Рабочая программа по дисциплине Основы информационной безопасности для специальности Радиосвязь, радиовещание и телевидение


Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
города Москвы
«Московский государственный образовательный комплекс»
(ГБПОУ МГОК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
ОП 18 «Основы информационной безопасности»
специальности 210721 Радиосвязь, радиовещание и телевидение
Москва
2015 год
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта 2010 года по специальности среднего профессионального образования 210721 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение», базовый уровень подготовки.
Разработчик: преподаватель ГБПОУ МГОК Кукшева Б.А.
Ф.И.О.


РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
Информационных технологий
Протокол №
От 2015г.
Заведующий кафедрой
Информационных технологий
(название кафедры)
Никифорова М.А.
(ФИО)
(подпись)
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям среднего профессионального образования
ОДОБРЕНО УМО
Протокол №
От 2015г.
Председатель УМО
Белевцова В.О.
(подпись)

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины…………………………………………………..
5
Структура и содержание учебной дисциплины.. 8
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины……………………………………..
13
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…………………………………….. 15
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. 1 Область применения программы
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее – СПО) 210721 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение», входящей в укрупненную группу специальностей 210000 Электронная техника, радиотехника и связь, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации от 06 апреля 2010 г. №284.1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина «Основы информационной безопасности» входит в ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины.
Изучение дисциплины «Основы информационной безопасности» базируется на следующих дисциплинах: «Математика», «Компьютерное моделирование», «Информатика», «Основы телекоммуникаций», «Виды информации и способы ее предоставления в ЭВМ».
1.3 Цели и задачи дисциплины – требовании к результатам освоения дисциплины:
Учебная дисциплина «Основы информационной безопасности» обеспечивает приобретение знаний и умений в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, содействует формированию мировоззрения и системного мышления.
Основной целью дисциплины «Основы информационной безопасности» является развитие творческих подходов при решении сложных научно-технических задач, связанных с обеспечением информационной безопасности личности, общества и государства и информационной инфраструктуры общества и государства.
Задачи дисциплины «Основы информационной безопасности»:
дать основы по вопросам:
обеспечения информационной безопасности государства;
методологии создания систем защиты информации;
процесса сбора, передачи, накопления и обработки информации;
методов и средств ведения информационных войн;
оценки защищенности и обеспечения информационной безопасности объектов информатизации.
1.4 Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины «Основы информационной безопасности» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
общие компетентности (ОК):
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
профессиональными (ПК):
ПК 3.1. Использовать программно-аппаратные средства защиты информации в системах радиосвязи и вещания.
ПК 3.2. Применять системы анализа защищенности для обнаружения уязвимостей в сетевой инфраструктуре, давать рекомендации по их устранению.
ПК 3.3. Обеспечивать безопасное администрирование сетей вещания.
В результате изучения дисциплины «Основы информационной безопасности» студенты должны:
знать:
сущность и понятие информационной безопасности, характеристику ее составляющих;
основные угрозы безопасности информации;
место информационной безопасности в системе национальной безопасности страны;
источники угроз информационной безопасности и меры по их предотвращению;
жизненные циклы конфиденциальной информации в процессе ее создания, обработки, передачи; современные средства и способы обеспечения информационной безопасности;
уметь:
классифицировать защищаемую информацию по видам тайны и степеням конфиденциальности;
применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;
классифицировать основные угрозы безопасности информации;
1.5 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Часы на изучение дисциплины полностью выделены из вариативной части ОПОП.
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 24 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка 72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
В том числе: Лабораторные занятия Практические занятия 26
Контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) 24
Итоговая аттестация в форме зачета в 5 семестре.
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Основы информационной безопасности»
Наименование
разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Общие проблемы безопасности. РОль и место информационной безопасности 24 Тема 1.1. Национальные интересы и безопасность. Содержание учебного материала: 2 Общие проблемы безопасности. Предмет и структура национальной безопасности, ее составляющие и история вопроса. 2 2
Самостоятельная работа 2 Написание реферата по теме «История становления национальной безопасности страны». 2 Тема 1.2. Информационная безопасность и защита информации. Содержание учебного материала: 2 Сущность и понятие информационной безопасности, характеристика ее составляющих (доступность, целость и конфиденциальность). Место информационной безопасности в системе национальной безопасности страны. Защита информации, основные предметные направления защиты информации. Классификация основных угроз информационной безопасности. Источники угроз информационной безопасности и меры по их предотвращению. 2 2
Практические работы 4 Практическая работа № 1. Комплексная защита информации. 2 Практическая работа № 2. Этапы реализации защитных мероприятий по обеспечению безопасности информационных систем. 2 Самостоятельная работа 2 Составление блок-схемы «Классификация защищаемой информации по видам тайн». 1 Написание реферата на тему «Информационная война». 1 Тема 1.3. Нормативно-правовые основы информационной безопасности РФ. Содержание учебного материала: 2 Правовые основы информационной безопасности общества. Основные положения важнейших законодательных актов РФ в области информационной безопасности и защиты информации. Ответственность за нарушения в сфере информационной безопасности. Ответственность за нарушение законодательства в информационной сфере. 2 3
Практические работы 6 Практическая работа № 3. Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности. 2 Практическая работа № 4. Информация как объект юридической защиты. Основные принципы засекречивания информации. 2 Практическая работа № 5. Государственная система правового обеспечения защиты информации в РФ. 2 Самостоятельная работа 4 Создание буклета на тему «Документы, регламентируемые деятельность в области защиты информации». 2 Составление сравнительной таблицы «Отечественные и зарубежные стандарты в области информационной безопасности». 2 Раздел 2. Методы и средства защиты информации 16 Тема 2.1. Методы и средства защиты информации. Содержание учебного материала: 2 Функции непосредственной защиты информации. Механизмы защиты, управление механизмами защиты. Методы защиты информации от преднамеренного доступа, методы защиты информации в вычислительных системах. Методы идентификации и установления подлинности субъектов и различных объектов. Технические, программные и организационно-правовые средства защиты информации. Современные средства и способы обеспечения информационной безопасности. 2 3
Практические работы 4 Практическая работа № 6. Функции защиты. 2 Практическая работа № 7. Состояния и функции системы защиты информации. 2 Самостоятельная работа 4 Создание электронной презентации на тему «Программы для раскрытия пароля». 2 Написание реферата «Образцы технических средств обеспечения информационной и общей безопасности». 2 Тема 2.2. Защита информации в сетях ЭВМ. Содержание учебного материала: 4 Услуги механизмов защиты. Методы цифровой подписи данных, передаваемых в сети. Межсетевые экраны, прокси-серверы. Примеры систем активного аудита. 2 3
Общие проблемы безопасности. Роль и место информационной безопасности. Информационная безопасность Российской Федерации. 2 3
Самостоятельная работа 2 Создание электронной презентации на тему «Топологии сетей». 1 Создание плаката по теме «Методы защиты информации в сетях ЭВМ». 1 раздел 3. Криптографические методы защиты информации 16 Тема 3.1. История криптографии. Основные термины и определения. Содержание учебного материала: 2 История криптографии. Наивная криптография, формальная криптография и математическая криптография. Алфавит, алгоритм криптографическое преобразование, шифрование, дешифрование, ключ, кодирование, вскрытие шифра. Требования, предъявляемые к криптосистемам. Классификация криптосистем. 2 2
Самостоятельная работа 2 Написание реферата по теме «История криптографии». 1 Составление блок-схемы «Классы шифров». 1 Тема 3.2. Шифры замены и перестановки. Содержание учебного материала: 4 Классификация шифров. Модели шифров. Основы шифрования с помощью перестановки. Шифры одинарной и множественной перестановки. Элементы криптоанализа шифров перестановки. 2 3
Шифры простой замены и их анализ. Многоалфавитные шифры замены. Блочные шифры простой замены и особенности их анализа, криптоанализ шифра Вижинера. 2 3
Практические работы 6 Практическая работа № 8. Шифрование и дешифрование информации с использованием шифров перестановки и простой замены. 2 Практическая работа № 9. Шифрование и дешифрование информации с использованием схемы Вижинера. 2 Практическая работа № 10. Шифрование и дешифрование с помощью аналитических преобразований. 2 Самостоятельная работа 2 Составление конспекта по теме «Шифр Цезаря: история возникновения, алгоритм шифрования и дешифрования информации». 1 Составление электронной презентации «Биография Блеза де Вижинера». 1 Раздел 4. компьютерные вирусы и антивирусные программы  14 Тема 4.1. Компьютерный вирус. Методы защиты. Антивирусы. Содержание учебного материала: 2 Компьютерный вирус. Алгоритмы вирусов. Признаки появления вируса. Антивирусные программы. Классы антивирусных программ. Программа-полифаг Aidstest. Антивирус Касперского. Антивирус-ревизор диска ADinf для Windows. Антивирусная программа Dr. Web. Symantec AntiVirus. 2 2
Практические работы 6 Практическая работа № 11. Классификация компьютерных вирусов. 2 Практическая работа № 12. Классификация антивирусных программ. 2 Практическая работа № 13. Работа с антивирусной программой. 2 Самостоятельная работа 6 Создание электронной презентации «История возникновения компьютерных вирусов». 2 Составление конспекта по теме «Признаки заражения компьютера». 1 Составление блок-схемы «Классификация вредоносных программ». 1 Составление блок-схемы «Классификация антивирусных программ». 1 Составление конспекта по теме «Основные принципы работы антивирусной программы NOD 32». 1 Раздел 5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 2 Тема 5.1. Перспективы развития информационной безопасности. Содержание учебного материала: 2 Изученный материал дисциплины. 2 3
Зачет ВСЕГО 72 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины осуществляется в лаборатории информационной безопасности.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
компьютерные рабочие места по количеству обучающихся с базовой комплектацией, объединенные в единую сеть с выходом в Интернет;
компьютерное рабочее место преподавателя;
мультимедиапроектор;
принтер лазерный (сетевой);
сканер;
наушники;
интерактивная доска;
web-камеры.
3.2 Информационное обеспечение обучения. учебные издания, интернет-ресурсы, дополнительная литература
Основная литература:
Информационная безопасность: учебное пособие. Т.Л. Партыка, И.И. Попов. М.: Форум, 2011. – 432 с.: ил.
Крат Ю.Г. Основы информационной безопасности : учеб. пособие Ю.Г. Крат, И.Г. Шрамкова. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2014. –/112 с.: ил.
Информационная безопасность: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.П. Мельников, С.А. Клейменов, А.М. Петраков; под ред. С.А. Клейменова. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 336 с.
Алфёров А.П., Зубов А.Ю., Кузьмин А.С., Черёмушкин А.В. Основы криптографии. Второе издание. – М.: Гелиос АРВ, 2011.
Дополнительная литература:
КонсультантПлюс учимся на примерах. Учебно-методическое пособие для студентов ВУЗов. В.Л.Камынин, Н.Б. Ничепорук, С.Л.Зубарев, М.П. Пшеничнов. М.: ООО «Консультант: АСУ», 2012. – 2012. – 144 с.: ил.
Семенов А. Б. Администрирование структурированных кабельных систем / А.Б. Семенов. НОУДПО «Институт АйТи» – М.: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2012. – 192 с.: ил.
Самарский П.А. Основы структурированных кабельных систем / Самарский П.А. – М.: Компания АйТи; ДМК Пресс, 2015. – 216 + 12 с.: ил.
Интернет-ресурсы:
http://www.scrf.gov.ruhttp://www.intuit.ruhttps://edugalaxy.intel.ru/http://ru.wikipedia.org
Программное обеспечение:
Операционная система Windows ХР.
Офисные программы Microsoft 2007: Word, Excel, PowerPoint.

Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проверки выполнения практических работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и письменной внеаудиторной самостоятельной работы.
По итогам изучения курса предусмотрен зачет.
Для получения допуска к зачету требуется: посещение занятий, выполнение практических работ и предложенных самостоятельных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Коды формируемых профессиональных и общих компетенций Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
сущность и понятие информационной безопасности, характеристику ее составляющих;
основные угрозы безопасности информации;
место информационной безопасности в системе национальной безопасности страны;
источники угроз информационной безопасности и меры по их предотвращению;
жизненные циклы конфиденциальной информации в процессе ее создания, обработки, передачи; современные средства и способы обеспечения информационной безопасности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
классифицировать защищаемую информацию по видам тайны и степеням конфиденциальности;
применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;
классифицировать основные угрозы безопасности информации. ОК 1–5
ОК 8–10
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3 ситуационные задачи,
тестирование,
практические работы,
самостоятельная работа.