» ор.69 (1945 г.)
Интересно, что музыку для своих детей писали не только Д. Шостакович, но и немецкий композитор – полифонист И.С. Бах, Р. Шуман, французский композитор К. Сен – Санс (« Карнавал животных»). У С. Прокофьева есть сборник фортепианных пьес «Детская музыка».
А русский композитор П.И. Чайковский создал целый сборник пьес для фортепиано и посвятил его своему племяннику В. Давыдову , который в то время обучался игре на фортепиано.
Слайд №4
Музыкальный номер Дмитрий Шостакович «Марш» из «Детской музыки»
Многие задают себе вопрос: как Дмитрий Шостакович, композитор, который в своей музыке затрагивал серьёзные , скажем прямо, не детские темы и вопросы, вдруг в какой-то момент творчества обратил свой взор к детям, детской аудитории и решил написать для них музыку ?
А ответ на этот вопрос очень прост, он, будучи взрослым человеком, маститым композитором, очень часто с теплотой и любовью вспоминал свои детские годы, проведённые в родном для сердца Петербурге.
Давайте и мы мысленно отмотаем 110 лет назад и окажемся в далёком 1906г. в г. Петербурге, на Родине Д.Д. Шостаковича.
Слайд №5
Именно там 25 сентября 1906г. в семье Дмитрия Болеславовича и Софьи Васильевны Шостакович родился сын, названый в честь отца Дмитрием, и которому судьба уготовила будущее великого музыканта.
Но это будет позже. А пока мальчик вместе с двумя сёстрами – старшей Марией и младшей Зоей рос в дружной семье, окружённый заботой и лаской родителей.
Слайд № 6
Музыкальный номер : «Романс» из «Танцев кукол» Д. Шостаковича
В доме часто звучала музыка. Охотно пел под гитару Дмитрий. Болеславович , а Софья Васильевна часами музицировала, сидя за роялем.
Вот тогда- то маленький Митя впервые соприкоснулся с гениальной музыкой Гайдна и Моцарта, Чайковского и Бородина, Шопена и Листа.
Тем временем в доме Шостаковичей уже вовсю разыгрывались этюды и гаммы. Софья Васильевна занималась с Марией, а вскоре, несмотря на сопротивление сына, начала давать уроки и ему.
Хорошее образование не мыслилось без музыки, хотя о профессиональном обучении детей не думали. Мите, к примеру, готовили будущее инженера или финансиста.
Вот что пишет Д. Шостакович в своих «Автобиографических записках» о начале занятий музыкой.
«В детстве я не обнаруживал особой любви к музыке.
У меня не было того, что у других композиторов. Я не подкрадывался в 3-х летнем возрасте к дверям, чтобы послушать музыку, а если и слушал её, то после этого спал также безмятежно, как и прошлую ночь.
Весной 1915 г. я в первый раз был в театре, шла «Сказка о царе Салтане»
Мне опера понравилась, но всё это не победило моего нежелания заняться музыкой.
«Слишком корень учения горек,чтобы стоило учится играть» – думал я.
Но мать всё же настояла и летом 1915 г. стала давать мне уроки игры на рояле. Так завела у нас мать порядок – как 9 лет исполнится – садись за рояль.
Так было с моими 2-мя сёстрами, так было и со мной.
Занятия пошли успешно. Я полюбил музыку, полюбил рояль.
Успехи появились так скоро, что через пару месяцев мальчика повели в дом на Владимирском проспекте, куда уже бегала Мария – здесь находились пианистические курсы Игнатия Альбертовича Гляссера.
Слайд № 7
В школе Гляссера благодаря усидчивости и огромной трудоспособности 9-летний Митя овладел всеми техническими премудростями, схватывая их цепко и намертво.
Через год он уже играл Моцарта и Гайдна, а через 2 года ошеломил всех исполнением прелюдий и фуг из «ХТК» самого И.С. Баха.
В эти же годы маленький Митя пробует сочинять, несмотря на ироническое отношение и родителей, и самого Гляссера. Молодого композитора это ничуть не смущало. Едва ли не первой из известных нам композиторских проб Шостаковича была фортепианная пьеса « Солдат».
Надо отметить, что детство Шостаковича совпало с крупнейшими историческими событиями – первой империалистической войной и Великой октябрьской социалистической революцией (1917 г.). «Поэтому»,- как пишет композитор, «неудивительно, что уже в детских сочинениях сказалось моё стремление как-то отразить жизнь». Так появляются пьесы для фортепиано «Солдат», «Гимн свободе», «Траурный марш памяти жертв революции».
На тот момент Дмитрию Шостаковичу было не многим 10 лет, ровно столько, сколько исполнилось его любимой дочери Галине, когда отец подарил ей сборник пьес «Танцы кукол».
Слайд № 8
Музыкальный номер: «Полька» из «Танцев кукол» Д. Шостаковича.
Вскоре выяснилось, что музыкальные курсы Гляссера, куда он ходил с сестрой Марией, больше не могут дать ему ничего в профессиональном отношении, то есть он перерос своего учителя. И весной 1918 года Софья Васильевна отвела 12-летнего сына к Александре Александровне Розановой, преподавателю музыки, профессору консерватории, у которой когда-то училась сама. За полтора года путь от своего дома до Фонтанки, где жила Розанова, стал для Дмитрия привычным.
Слайд № 9
Розанова учила мягко и терпеливо. В ожидании занятий можно было ходить по мягкой леопардовой шкуре в гостиной, разглядывать портреты на стенах, посидеть в старинных креслах в тёмном полумраке у фортепиано.
У Розановой мальчик занимался с удовольствием, как впрочем, с удовольствием занимался и общеобразовательными предметами. Науки он постегал легко, без видимых усилий, и все без исключения педагоги ценили его собранность, деловитость, образный и яркий язык, чувство юмора.
Стопка исписанной нотной бумаги с сочинениями на фортепиано «Дидерикс» всё росла и росла. Попытка сочинять не прекращалась, и знакомые посоветовали обратится к Глазунову, директору Петроградской консерватории.
Слайд № 10
И вот настал долгожданный день – вступительные экзамены в консерваторию. Для него 13-летний музыкант приготовил несколько фортепианных прелюдий собственного сочинения. Экзамен, как всегда, проводился в кабинете Глазунова.
Талант заметили все экзаменаторы без исключения.
В экзаменационном листе Глазунов дал Шостаковичу следующую характеристику:
«Исключительно яркое, ранее обрисовавшееся творческое дарование.
Достойно удивления и восхищения».
Из кабинета директора консерватории Д. Шостакович вышел учеником младшего курса сразу двух отделений – композиторского и фортепианного.
Слайд № 11

Музыкальный номер: «Вальс - шутка из «Детской музыки» Д. Шостаковича.
По композиции Шостаковича определили в класс Максимилиана Осеевича Штейнберга, в прошлом любимого ученика Н.А. Римского – Корсакова.
Шостакович ещё юноша, остался на всю жизнь благодарен Штейнбергу за свой высокий профессионализм.
По классу фортепиано Шостакович продолжает заниматься с А. Розановой. Вот отзыв из экзаменационного листа Глазунова: «Дмитрий Шостакович( класс преподавателя Розановой. Выдающееся музыкальное и виртуозное дарование . 5+»
Однако, сама Розанова, всегда чуткая и внимательная к индивидуальностям учеников, прекрасно понимала, что дарование Шостаковича требует гораздо большего, чем она может ему дать.
И через год Шостакович перешёл в класс Леонида Владимировича Николаева, которого впоследствии он назовёт «выдающимся педагогом и первоклассным музыкантом»
Слайд №12
Музыкальный номер: « Шарманка» из «Детской музыки» Шостаковича.
Как всегда неожиданно в семью Шостаковичей приходит беда . 24 февраля 1922 года после непродолжительной болезни умирает Дмитрий Болеславович, отец Д. Шостаковича.
Материальное положение семьи после потери кормильца резко ухудшилось. И одним из первых пришёл на помощь А. Глазунов, который выхлопотал для одарённого ученика персональную стипендию. Софья Васильевна делала всё , чтобы сын мог продолжать занятия. Но здоровье юноши не выдержало предельных нагрузок : врачи, сделавшие ему операцию, настаивали на лечении в Крыму. Пришлось продать старенький «Дидерикс» и на лето с сестрой Марией уехать на юг, а по возвращении искать работу чтобы как-то расплатится с долгами.
Работа нужна была любая, причём, как можно скорее, и он на 2 года ушёл работать тапёром (пианистом - иллюстратором) в немое кино.
Несмотря на болезни, операцию, работу консерваторских занятий он не прекращал и готовил выпускную программу по фортепиано. В 1923 году Шостакович окончил консерваторию как пианист. Комиссия оценила игру выпускника на 5+.
А 20 апреля 1925 года – по композиции. Выпускной работой стала Первая симфония. Глубокая по содержанию и совершенная по форме. В ближайшие годы симфония прозвучала в Германии, а затем в США под управлением Стоковского и Тосканини. На тот момент ему было 19 лет. А о нём уже знала и Европа, и Америка.
Слайд № 13
Музыкальный номер «Танец» из «Танцы кукол» Д. Шостаковича.
Несмотря на успех симфонии, перед молодым музыкантом после окончания консерватории встал выбор: кем быть – пианистом или композитором? Он не сразу разрешил его. Сначала пытался совмещать и то, и другое. В 1927 году Шостакович принял участие в Международном конкурсе имени Ф. Шопена в Варшаве и был отмечен почётным дипломом.
И всё же вскоре он отказался от деятельности концертируюшего виртуоза. Это мешало композиции.
Все последующие годы, годы сложные и противоречивые в истории страны, Шостакович жадно интересуется всеми сторонами музыкальной жизни, пробует себя во всех жанрах: в опере и балете, симфонии и фортепианных пьесах, в музыке для театра и кино, пишет песни.
Есть в копилке композитора, как мы уже отмечали в начале нашей встречи, и музыка для детей, которая нашла своё воплощение в том числе и в фортепианном альбоме «Танцы кукол».
Однажды маленькому Мите приснился необычный сон: как-будто он вместе с двумя сёстрами Марией и Зоей забрались на чердак дома и среди множества ненужных вещей обнаружили огромный старинный сундук. И каково было удивление детей, когда, открыв тяжеленую крышку сундука, они обнаружили в нём множество самых разных кукол: Пьерро и Мальвина , Петрушка и Буратино, Матрёшки и Балерина. Но, пожалуй, самой прекрасной была кукла в образе очаровательной Принцессы. Куклы решили устроить праздник, а какой праздник без танцев. И вот под звуки лирического вальса куклы закружились в парах под звуки задушевного, нежного, взволнованного танца.
Слайд № 14
Музыкальный номер «Лирический вальс» из «Танцев кукол» Д. Шостаковича.
А сейчас вашему вниманию предлагается мультфильм «Лучшая классическая музыка для детей. Д. Шостакович «Танцы кукол» режиссёра Инессы Ковалевской.

Вот и подошла к концу наша встреча с музыкой Д. Шостаковича. Мы открыли для себя ещё одну грань творчества этого великого музыканта – прекрасную музыку, созданную для детей.