Урок по технологии на тему Устройство и установка машинной иглы. Подбор иглы и ниток в зависимости от вида ткани

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ Г.КРАСНОДАРА







УРОК


«Устройство и установка машинной иглы. Подбор иглы и ниток в зависимости от вида ткани».
















Учитель: Евсеева Ольга Александровна





Тема урока: УСТРОЙСТВО И УСТАНОВКА МАШИННОЙ
ИГЛЫ. ПОДБОР ИГЛЫ И НИТОК В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ВИДА ТКАНИ
Цели: научить учащихся правильному подбору иглы для шитья, последовательности и правильности установки ее в машину; ознакомить с разновидностью и номерами швейных ниток; воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки аккуратности; развивать память, техническое мышление, координацию движений рук, исполнительские умения.
Оборудование: швейная машина, учебник, набор ручных инструментов, плакаты, образцы номеров иголок и швейных ниток, лоскуты любой ткани, семь лоскутов из хлопчатобумажной ткани, ПК, проектор.
Словарь.
Ход урока
I. Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель. Сегодняшний урок хочу начать со стихотворения, которое, на мой взгляд, характеризует и правильное отношение каждого человека к трудовой деятельности, и отражает важное значение инструментов и материалов в швейном деле.
Нитка и иголка
Хвалилась нитка средь заплат:
«Я с вас не требую зарплат,
Все делаю бесплатно,
Смотрите: все залатано.
К мешку, рубашке иль белью
Из вас любую я пришью,
А без меня бы никогда
Вы не годились никуда».
Тут в стороне иголка
Отозвалась негромко:
«Ты, правда, дырки зашиваешь,
Да только, жалко, забываешь,
Что, если б не было меня,
Какая польза от тебя?»
В жизни бывают типы людей:
Один поскромнее, другой понаглей.
Итоги работы зависят у них
От вклада усилий и тех и других.
Но скромный работник не любит хвалиться,
Он добросовестно будет трудиться,
А наглый, бессовестный, лодырь, хапуга
Припишет себе и чужие заслуги.
II. Повторение пройденного материала.
Устный опрос.
- Покажите на доске графическое изображение дефектов: 1) тугая строчка; 2) строчка петляет снизу; 3) слабая строчка; 4) строчка петляет сверху. (Двое учащихся чертят на доске, остальные следят и комментируют выполнение.)
Какие причины вызывают эти дефекты машинной строчки?
Какими способами будете их устранять?
Охарактеризуйте качественную строчку.
Как отрегулировать натяжение челночной (нижней) нитки?
От чего зависит длина стежка?

III. Изучение устройства и установки машинной иглы.
1. Ознакомление учащихся с видами машинных игл, их назначением, изучение строения машинной иглы, правил подбора номеров игл и ниток в зависимости от ткани и выполняемых работ, правил установки иглы в машину; показ основных неполадок, возникающих из-за дефектов иглы и неправильной ее установки.
Следующая часть объяснения нового материала практическая. Совместно с учащимися учитель пользуется таблицей 5, с. 26, рассказываю и показываю правила подбора номера иглы и ниток в зависимости от свойств ткани (толщины, плотности, отделки) и характера выполняемых работ (сколько деталей сразу соединяют).
Затем объясняю и показываю, как правильно установить иглу, рассказывает о назначении желобков, а также об образовании стежка, взаимодействии иглы и челнока и как происходит переплетение верхней и нижней нитей.
2. Разбор с учащимися неполадок в работе швейной машины из-за неправильной установки иглы и ее неисправностей по таблице 7 (учебник, с. 28).
Если игла тупая, она может прорубать ткань, выдергивать нити из ткани и по этой же причине может быть пропуск стежков. Если игла погнута, то она может сломаться или произойдет обрыв нити (из-за трения ее о края игольной пластины), пропуск стежков. Если игла имеет зазубрины, заусеницы, тоже может произойти обрыв нити.
3. Объяснение и показ последовательности и правильных приемов установки иглы в иглодержатель:
поворотом махового колеса поднять игловодитель в крайнее верхнее положение;
снять ногу с педали; ослабить винт иглодержателя;
установить иглу в иглодержатель до упора, соблюдая правильность установки и направления короткого и длинного желобков иглы, закрепить винт с помощью отвертки, (Можно сделать опорные карточки с разъяснением такой последовательности и раздать их учащимся для выполнения практической работы).
4. Самостоятельная работа по таблице 6 «Последовательность установки машинной иглы» (с. 27 в учебнике).

Физминутка. Упражнения для глаз и пальцев рук.
-Вот и мы дадим глазкам и пальчикам отдохнуть.
Упражнение «Горизонтальная восьмерка».
-Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисуйте в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинайте с центра и следите глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.
Упражнение «Скалочка» (10-15с).
-Покатать ручку между ладонями.
- Покатать ручку между большим и указательным пальцами.
IV. Практическая работа . «Подбор и установка машинной иглы» (учебник, с. 29).
1. Подобрать номера игл и ниток для соответствующих образцов ткани.
2.Рассмотреть иглу, зарисовать ее и записать названия ее частей.
Установить иглу в иглодержатель. Сложить две детали вместе и выполнить пробную машинную строчку.
Рассмотреть полученную строчку и сделать выводы: правильно ли подобраны машинная игла и нитки для данной ткани.
Прикрепить образец в рабочей тетради, записать свои выводы.

V.Закрепление изученного материала. Контроль формирования знаний и умений.
Ответы на вопросы:
Из каких частей состоит машинная игла?
От чего зависит выбор номера иглы и ниток?
Какие неполадки в работе швейной машины вызывают плохое качество иглы и неправильная ее установка?
Со стороны какого желобка заправляется верхняя нить? Почему?
Как устанавливается игла в иглодержатель?
VI.Итог урока. Почему нужно уметь подбирать иглы и швейные нитки?
Какой стержень иглы толще - у номера 90 или 120?
Какая нитка тоньше - с номером 40 или 80?
Проанализируйте, какие ошибки вы допустили в практической работе
. А что вам удалось хорошо и благодаря чему?
Домашнее задание: § 5; выполнить таблицу 7 в рабочей тетради; ответить на вопросы (с. 30); уметь объяснить основные понятия по теме.








































15