Методические указания по прохождению производственной практики ПП. 01.01 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (по профилю специальности) ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПОДСТАНЦИЙ И СЕТЕЙ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
(ОмГУПС (ОмИИТ))
структурное подразделение среднего профессионального образования
«Омский техникум железнодорожного транспорта»
(СП СПО ОТЖТ)
Методические указания по прохождению
производственной практики
ПП. 01.01 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
(по профилю специальности) ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПОДСТАНЦИЙ И СЕТЕЙ
(индекс, вид и наименование практики в соответствии с учебным планом)
Специальность: 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)
(код, наименование специальности)
Образовательная программа: программа подготовки специалистов среднего звена
Уровень подготовки: базовая подготовка
Квалификация выпускника: техник
Форма обучения: очная
Разработчик: / Капралова М. А., преподаватель СП СПО ОТЖТ
подпись Ф. И. О., занимаемая должность
2016
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Методист СП СПО ОТЖТ Заместитель руководителя
по учебно-практической работе СП СПО ОТЖТ
/ / Ларин С. А.
подпись (И. О. Ф.) подпись (И. О. Ф.)
«___» _______________ 20__г. «___» _______________ 20__ г.
/ /
подпись (И. О. Ф.) подпись (И. О. Ф.)
«___» _______________ 20__г. «___» _______________ 20__ г.
/ /
подпись (И. О. Ф.) подпись (И. О. Ф.)
«___» _______________ 20__г. «___» _______________ 20__ г.
/ /
подпись (И. О. Ф.) подпись (И. О. Ф.)
«___» _______________ 20__г. «___» _______________ 20__ г.
/ /
подпись (И. О. Ф.) подпись (И. О. Ф.)
«___» _______________ 20__г. «___» _______________ 20__ г.
ОДОБРЕНО
Предметной (цикловой) комиссией специальности
13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)
Председатель ПЦК
________________ / Е.А. Алексеева
подпись (И. О. Ф.)
«___» ______________ 20__ г. Номер протокола _____
________________ / _________________
подпись (И. О. Ф.)
«___» ______________ 20__ г. Номер протокола _____
________________ / _________________
подпись (И. О. Ф.)
«___» ______________ 20__ г. Номер протокола _____
________________ / _________________
подпись (И. О. Ф.)
«___» ______________ 20__ г. Номер протокола _____
________________ / _________________
подпись (И. О. Ф.)
«___» ______________ 20__ г. Номер протокола _____
Разработчик (и): / Капралова М. А., преподаватель СП СПО ОТЖТ
подпись Ф. И. О., занимаемая должность
/
подпись Ф. И. О., занимаемая должность

Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc475970942 \h 31 Общие положения PAGEREF _Toc475970943 \h 42Руководство и организация производственной практики (по профилю специальности) PAGEREF _Toc475970944 \h 53 Структура производственной практики (по профилю специальности) PAGEREF _Toc475970945 \h 6ПЕРЕЧЕНЬ PAGEREF _Toc475970946 \h 8ПЕРЕЧЕНЬ PAGEREF _Toc475970947 \h 84 Место и время проведения производственной практики (по профилю специальности) PAGEREF _Toc475970948 \h 95 Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики (по профилю специальности) PAGEREF _Toc475970949 \h 106. Содержание производственной практики (по профилю специальности) PAGEREF _Toc475970950 \h 137 Формы промежуточной аттестации по итогам производственной практики (по профилю специальности) PAGEREF _Toc475970951 \h 168Составление дневника и отчета о прохождении производственной практики (по профилю специальности) PAGEREF _Toc475970952 \h 19Заключение PAGEREF _Toc475970953 \h 20Приложение 1 PAGEREF _Toc475970954 \h 23Приложение 2 PAGEREF _Toc475970955 \h 32Приложение 3 PAGEREF _Toc475970956 \h 33

ВведениеВсестороннее улучшение качества профессиональной подготовки, укрепление связи с производством и практикой невозможно без повышения организованности и качества проводимых учебных и производственных практик, как одной из форм обучения обучающихся. Одним из мероприятий по совершенствованию учебных и производственных практик является создание сквозных программ непрерывной практической подготовки обучающихся.
Эффективно организованная производственная практика сокращает разрыв между теоретическим обучением и практической деятельностью специалистов производства. В процессе прохождения практики развиваются профессиональные компетенции будущих специалистов производства.
Производственная практика обучающичся является составной частью основной образовательной программы (ООП) среднепрофессионального образования и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке обучающихся на базах практики, содействует закреплению теоретических знаний, установлению необходимых деловых контактов техникума с предприятиями, организациями и учреждениями.
Практика в учреждениях, организациях, на предприятиях осуществляется на основе договоров между университетом и соответствующими структурами о прохождении практики студентами.
Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса на соответствующий учебный год.

1 Общие положенияПроизводственная практика (по профилю специальности) является обязательным разделом основной образовательной программы, направленная на формирование компетенций обучающихся в процессе выполнения работ, определенных ФГОС СПО видов деятельности.
Цели производственной практики (по профилю специальности) – обеспечить целостность и неразрывность теоретического обучения и практической профессиональной подготовки техников.
Целями производственной практики являются:
-закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения;
- формирование умений выработки навыков по вопросам основных видов деятельности предприятий;
- сбор информации о состоянии финансовых и экономических проблем предприятия;
- систематизация полученных знаний.
Перечень форм проведения и способов организации практики определяется образовательной программой реализующейся в процессе освоения обучающимися программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям) в соответствии с требованиями ФГОС СПО, которая разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 827. Сроки проведения – согласно учебному графику.

Руководство и организация производственной практики (по профилю специальности)Общее учебно-методическое руководство производственной практикой обеспечивает предметная (цикловая) комиссия специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям).
Персональное руководство практикой студента осуществляется специально назначенным для этого опытным преподавателем специальности.
Преподаватель – руководитель производственной практики студента обязан:
– ознакомить обучающегося с возможной тематикой курсовой или дипломной работы и программой производственной практики;
– в соответствии с программой практики и возможностями использования обучающихся на рабочих местах определить перечень вопросов и необходимых для выполнения заданий (работ) на практике;
– рекомендовать специальную литературу;
– консультировать студентов по организационным вопросам производственной практики, ведения дневника, составления отчета.
В течение практики руководитель осуществляет предварительную проверку качества ее прохождения, а также наличие и полноту собранных материалов.
Постоянное руководство и контроль на рабочих местах осуществляют руководители от производства.
Руководитель от базы практики обязан:
– ознакомить обучающегося со структурой и задачами предприятия, организации;
– произвести целевой и первичный инструктожи;
– давать практикантам необходимые разъяснения, по методике и технике проведения работ;
– оказывает помощь в сборе материалов для задания;
– требовать от студентов-практикантов своевременного и доброкачественного выполнения заданий и соблюдения календарных планов;
– обеспечить выполнение правил техники безопасности.
По окончании практики руководитель составляет на обучающегося характеристику, которая подписывается руководителем линейного предприятия и заверяется печатью.
Окончательное подведение итогов проводится на заседании предметной (цикловой), где принимаются материалы производственной практики обучающихся и заполняется аттестационная ведомость.
3 Структура производственной практики (по профилю специальности)Выписка из рабочей программы по ПМ 01. Техническое обслуживание оборудования электрических подстанций и сетей:
Производственная практика (по профилю специальности)
Виды работ
Осмотры электрооборудования любого назначения, всех типов и габаритов.
Обслуживание силовых электроустановок.
Ревизия трансформаторов, выключателей и разъединителей.
Заливка масла в аппаратуру.
Регенерация трансформаторного масла.
Обслуживание аккумуляторных батарей.
Обслуживание высоковольтных воздушных и кабельных линий.
Обходы линий электропередачи.
Размотка, разделка, дозировка, прокладка кабеля.
Ознакомление с работами по техническому обслуживанию воздушных и кабельных линий.
Определение мест повреждений кабелей.
Выполнение работ по чертежам и схемам.
Проверка, осмотр, настройка релейных защит, устройств автоматики и телемеханики.
Прозвонка цепей защит.
Выполнение расчетов, связанных с регулировкой цепей и приборов. 540
Известно, что главными показателями профессиональных компетенций являются профессиональные умения и навыки. В круг этих умений входят использование новых технических средств деятельности и коммуникации, прогнозирование ситуаций риска и проектирование способов выхода из него.
При прохождении производственной практики для студентов составляются индивидуальные маршрутные карты, где указываются перечень работ, которые они должны выполнить по своей рабочей профессии для третьего разряда (дневник производственного обучения). Выдаются индивидуальные и творческие задания для выполнения отчета по практике. Свои творческие задания студенты представляют на отчетной конференции по итогам практики, на которую приглашаются обучающиеся младших курсов. Это позволяет морально и психологически подготовить студентов младших курсов специальности к производственной практике.
Следует заметить, что в числе необходимых требований, предъявляемых к студенту на предприятии, относятся:
- подчинение действующим в учреждении правилам внутреннего рас- изучение и выполнение правил эксплуатации офисной техники и оборудования, техники безопасности и охраны труда на рабочем месте, других особых условий работы на предприятии;
- строгое выполнение всех предписанных заданий куратором практики со стороны предприятия;
- ведение дневника и составление отчета о прохождении производственной практики.
Перед выходом на производственную практику студент должен иметь практический опыт (полученный на учебной практике):
- по составлению электрических схем устройств электрических подстанций и сетей;
- модернизации схем электрических устройств подстанций;
- технического обслуживания трансформаторов и преобразователей электрической энергии;
- обслуживания оборудования распределительных устройств электроустановок;
- эксплуатации воздушных и кабельных линий электропередачи;
- применения инструкций и нормативных правил при составлении отчетов и разработке технологических документов.
Для студентов разработаны рекомендации и требования при прохождении производственной практики:
Студенческая аттестационная книжка является основным документом, служащим средством контроля и оценки профессиональных компетенций студента, осваивающего основную профессиональную образовательную программу по специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям), при прохождении им производственной практики.
Студенческая аттестационная книжка выдается на СП СПО ОТЖТ при направлении студента на производственную практику.
Заполнение студенческой аттестационной книжки производится от руки чернилами. Помарки и исправления в аттестационной книжке не допускаются.
До начала практики в студенческой аттестационной книжке должны быть заполнены:
- титульный лист (№ группы, фамилия, имя, отчество студента);
- две путевки (№ и дата приказа ОмГУПС о направлении на практику, фамилия, имя, отчество студента, место прохождения практики, срок практики, подпись декана и печать);
- индивидуальное задание на практику.
Студенты, поступающие на работу в период практики, обязаны предъявить администрации предприятия, аттестационную книжку, оформленную в установленном порядке.
Порядок и содержание записей в аттестационной книжке определяются назначением каждого из ее разделов. Записи делают: студент – её владелец, руководители практики от организации и образовательной организации, отделы кадров предприятий, где студент проходит практику.
В период прохождения практики на предприятии студент обязан соблюдать правила техники безопасности, охраны труда и правила внутреннего распорядка предприятия.
В разделе «Дневник практики» практикант в хронологическом порядке записывает (в течении всего периода практики) выполненные работы, изученные вопросы.
В разделе «Описание изученных работ» практикант записывает технологические процессы выполненных и изученных работ, организацию и передовые методы труда.
Разделы «Путевка» заполняются работниками отдела кадров предприятия (дата прибытия на практику, подпись, печать, дата выбытия с места практики, подпись, печать).
Разделы «Аттестационный лист» и «Характеристика» заполняются в конце практики руководителями практики от организации.
Все подписи руководителей практики от организации заверяются печатью организации.
По индивидуальному заданию практикант собирает необходимый материал в течении всего периода практики и готовит отчёт. Отчёт оформляется на бумаге формата А4, иллюстрируется необходимыми схемами, рисунками, фотографиями, бланками и сдается руководителю практики от образовательной организации не позднее 10 дней со дня окончания практики.
По окончании практики студенческая аттестационная книжка сдается руководителю практики от образовательной организации.
ПЕРЕЧЕНЬдокументов, необходимых для прохождения производственной практики (по профилю специальности)
Паспорт гражданина РФ
ИНН
Пенсионное страховое свидетельство (СНИЛС)
Документы о прохождении медицинской комиссии
Выписка из приказа ОмГУПС о направлении на практику (одна на предприятие)
Студенческая аттестационная книжка
Дневник производственного обучения (на рабочую профессию)
Заключение о достигнутом уровне квалификации КУ-94 (на рабочую профессию)
Заключение на пробную работу КУ-148 (на рабочую профессию)
Транспортное требование ОАО «РЖД» (для целевиков)
Свидетельство на рабочую профессию
ПЕРЕЧЕНЬдокументов, которые должен иметь студент по окончании производственной практики (по профилю специальности)
Студенческая аттестационная книжка, оформленная в установленном порядке (см. Памятку владельцу студенческой аттестационной книжки).
Проездные документы (билеты) для проезда к месту практики и обратно (для бюджетников и целевиков).
Дневник производственного обучения (на рабочую профессию), заполненный, подписанный на предприятии, заверенный двумя печатями предприятия.
Заключение о достигнутом уровне квалификации КУ-94 (на рабочую профессию), заполненное, подписанное на предприятии, заверенное печатью предприятия.
Заключение на пробную работу КУ-148 (на рабочую профессию), заполненное, подписанное на предприятии, заверенное печатью предприятия.
Отчёт о производственной практике (по индивидуальному заданию) на листах ф. А4.
Не менее 2-х фотографий в электронном виде о прохождении практики, сделанных с разрешения администрации предприятия.
4 Место и время проведения производственной практики (по профилю специальности)Производственная практика длится 15 недель, что обеспечивает полное «погружение» студентов в производственный процесс. Хотя как показывает практика, некоторые студенты по согласованию с предприятием продолжают работать и после окончания практики. Считаем увеличение времени прохождения практики с 15 недель до 17 недель помогло бы студентам в получение третьей группы допуска по электробезопасности. Данный вопрос решается со студентами в индивидуальном порядке (увеличение времени прохождения практики).
Мотивацию студентов, безусловно, повышает их трудоустройство на рабочие места с оплатой. Студенты специальности Электроснабжение имеют трудоустройство, как железнодорожных предприятий, так и сторонних организаций связанных с энергетикой (СНП Энерго, Омск Энерго и т.п.).
Из рисунка 1 можно увидеть, что студенты преимущественно распределяются на железную дорогу по Омской области, что облегчает контроль преподавателям за прохождением студентами практики.

Рис. 1 –Распределение студентов по Западно-Сибирскому региону
5 Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики (по профилю специальности)В результате прохождения данной производственной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
Код Наименование результата обучения Основные показатели оценки результата
ВПД Техническое обслуживание оборудования электрических подстанций и сетей.
ПК 1.1. Читать и составлять электрические схемы электрических подстанций и сетей определение видов электрических схем; распознавание видов электрооборудования на принципиальных электрических схемах электрических подстанций и сетей по условным графическим и буквенным обозначениям; составление электрических схем электрических подстанций; обоснование выбора электрооборудования электрической подстанции с помощью технической документации и инструкций; обоснование модернизации схем электрических устройств подстанций и сетей.
ПК 1.2. Выполнять основные виды работ по обслуживанию трансформаторов и преобразователей электрической энергии изложение принципов действия трансформаторов и преобразователей электрической энергии; изложение основных положений правил технической эксплуатации электроустановок; выделение основных элементов в конструкции трансформаторов и преобразователей электрической энергии; определение видов работ по обслуживанию трансформаторов и преобразователей электрической энергии; планирование выполнения работ по обслуживанию согласно технологическим картам; демонстрация различных способов выполнения работ по техническому обслуживанию трансформаторов и преобразователей электрической энергии
ПК 1.3. Выполнять основные виды работ по обслуживанию оборудования распределительных устройств электроустановок, систем релейных защит и автоматизированных систем изложение принципов действия электрооборудования распределительных устройств, устройств релейной защиты, аппаратуры автоматизированных систем управления; изложение основных положений правил технической эксплуатации электроустановок; выделение основных элементов в конструкции электрооборудования; распределительных устройств, устройств релейной защиты, аппаратуры автоматизированных систем управления; определение видов работ по техническому обслуживанию электрооборудования распределительных устройств; выполнение работ по техническому обслуживанию устройств релейной защиты и аппаратуры автоматизированных систем управления; демонстрация приемов безопасного производства работ при обслуживании оборудования распределительных устройств электроустановок
ПК 1.4. Выполнять основные виды работ по обслуживанию воздушных и кабельных линий электроснабжения. определение видов воздушных и кабельных линий, выделение основных элементов их конструкции; изложение основных положений правил технической эксплуатации электроустановок; планирование выполнения работ по техническому обслуживанию воздушных и кабельных линий согласно нормативно-технической документации; демонстрация различных способов контроля за состоянием воздушных и кабельных линий; определение видов работ по техническому обслуживанию воздушных и кабельных линий; демонстрация приемов безопасного производства работ при обслуживании воздушных и кабельных линий.
ПК 1.5. Разрабатывать и оформлять технологическую и отчетную документацию. создание отчетной и технологической документации с применением инструкций, правил, нормативно-технической документации; обоснование принятых технических решений
Общие компетенции
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес знание основ, понимание социальной значимости и проявление устойчивого интереса к будущей профессии
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области конструирования электрических подстанций, эксплуатации и технического обслуживания электрооборудования; демонстрация эффективности и качества выполнения
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность демонстрация способности принимать решения стандартных и нестандартных профессиональных задач в области конструирования электрических подстанций, эксплуатации и технического обслуживания электрооборудования
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития эффективный поиск необходимой информации с использованием различных источников, включая электронные
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности работа с автоматизированными системами управления устройствами электроснабжения; оформление технической и отчетной документации в электронном виде
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации самоанализ и коррекция результатов собственной работы; организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности анализ инноваций в области технического обслуживания оборудования электрических подстанций и сетей

6. Содержание производственной практики (по профилю специальности)В зависимости от направления деятельности организации, места прохождения практики, содержание производственной практики может различаться, что отражается в задании на практику.
В ходе производственной практики студенты не только собирают информацию, но и проводят ее систематизацию, анализ в динамике за ряд периодов, делают обобщающие выводы, дают оценку полученной информации.
Для обеспечения объективности анализа, оценки работы организации, разработки направлений совершенствования ее деятельности обязательному рассмотрению подлежат следующие вопросы.
Типовые задания на практику
Задания выдаются преподавателем в зависимости от места трудоустройства обучающегося.
Задания для ЭЧЭ (тяговая подстанция):
Рассмотреть структуру линейного подразделения ЭЧЭ
Привести штатное расписание и должностные обязанности работников ЭЧЭ
Привести однолинейную схему тяговой подстанции
Заполнить наряд-допуск и бланк переключений по выполняемой работе.
Разработать технологический процесс (на выбор):
текущего ремонта трансформатора;
текущего ремонта автотрансформатора;
текущего ремонта трансформатора напряжения;
текущего ремонта трансформатора тока;
текущего ремонт масленых выключателей;
текущего ремонт вакуумных выключателей;
текущего ремонт элегазовых выключателей;
текущего ремонта выпрямителей;
текущего ремонта шин и спусков ОРУ-35; 27,5;
текущего ремонта шин и шинных разъединителей;
текущего ремонта отделитей;
текущего ремонта короткозамыкателей;
текущего ремонта вентильных разрядников и ОПН;
текущего ремонта компенсирующего устройства.
Задания для ЭЧК (района контактной сети)
Рассмотреть структуру линейного подразделения ЭЧК
Привести штатное расписание и должностные обязанности работников ЭЧК
Привести план контактной сети обслуживаемого участка
Привести схему сигнализации обслуживаемого участка
Заполнить наряд-допуск по выполняемой работе.
Разработать технологический процесс (на выбор):
замены разъединителя;
замены фиксатора;
процесс замены струны;
механизированной разработки котлована
установки фундаментов и анкеров
замены наклонного анкера на вертикальный
установки металлической опоры краном
установки железобетонной опоры краном
армировки установленной консольной опоры
монтажа анкерных оттяжек
перевода контактной подвески на новую опору
снятия металлических и железобетонных опор краном
замены ригеля жесткой поперечины
замены железобетонной анкерной опоры и анкера с оттяжками
замены оттяжек анкерных опор
замены изоляции оттяжек опор от анкера
ремонта фундаментов опор
ремонта железобетонных опор
окраски металлических опор и конструкций
замены однопутной консоли
Замена двухпутной консоли
замены тяг однопутной и двухпутной консолей
замены консоли, кронштейна и надставки для подвески проводов питающих, отсасывающих, усиливающих и других линий на опорах контактной сети
установки (замена) подкоса на консоли
замены, переборка узлов крепления контактной подвески на ригеле жесткой поперечины
замены отбойника несущего троса и контактного провода па искусственных сооружениях и поддерживающих устройствах
замены ограничителя подъема контактного провода
переборки узлов подвески в искусственных сооружениях
замены наклонных струн и жестких распорок фиксатора
замены фиксаторного кронштена
замены фиксаторной стойки
замены троса средней анкеровки контактного провода
замены троса средней анкеровки несущего троса компенсированной подвески
монтажа вставки в контактный провод со снятием напряжения
монтажа вставки в несущий трос со снятием напряжения
покрытия антикоррозионной смазкой стальных тросов
модернизация воздушной стрелки
замена поперечного электрического соединителя между несущим тросом и контактным проводом
Задания для ЭЧС (сетевого района)
Рассмотреть структуру линейного подразделения ЭЧС
Привести штатное расписание и должностные обязанности работников ЭЧС
Заполнить наряд-допуск по выполняемой работе.
Составить технологические процессы на основные виды работ по обслуживанию кабельных линий электроснабжения
Составить технологические процессы на основные виды основные виды работ по обслуживанию воздушных линий электроснабжения

7 Формы промежуточной аттестации по итогам производственной практики (по профилю специальности)Промежуточная аттестация по итогам производственной практики проходит в соответствии с программой прохождения практики, что отражается в календарном плане и проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета, аттестационной книжки и отзыва характеристики руководителя практики от предприятия (организации).
Дневник практики и отзыв-характеристика подписываются руководителем и скрепляются печатями.
Форма промежуточной аттестации является дифференцированный зачет.
Предметом оценки прохождения обучающимся производственной практики (преддипломной) являются: качество выполнения работ на практике, характеристика работы обучающегося на практике, оформление дневника и отчёта по практике и его защита.
Итоговая оценка рассчитывается по трем показателям на основании данных аттестационного листа, характеристики, дневника и отчета по практике:
итоговая оценка = Ср.балл Табл.1 + Ср. балл Табл.2 + Ср. балл Табл.3
3
ср. балл Табл. 1 – Средний балл оценки качества выполнения работ
ср. балл Табл. 2 – Средний балл оценки работы обучающегося на практике
ср. балл Табл. 3 – Средний балл оценки дневника и отчета по практике
Полученный результат округляется с точностью до целых по правилам округления, применяемым в математике.
Таблица 1 - Виды и оценка качества выполнения работ
Виды работ Оценка качества выполнения работ*
Осмотры электрооборудования любого назначения, всех типов и габаритов.
Обслуживание силовых электроустановок.
Ревизия трансформаторов, выключателей и разъединителей.
Заливка масла в аппаратуру.
Регенерация трансформаторного масла.
Обслуживание аккумуляторных батарей.
Обслуживание высоковольтных воздушных и кабельных линий
. Обходы линий электропередачи.
Размотка, разделка, дозировка, прокладка кабеля.
Ознакомление с работами по техническому обслуживанию воздушных и кабельных линий.
Определение мест повреждений кабелей.
Выполнение работ по чертежам и схемам.
Проверка, осмотр, настройка релейных защит, устройств автоматики и телемеханики.
Прозвонка цепей защит.
Выполнение расчетов, связанных с регулировкой цепей и приборов Средний балл: * Качество выполнения работ оценивается по 5-балльной шкале, в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика
5 - качество высокое
4 - качество среднее
3 - качество низкое
2 - качество отсутствует
Таблица 2 - Характеристика работы обучающегося на практике
Показатели Граничные критерии оценки Оценка показателей по 5-балльной шкале
отлично неудовлетворительно Отношение к работе Ответственно относится к выполнению полученного задания, не допускает опозданий и пропусков, все материалы предоставлены в срок Регулярные опоздания и пропуски. Отношение к работе крайне безответственное, материалы практики к указанному сроку не предоставлены Взаимоотношения и эффективность работы как члена бригады (команды) Демонстрирует коммуникативные способности, быстро адаптируется к выполнению различных ситуаций при выполнении задания Отношения с коллегами напряженные, мешает работать другим обучающимся Использование инструментов, приспособлений Грамотно работает с инструментами, соблюдает все правила и приёмы работы, техники безопасности Не способен самостоятельно использовать инструменты и приспособления Умение использовать полученные ранее знания и умения для решения конкретных задач Без дополнительных пояснений использует знания и умения, полученные при освоении ППССЗ Не способен самостоятельно использовать знания и умения, полученные при освоении ППССЗ Средний балл: Таблица 3 - Оценка дневника и отчета по практике
Показатели Граничные критерии оценки Оценка показателей по 5-балльной шкале
отлично неудовлетворительно Оформление дневника и отчета согласно указаниям по ведению данных документов Все материалы оформлены аккуратно, сданы в установленные сроки Дневник и отчет оформлены в крайней степени небрежно, сданы не в срок Умение отвечать на вопросы, пользоваться профессиональной и общей лексикой при сдаче (защите), выбрать рациональные способы выполнения работ Грамотно отвечает на поставленные вопросы, используя профессиональную лексику. Может обосновать свою точку зрения по проблеме Показывает незнание при ответе на вопросы, низкий интеллект, узкий кругозор, ограниченный словарный запас. Чётко выраженная неуверенность в ответах и действиях Оформление графических, аудио-, фото-, видео-, материалов, наглядные образцы изделий, подтверждающие практический опыт, полученный на практике Все материалы оформлены аккуратно согласно общепринятым правилам Отчет оформлен в крайней степени небрежно Средний балл: Пример заполнения заключений и аттестационной книжки, дневника производственного обучения представлен в приложении 1.
На практике студенты сдают экзамен на получении второй группы допуска на самом предприятии.
По окончании практики проводится квалификационный экзамен на получение третьего разряда соответственно своей рабочей профессии, которую он получал на производственной практике.
Экзамен сдается комиссии членами, которой являются представители от организации и железной дороги. Оценивание сторонними наблюдателями уровня подготовки студентов после практики мотивирует студентов к более качественной подготовке и сдаче квалификационного экзамена.
Студент, не выполнивший программу практики без уважительной причины или получивший отрицательную оценку, отчисляется из СП СПО ОТЖТ, как имеющий академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом.
Составление дневника и отчета о прохождении производственной практики (по профилю специальности)1. Весь комплекс сведений и материалов, полученных в установленном в организации порядке при прохождении практики, обучающийся записывает в дневник производственной практики.
В дневник заносится:
– наименование подразделения, где проходила практика;
– содержание разрабатываемых вопросов практики;
– выполненная работа за каждый день практики;
– дополнительно выполненная студентами производственная работа;
– заключение студента по итогам практики и его предложения;
– рекомендации и замечания руководителя производственной практики от кафедры в период прохождения студентом производственной практики.
2. По окончании практики дневник представляется руководителю практики от организации, подписывается им и заверяется печатью.
3. В ходе практики студент составляет итоговый отчет.
Цель отчета – определение степени полноты изучения студентом программы практики. Отчет должен показать умение студента практически оценивать эффективность работы с персоналом в конкретной организации.
В отчете должны быть отражены итоги деятельности студента во время прохождения практики, анализ и в необходимых случаях соответствующие расчеты по позициям программы с выводами и предложениями.
Отчет следует оформлять на стандартных листах (формат А4) в соответствии с требованиями ГОСТа .
Отчет предоставляется руководителю практики в скоросшивателе (мягком или твердом).
В отчете о прохождении производственной практики должны найти отражение следующие структурные элементы:
– Титульный лист (Приложение 2)
-Индивидуальное задание по практике (Приложение 3).
-Введение
- Основная часть: описание выполненной индивидуальной работы и полученные результаты.
- Заключение:
- Характеристика навыков и умений, приобретенных на практике.
- Индивидуальные выводы о практической значимости проведенного исследования.
-Список литературы (в том числе источники не старше пяти лет).
-Приложения (при наличии). :
ЗаключениеОпыт показывает, что поэтапная подготовка студентов в получении ими практических навыков и компетенций, наиболее оправдана в нынешних рыночных условиях.
Во-первых, это социализация молодого человека в реальной созидательной сфере жизни. Как бы хорошо не был организован учебный процесс, это всегда является некой моделью реальной жизни. Вхождение в производственный коллектив, умение себя в нем правильно позиционировать, подчиняться, выполнять приказы и их отдавать, умение подчинять, собственные желания и потребности необходимости выполнения поставленной задаче не менее важны для профессионального становления, чем теоретические знания.
Во-вторых, работа на предприятии в период производственных практик дает студенту, будущему специалисту такие практические навыки, обучение которым порой и не предусмотрено учебными программами, или которые даются достаточно поверхностно. Это понимание роли и необходимости знаний таких дисциплин как охрана труда, пожарная и промышленная безопасность и тому подобное.
В-третьих, только практическое участие в производстве по выбранному профессиональному направлению позволит студенту не только реально увидеть все положительные и отрицательные стороны технического состояния производства, но окончательно определиться в правильности выбора профессии. И будет лучше, если это определение состоится еще на стадии обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, допол-нительной литературы
Основные источники:
Электрические подстанции [Электронный ресурс] : учебное пособие для высшего и среднего профессионального образования / Ю. Д. Сибикин ; Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте. - Электрон. текстовые дан. - М. : Директ-Медиа, 2014. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=6075 - Загл. с титул. экрана. - Б. ц.
Устройство и техническое обслуживание контактной сети : учебное пособие по специальности "Электроснабжение" (по отраслям) : рекомендовано ФГАУ "Федеральный институт развития образования" ; ред. А. А. Федотов. - М. : Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2014. - 436 с. : рис. - (Среднее профессиональное образование). - (Федеральный государственный образовательный стандарт). - (Учебное пособие)
Монтаж, эксплуатация и ремонт электрооборудования промышленных предприятий и установок [Электронный ресурс] : учебное пособие СПО/ Ю. Д. Сибикин, М. Ю. Сибикин. - Электрон. текстовые дан. - М. : Директ-Медиа, 2014. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=230560. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц.
Почаевец В. С. Электрические подстанции [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов техникумов и колледжей железнодорожного транспорта : допущено Федеральным агентством железнодорожного транспорта / В. С. Почаевец ; Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте. - Электрон.текстовые дан. - М. : УМЦ ЖДТ, 2012. Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=6075Дополнительные источники:
Правила устройства системы тягового электроснабжения железных дорог [Текст] : утверждены МПС Российской Федерации 4 июня 1997г. № ЦЭ-462. - Екатеринбург : УралЮрИздат, 2014. - 83 с. - ISBN 978-5-9682-0531-5
Правила безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог: ЦЭ-750 : утв. 5 апр. 2000 г. № ЦЭ-750. - М., 2014. - 82 с.
Правила безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог ОАО "РЖД" : утверждены ОАО "РЖД" от 16.12.2010 № 103 / ОАО "Российские железные дороги". - Екатеринбург : УралЮрИздат, 2012. - 123 с.
Рожкова Л. Д. Электрооборудование электрических станций и подстанций : учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО : рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением "Федеральный институт развития образования". - 11-е изд., стер. - М. : ИЦ Академия, 2014. - 447 с. - (Профессиональное образование).
Справочно-библиографические и периодические издания:
1. Шеховцов, В. П. Справочное пособие по электрооборудованию и электроснабжению [Текст] : Рекомендовано Мин.образования и науки РФ : допущено М-вом образования РФ для студентов учреждений среднего профессионального образования по спец. 140613 / В. П. Шеховцов. - 2-е изд. - М. : Форум , 2011. - 136 с. : рис., табл. - (Профессиональное образование). - Библиогр.: с. 136. - ISBN978-5-91134-463-4
Сибикин, Ю.Д. Справочник по эксплуатации электроустановок промышленных предприятий / Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин. - 5-е изд. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 249 с. : ил., схем., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-2719-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259060 (25.01.2016).
Интернет-ресурсы:
Тяговое электроснабжение [Электронный ресурс] Режим доступа: http://вики.жд.рф/wiki/Тяговое_электроснабжениеЛокомотив. Раздел электроснабжение [Электронный ресурс] Режим доступа http://lokomo.ru/elektrosnabzhenie.htmlВсе о тяговой подстанции и даже больше [Электронный ресурс] Режим доступа: http://generatorvolt.ru/ehlektrogenerator/vse-o-tyagovojj-podstancii-i-dazhe-bolshe.html

Приложение 1Пример заполнения документации


348615899160
17773652011444834390108585






-38101242060
Приложение 2Форма отчета по практике
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
(ОмГУПС (ОмИИТ))
структурное подразделение среднего профессионального образования
«Омский техникум железнодорожного транспорта»
(СП СПО ОТЖТ)
Специальность 13.02.07
Электроснабжение (по отраслям)
ОТЧЁТ
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
(по профилю специальности)
Выполнил обучающийся группы ______
______________ ____________________
(подпись) (Ф.И.О. обучающегося)
«_____» ____________ 20__ г.
Проверил преподаватель
______________ ____________________
(подпись) (Ф.И.О. преподавателя)
«_____» ____________ 20__ г.
__________________
оценка
Омск
Приложение 3Рассмотрено и одобрено на заседании предметной цикловой комиссии специальности 13.02.07
Электроснабжение (по отраслям)
Председатель
________________________ Е.А. Алексеева
«____»_____________ 20__ г.
Индивидуальное задание
на производственную практику (по профилю специальности)
Обучающемуся_______________________________________________________
Группы_______________
Место прохождения производственной практики (преддипломной) __________________________________________________________________
(предприятие, подразделение предприятия)
__________________________________________________________________
Период прохождения практики:
с «___»___________ 20__ г. по «___»___________ 20__ г.
За период практики необходимо ознакомиться с организацией и технологией работы предприятия.
Составить отчёт по следующим вопросам:
1)________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________

Мероприятия по технике безопасности __________________________________
Примечание: индивидуальное задание выполняется в ходе преддипломной практики и оформляется на листах бумаги формата А4, иллюстрируется необходимыми схемами, рисунками, фотографиями, бланками, сдается консультанту в указанный срок.
Дата выдачи «__»___________ 20__ г. Срок сдачи «__»___________ 20__ г.