Доклад: «Работа с родителями по формированию у детей знаний о родном крае»


«Работа с родителями по формированию у детей знаний о родном крае»
Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению к близким людям. Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего отечества.
Как сориентироваться ребёнку в этой непростой жизни? Как понять, что хорошо, что плохо, что можно, должно, а что нельзя и наказуемо? Ребёнку в такой ситуации непросто, а взрослым оставаться безучастными просто недопустимо.
В настоящее время вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в ФГОС ДО, который вступил в силу с 1 января 2014 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка».
Особенное место в духовно-нравственном развитии занимает воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. С одной стороны, именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье. С другой стороны, не все родители понимают важность духовно-нравственного воспитания. Поэтому особое внимание уделяю укреплению связей с родителями, создаю условия для совместной творческой деятельности. Единение педагогов, родителей и детей формирует положительное отношение друг к другу
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании  дошкольников делают акцент  на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал,
 Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал».
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос, с улицей, по которой ходил не раз, с двором, где посадил первое деревце.
Актуальность данного направления  заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.  
Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Дети младшего возраста должны знать: название своей улицы и той, на которой находиться детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта магазин, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты, старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.
Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике “от близкого к далекому” - от любви к родителям (точнее к родному дому), к детскому саду, к улице, к городу до любви к родной стране.Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
 
Целесообразно ознакомление дошкольников с родным городом организовывать во взаимодействии учреждения дошкольного образования и семьи, одновременно с детьми и родителями. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей
Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к родному краю.
Пример: В нашей группе мы проводили мероприятие под названием «Почётные жители Адыгеи» На мероприятие был приглашён - Дудкин Александр Александрович-начальник штаба Северо-Западного хуторского казачьего первичного общества Майкопского казачьего отдела, Кубанского казачьего войска. Дети с огромным восхищением рассматривали гостя. Александр Александрович рассказал детям о своих многочисленных наградах, одной из которых является медаль от Министра Обороны  Р.Ф.     Шойгу «За возвращение Крыма». По окончании встречи  А.А. сказал детям тёплые напутственные слова, а мальчикам пожелал расти сильными, мужественными и храбрыми, а также любить свою Родину, культуру и традиции своего народа.
В летний период многие наши воспитанники, совместно с родителями, отдыхают в разных уголках республики Адыгея и Краснодарского края и в других областях нашей Родины. Совместно с родителями, дети делают фотоальбомы «Лето-2016», «Отдых в г. Анапа», что является большим подспорьем в работе по формированию знаний о родном крае и стране в целом. Приходя в детский сад, дети рассказывают о городах, в которых побывали с экскурсией, об их истории, интересных местах.
С родителями нашей группы проводились беседы на темы: "Куда повести ребенка в выходной день", "Расскажите детям о своих любимых местах", "Как создать герб своей семьи", и другие…
Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Отбор соответствующего материала позволят формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край: историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
С большим интересом детьми совместно с родителями может быть составлена схема микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице.
Таким образом, целесообразно ознакомление дошкольников с родным городом организовывать во взаимодействии учреждения дошкольного образования и семьи, одновременно с детьми и родителями. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.
Кроме этого, на данном этапе нравственно-патриотического воспитания возможно проведение семейных викторин и конкурсов на знание истории родного города, его достопримечательностей, памятников, а также происхождения названий улиц и площадей.
Слайд 5,6
Совместные прогулки и экскурсии. Ежегодным мероприятием является посещение выставок национального музея. Совместно с детьми и их родителями мы посещаем такие выставки как «Национальный костюм адыгов», «Животные и птицы Северного Кавказа» и т.д., что, несомненно, положительно отражается на формировании знаний о родном крае не только детей, но и родителей.
Слайд 7
Примером, может послужить совместный с родителями проект, который был реализован в прошлом году «Птицы - наши друзья!». Родители были не наблюдателями, а непосредственно участниками проекта: оказывали помощь в сборе информации о птицах нашего края (приносили книги, иллюстрации), совместно с детьми организовали выставку рисунков «Берегите птиц!», принимали участие в совместных прогулках, из которых они узнали, как можно весело и с пользой провести досуг. А также изготовили кормушки для птиц.
Слайд 8
И совсем недавно мама Коскова Виктория организовала для детей познавательно-развлекательное мероприятие по теме: «Птицы Кавказского заповедника». Детям была представлена познавательная презентация по теме. Затем они играли, отгадывали загадки, расписывали фигурки птиц из теста.
Необходимо, чтобы дети, родители привлекались к проведению праздников и развлечений, проводимых в детском саду, совместно с родителями принимали участие в праздновании Дня города, Дня Республики или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Это может осуществляться в таких формах, как отражение впечатлений в рисовании, изготовлении макетов, которые дети совместно с родителями изготавливают на смотры - конкурсы, проводимые в детском саду или группе.
Вывод: в результате проведенной работы на формирующем этапе, хочется верить, что проводимая работа по ознакомлению дошкольников с родным краем будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее Родины.