Методическая разработка открытого урока по предмету «Начальная военная подготовка» по теме: «Ручные осколочные гранаты. Назначение, общее устройство и боевые свойства гранат РГД-5, РГ-42, Ф-1. Меры безопасности при обращении с гранатами».


Согласовано Утверждаю
зам.директора по учебно-методической зам.директора по учебной
работе Сарыбекова Ж.Н._______ работе Мырзагулова Ж.Б._____
« »_____________2014 г. « »___________2014г.

Рассмотрено
На заседании ЦМК № 4 общеобразовательных,
общегуманитарных дисциплин
Ф.И.О Досжанова М.Т.
« »_______________2014 г.
Методическая разработка открытого урока по предмету «Начальная военная подготовка» по теме: «Ручные осколочные гранаты. Назначение, общее устройство и боевые свойства гранат РГД-5, РГ-42, Ф-1. Меры безопасности при обращении с гранатами».
Фамилия, имя, отчество преподавателя:Бегалиев Ж.Б.
Отделение «Лечебное дело», группа 108
Место проведения аудитория № 219
Пән /Дисциплина: Начальная военная подготовка.
Мерзімі / Дата:
Топ / Группа: 108
Сабақтың № / Урок № 31.
Тақырыбы / Тема занятия: «Ручные осколочные гранаты. Назначение, общее устройство и боевые свойства гранат РГД-5, РГ-42, Ф-1. Меры безопасности при обращении с гранатами».
Сабақтың мақсаты / Цель занятия:
1.Білімділік / образовательная:
а) изучить со студентами назначение, общее устройство и боевые свойства ручных осколочных гранат; меры безопасности при обращении с гранатами.
2.Дамытушылық/развивающая:
а) продолжить развитие кругозора, познавательного интереса, развитие логического мышления, речи, внимания.
3.Тәрбиелік / воспитательная:
а) воспитывать уверенность в эффективности применения ручных гранат, находчивость и готовность к самостоятельным действиям.
Әдістемелік/ методическая: применение интерактивной доски на всех этапах урока для демонстрации учебных гранат.
Сабақтың типі/ Тип занятия: комбинированный.
Сабақтың қамтамасыздандырылуы /Обеспечение занятия:
а) оқу-көрнекілік құралдар/ учебно-наглядные пособия: плакат «Ручные гранаты РГД-5, РГ-42, Ф-1».
б) үлестірмелі материалдар/ раздаточный материал: перфокарты.
в) ТОҚ/ТСО слайды.
Пәнаралық байланыс / Межпредметная связь: Казахский язык, Физика.
Пәнішілік байланыс/ Внутрипредметная связь: Огневая подготовка.
Қолданатың әдебиет /Литература к занятию:
Негізгі/Основная Учебник «Начальная военная подготовка»
Жаксыгельдинов М.Т. 10-11 класс Алматы 2000г.
Қосымша /Дополнительная Учебник «Начальная военная подготовка» Аманжолов К.10-11 класс Алматы «Мектеп» 2004г.
Өз бетінше жұмыс/Самостоятельная работа на занятии: ознакомление с мерой безопасности ручных гранат, заполнение перфокарты.
Хронологическая схема урока
№ Этапы проведения занятия Время
I Организационный момент.
1.1 Приветствие.
1 2 Доклад командира о готовности взвода к занятию.
1.3 Ознакомление с новой темой и целью урока. 2 мин
II Проверка знаний и умений обучающихся.
2.1 Блиц-опрос по теме: «Работа частей и механизмов автомата при заряжении и стрельбе. Возможные задержки при стрельбе и способы их устранения. Принадлежность к автомату. Порядок чистки и смазки автомата после стрельбы. Хранение автомата».
2.2 Индивидуальный устный опрос по теме: «Работа частей и механизмов автомата при заряжении и стрельбе. Возможные задержки при стрельбе и способы их устранения. Принадлежность к автомату. Порядок чистки и смазки автомата после стрельбы. Хранение автомата». 20 мин
III Содержание и последовательность изложения новой темы:«Ручные осколочные гранаты. Назначение, общее устройство и боевые свойства гранат РГД-5, РГ-42, Ф-1. Меры безопасности при обращении с гранатами».
3.1 Ознакомление учащихся с мерами безопасности на занятиях с обращениями ручных гранат. Студенты ставят подпись.
3.2 Вступление.
3.3 План изложения.
3.4 Порядок метания ручных гранат – видео фрагмент. 40 мин
IV Закрепление нового материала, формирование умений и навыков.
4.1Заполнение перфокарты. 5 мин
V Подведение итогов занятия.
5.1Показ фрагмента из фильма «Марш - бросок».
6 мин
VI Рефлексия.
6.1 Обмен мнениями. 3 мин
VII Оценка. 2 мин
VIII Домашнее задание.
7.1 Тема: «Ручные осколочные гранаты. Назначение, общее устройство и боевые свойства гранат РГД-5, РГ-42, Ф-1. Меры безопасности при обращении с гранатами».
Учебник Начальная военная подготовка Жаксыгельдинов М.Т. 10-11 класс Алматы 2000г.стр 149-160.
Аманжолов К.10-11 класс Алматы «Мектеп» 2004г.
стр 218-228.
2 мин

Сабақтың өту барысы / Ход занятия
I.Ұйымдастыру кезеңі / Организационный момент.
1.1 Приветствие.
1.2 Доклад командира о готовности взвода к занятию.
II.Оқушылардың біліктілігі мен дағдысын тексеру/Проверка знаний и умений обучающихся.
2.1 Блиц-опрос по теме: «Работа частей и механизмов автомата при заряжении и стрельбе. Возможные задержки при стрельбе и способы их устранения. Принадлежность к автомату. Порядок чистки и смазки автомата после стрельбы. Хранение автомата».
1.Для чего предназначены автомат и пулемет Калашникова?
(для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника)
2. Какие виды патронов применяются для стрельбы из автомата Калашникова?
(обыкновенные, трассирующие и бронебойно-зажигательные)
3.На чем основано автоматическое действие автомата Калашникова?
(на частичном использовании энергии пороховых газов)
4.Под чьим руководством автомат- пулемет готовится к стрельбе?
(командира отделения)
5. Что нужно сделать с автоматом непосредственно перед стрельбой?
( прочистить канал ствола, осмотреть патроны, снарядить магазин)
6. Если автомат- пулемет долго находился на морозе, что нужно с ним сделать перед его заряжением?
(несколько раз передернуть затворную раму)
2.2 Индивидуальный устный опрос по теме: «Работа частей и механизмов автомата при заряжении и стрельбе. Возможные задержки при стрельбе и способы их устранения. Принадлежность к автомату. Порядок чистки и смазки автомата после стрельбы. Хранение автомата».
Вопросы:
1.Расскажите о положении частей механизмов автомата?
2.Что вы знаете о работе частей и механизмов автомата при заряжении?
3. Что вы знаете о работе частей и механизмов автомата при стрельбе?
4. С какой целью производится чистка автомата?
5.Каков порядок чистки и смазки автомата?
6.Расскажите об условиях хранения автомата?
III.Жаңа тақырыптың мазмұны мен жүйесі /Содержание и последовательность изложения новой темы: «Ручные осколочные гранаты. Назначение, общее устройство и боевые свойства гранат РГД-5, РГ-42, Ф-1. Меры безопасности при обращении с гранатами».
3.1 Ознакомить учащихся с мерами безопасности на занятиях с обращениями ручных гранат. Студенты ставят подпись.
Меры безопасности:
1.Нельзя бросать гранату в сторону людей, даже если граната учебная.
2.Запрещено брать гранату, осматривать, снаряжать без разрешения командира или преподавателя.
3.Нельзя оставлять гранату без присмотра.
4.Нельзя передавать ручные гранаты посторонним лицам.
В полевых условиях при обучении метанию боевых гранат необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
1. Обучаемые должны быть в стальных шлемах;
2. перед заряжанием осмотреть гранаты и запалы; в случае обнаружения неисправностей—доложить командиру;
3. Метание осколочной оборонительной и противотанковой гранат производить из окопа или из-за укрытия, не пробиваемого осколками, под руководством офицера;
4. При метании одним обучаемым нескольких каждую последующую гранату бросать не менее чем через 5 с после взрыва предыдущей;
5. Если граната не была брошена (предохранительная чека не вынималась), то разряжать ее можно только по команде и под непосредственным наблюдением командира;
6. Вести учет неразорвавшихся гранат и отмечать места их падения красными флажками; по окончании метания неразорвавшиеся гранаты уничтожить подрывом на месте падения согласно правилам, изложенным в Руководстве по хранению и сбережению артиллерийского вооружения и боеприпасов в войсках; подрыв гранат (запалов) организовывает командир части;
7. Район метания ручных гранат оцеплять в радиусе не менее 300 м;
8. Личный состав, не занятый метанием гранат, отводить в укрытие или на безопасное удаление от огневого рубежа (не ближе 350 м);
9. Исходное положение для метания гранат обозначать белыми флажками, огневой рубеж—красными;
10. Пункт выдачи гранат и запалов оборудовать в укрытии не ближе 25 м от исходного положения.
3.2 Вступление.
Автомат Калашникова предназначен для уничтожения живой силы противника на дальнем расстоянии по определённым указанным целям, а ручные осколочные гранаты предназначены для уничтожения живой силы противника, в труднодоступных местах, а именно в окопах, блиндажах, ходы сообщения- это в полевых условиях, а в городских условиях –это полуразрушенные дома, подвалы, чердаки.
Перед тем, как мы приступим к новой теме, давайте с вами пополним наш словарный запас новыми военными терминами на казахском языке:
1.Граната- жарылғыш
2.Взрыв- жарылыс3.Безопасность-қауіпсіздік
4.Наступление- шабуыл5.Оборона-қорғаныс
Делая вывод из данной терминологии? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке. Тема урока: «Ручные осколочные гранаты. Назначение, общее устройство и боевые свойства гранат РГД-5, РГ-42, Ф-1. Меры безопасности при обращении с гранатами».
3.3 План изложения.
1.Ручные осколочные гранаты дистанционого действия РГД-5, РГ-42, Ф-1.
2. Предназначение ручных осколочных гранат РГД-5, РГ-42, Ф-1.
3. Устройство гранат и запалов.
Ручные гранаты РГД-5, РГ-42, Ф-1 на протяжении многих столетий состояли на вооружении Вооруженых Сил Республики Казахстан, как осколочные гранаты дистанционного действия. Ручные осколочные гранаты предназначаются для поражения осколками живой силы противника в ближнем бою (при атаке, в окопах, убежищах, населенных пунктах, в лесу, в горах и т. п.). При взрыве граната образует большое количество разлетающихся осколков, обладающих энергией, достаточной для поражения живой силы.
"Граната... разрывной снаряд: полое ядро, начиняемое порохом, со вставленною в очко зажигательною трубкою; чиненка; та же бомба, но меньшего размера."В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» .
Ручные гранаты предназначаются для поражения осколками живой силы и техники противника в ближнем бою (при атаке, в окопах, убежищах, населенных пунктах и т.п.)
На вооружении армии Казахстана состоят:
-ручная граната РГД-5;
- ручная граната РГ-42;
- ручная граната Ф-1.
В зависимости от дальности разлета осколков гранаты подразделяются на наступательные и оборонительные.
Ручные гранаты РГД-5 и РГ-42 относятся к наступательным, граната Ф-1, оборонительные.
Ручная осколочная граната РГД-5 — дистанционного действия, предназначена для поражения живой силы противника в наступлении и в обороне. Метание гранаты осуществляется из различных положений при действиях в пешем порядке и на бронетранспортере (автомобиле). Радиус разлета убойных осколков гранаты—около 25м. Средняя дальность броска гранаты - 40 - 50 м. Масса снаряженной гранаты — 310г. Время горения замедлителя запала-3,2 - 4,2 с. состоит из корпуса с трубкой для запала, разрывного заряда и запала. Корпус гранаты предназначен для размещения в нем разрывного заряда, трубки для запала, а также для сбора осколков при взрыве гранаты. Он состоит из двух частей - верхней и нижней.
Ручная осколочная граната РГ-42 — дистанционного действия, предназначена для поражения живой силы противника в наступлении и в обороне. Метание гранаты осуществляется из различных положений при действиях в пешем порядке и на бронетранспортере (автомобиле). Радиус разлета убойных осколков гранаты—около 25м. Средняя дальность броска гранаты - 30 - 40 м. Масса снаряженной гранаты — 420г. Время горения замедлителя запала-3,2 - 4,2 с. состоит из корпуса с трубкой для запала, металлической ленты, разрывного заряда и запала. Корпус гранаты предназначен для размещения в нем разрывного заряда, трубки для запала, а также для сбора осколков при взрыве гранаты.
Ручная осколочная граната Ф-1 —дистанционного действия, предназначена для поражения живой силы преимущественно в оборонительном бою. Метать гранату можно из различных положении и только из-за укрытия, из бронетранспортера или танка (самоходно-артиллерийской установки). Радиус разлета убойных осколков при взрыве гранаты — около 200 м. Средняя дальность броска гранаты - 35 - 45 м. Масса снаряженной гранаты — 600 г. Время горения замедлителя запала-3,2 -4,2 с.
Ручная осколочная фаната Ф-1 состоит из корпуса, разрывного заряда и запала.. Корпус гранаты чугунный с продольными и поперечными бороздками, по которым граната обычно разрывается на осколки. В верхней части корпуса имеется нарезное отверстие для ввинчивания запала. При хранении транспортировке и переноске гранаты в это отверстие ввернута пластмассовая пробка.
3.4 Порядок метания ручных гранат –видео фрагмент.
Обращение с гранатами, уход за ними и сбережение.
Гранаты поступают в войска в деревянных ящиках, причем гранаты, рукоятки и запалы укладываются отдельно в металлических коробках. Для вскрытия коробок имеется нож. На стенках и крышке ящика есть маркировка, в которой указываются: количество гранат в ящике, их масса, наименование гранат и запалов, номер завода-изготовителя, номер партии гранат, год изготовления и знак опасности. Все запасы гранат и запалов, надо хранить в заводской упаковке. Солдаты переносят гранаты в специальных сумках. Запалы помещаются в них отдельно от гранат, при этом каждый запал должен быть завернут в бумагу или чистую ветошь. В танках (бронетранспортерах, самоходно-артиллерийских установках) гранаты и отдельно от них запалы укладываются в сумки. Перед укладкой в сумку и перед заряжанием гранаты и запалы осматриваются.
При осмотре надо обращать внимание на то, чтобы корпус гранаты не имел глубоких вмятин и проржавления; трубка для запала не была засоренной и не имела сквозных повреждений; запал был чистым и не имел проржавления и помятостей; концы предохранительной чеки были разведены и не имели трещин на изгибах. Запалы с трещинами или с зеленым налетом к применению непригодны. Необходимо оберегать гранаты и запалы от сильных толчков, ударов, огня, грязи и сырости. Если гранаты были загрязнены или подмочены, то при первой же возможности их надо тщательно обтереть и просушить на солнце или в теплом помещении, но не около огня. Просушивать гранаты нужно обязательно под наблюдением. Гранаты, хранящиеся в сумках длительное время, должны периодически осматриваться. Неисправные гранаты и запалы сдаются на склад для уничтожения. Заряжать гранату (вставлять запал) разрешается только перед ее метанием. Боевые гранаты выдаются солдатам, только обученным обращению с ними. Разбирать боевые гранаты и устранять в них неисправности, переносить гранаты вне сумок (подвешенными за кольцо предохранительной чеки), а также трогать неразорвавшиеся гранаты запрещается.

IV.Жаңа материалды бекіту, біліктілік пен дағдыны қалыптастыру /Закрепление нового материала, формирование умений и навыков.
Заполнение перфокарты.
1.Все гранаты и запалы надо хранить в заводской упаковке+
2.Перед укладкой в сумку и перед заряжением гранаты запалы не осматриваются –
3.Запалы с трещинами или зеленым налетом пригодны к применению-
4.Необходимо оберегать гранаты и запалы от сильных толчков, ударов, огня, грязи и сырости +
5.Неисправные гранаты и запалы выбрасывают на свалку бытовых отходов-
6.Заряжать гранату (вставлять запал) разрешается только перед ее метанием+
7.Для изучения устройства гранат, приемов и правил их метания выдаются боевые гранаты –
8.При метании гранат можно не соблюдать меры предосторожности –
9.Гранаты, хранящиеся в сумках длительное время должны периодически осматриваться+
10.К метанию боевых гранат допускаются все подряд солдаты-
V/Сабақтың қорытындысы/ Подведение итогов занятия.
5.1 Показ фрагмента из фильма «Марш - бросок».
Молодой человек, воспитанник детского дома, стремится попасть на чеченскую войну, искренне веря, что именно там его место, и в этих тяжелых условиях он сможет проявить себя. Пройдя подготовку, Александр попадает в элитные войска спецназа и отправляется навстречу суровым испытаниям, которые ждут его на войне. Он не изменяет своим жизненным принципам и проявляет себя как герой и настоящий мужчина, который не станет предателем, даже если от этого зависит его жизнь. А такие понятия, как настоящая мужская дружба, любовь и благородство – ценности вечные. Преодолев все препятствия, познав боль потерь, герой находит свою любовь, обретает дом, где его будут ждать, куда он вернется с войны...
Вопросы: Какое вооружение применили герои фильма, и что вам известно об этом виде вооружения? Какие впечатления, чувства возникли у вас при просмотре данного эпизода? Какие фильмы вы ещё знаете, в которых применяется данный вид вооружения?
VI.Рефлексия: обмен мнениями.
VII.Бағалау / Оценка.
VIII. Үй тапсырмасы/ Домашнее задание:
8.1 Подготовить сообщение по теме: «Ручные осколочные гранаты. Назначение, общее устройство и боевые свойства гранат РГД-5, РГ-42, Ф-1. Меры безопасности при обращении с гранатами».
Учебник: « Начальная военная подготовка»
Жаксыгельдинов М.Т. 10-11 класс Алматы 2000г.стр. 149-160
Аманжолов К.10-11 класс Алматы «Мектеп» 2004г.стр. 218-228
Оқытушының қолы/Подпись преподавателя ___________