Курсовая работа Текстоцентрический подход к изучению русского языка


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГУ ЛНР «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛНР»
Отдел методики преподавания
учебных дисциплин

Текстоцентрический подход
к изучению русского языка
РЕФЕРАТ
Овчаренко Оксаны Александровны,
слушателя курсов повышения квалификации
учителей русского языка и литературы,
учителя ГБОУ ЛНР «Стахановская
общеобразовательная школа І-ІІІ ст. №1»
Стаханов
2016
Содержание
Введение 3
Раздел 1. Принцип текстоцентризма на уроках русского языка 7
Теоретические основы текстоцентрического принципа 7
      1.2. Единство языковой и коммуникативной компетенции через принцип текстоцентризма 9
Раздел 2. Использование текста на уроках руского языка 12
2.1 Текс – единица языка и речи 12
2.2. Формы и методы организации работы с текстом 14
2.3. Воспитательное значение использования текстов на уроках русского языка 21
Заключение 24
Литература 26
Введение
На современном этапе главным является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т.е. сформировать у него коммуникативную компетенцию.
Поэтому изучению русского языка в школе отводится одно из центральных мест. Столь большое внимание к данному предмету обусловлено, прежде всего, теми функциями, которыми обладает язык. Во-первых, он является средством общения между людьми, во-вторых, он является средством оформления и выражения мыслей человека и, в-третьих, с помощью языка человек может выражать свои эмоции.
Сегодня в нашем обществе речевая культура находится на низком уровне, о чем говорят не только филологи. Безусловно, речевая культура связана с общей культурой человека, которую прививают не столько в семье, сколько в школе. Огромна роль в этом предметов гуманитарного цикла, в частности – русского языка.
Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей [12, с.16 ].
М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления» [1,с.5]. Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы.
Конечно, изучение текста уже давно вошло в практику учителей–словесников. Но если при традиционном подходе это предполагало преимущественно овладение языковыми средствами, то при современном - оно означает еще и способность создавать тексты в процессе обучения. Значит, возникает необходимость перехода на современные формы организации учебного процесса.
Актуальность выбора методической темы обусловлена тем, что именно текст является методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды. Работа с текстом формирует условия для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для формирования представления о языковой системе, для личностно ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности; для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей [8,с.9]. Поэтому одним из принципов обучения русскому языку признается в настоящее время принцип текстоцентризма, или изучения языка на текстовой основе – это принцип признания текста в качестве важнейшей единицы обучения русскому языку.
Цель моей работы – изучение форм, методов и методических приёмов, позволяющих учителю активизировать работу с текстом на уроках русского языка, способствующих формированию универсальных учебных действий.
В связи с этим я поставила перед собой следующие задачи:
изучить литературу по этому вопросу;
проанализировать опыт, изложенный в педагогической литературе;
подобрать текстовый материал, используемый для практической работы.
При работе над рефератом я использовала такую литературу:
М.Т. Баранов. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для вузов. В учебнике изложены вопросы теории обучения школьников русскому языку по всем разделам и темам программы. Студенты получат сведения об особенностях содержания школьного курса русского языка, о методах работы с учетом специфики разделов науки о языке.В настоящем издании все проблемы теории обучения русскому языку рассматриваются с позиций современного уровня развития научной методики и опыта работы передовых учителей.
И.Р. Гальперин. Текст как объект лингвистического исследования.  Книга посвящена проблемам лингвистики текста. В работе выявлены наиболее характерные особенности структуры текста, его грамматические категории, их взаимодействие и дана классификация различных видов текстовой информации. В основу анализа, проведенного на большом иллюстративном материале, положена речевая единица - текст. Книга предназначена для филологов всех специальностей, студентов и аспирантов филологических факультетов, для всех, кто интересуется проблемами языка и текста.
Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред Т.А.Ладыженской. В книге на основе вычленения единиц обучения речи выделяются важнейшие разделы по развитию речи учащихся на уроках русского языка. В каждом разделе рассматриваются задачи, содержание, методы и приемы работы над единицами языка в плане формирования речевых умений и навыков учащихся.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Дидактические материалы. Дидактические материалы предназначены для организации максимально продуктивной работы по курсу русского языка и культуры речи. В пособие включены задания, ориентированные на самые разные стороны учебного процесса: повторение теоретических сведений, аналитическую и практическую работу с текстом, совершенствование речемыслительных умений и орфографических и пунктуационных навыков. Книга предполагает индивидуальный, дифференцированный подход к обучению и может быть использована как на занятиях в аудитории, так и при подготовке домашних заданий. Для студентов средних профессиональных учебных заведений и преподавателей-словесников.
Раздел 1. Принцип текстоцентризма на уроках русского языка
1.1Теоретические основы текстоцентрического принципа
Принцип текстоцентризма, или изучения языка на текстовой основе — это принцип признания текста в качестве важнейшей единицы в обучении русскому языку.
Учебники нового поколения стали гораздо больше внимания уделять тексту в качестве дидактической единицы учебного материала. «Традиции работы с текстом при изучении родного языка были заложены ещё в XIX веке классиками методики преподавания русского языка: К.Д. Ушинским, Ф.И. Буслаевым и др. Так, Ф.И. Буслаев считал основой филологического образования внимание к текстам изящной словесности (т.е. художественной литературы)» [6,с.37]. В соответствии с идеями Ф.И. Буслаева на долгие десятилетия основным языковым материалом школьных учебников стали примеры из текстов художественной литературы. Из художественной классической литературы выбирались тексты для тренировочных упражнений, диктантов и изложений. Показательно, что Ф.И. Буслаев преследовал при этом не только дидактические цели, но и воспитательные, считая образцовые художественные тексты средством развития эстетического вкуса и нравственных чувств учащихся. И в современной школе текст - художественный, научный, публицистический и т.д. является средством не только обучения, но и воспитания.
Теоретическая разработка этого принципа в обучении Русскому языку началась в 60—70-е годы, когда в понятие связной речи Т. А. Ладыженской были включены не только речевая деятельность, но и результат акта коммуникации, определенное речевое произведение, текст [4, с. 18].
Текст становится предметом изучения и единицей обучения речи. Так, обучаясь построению текста, например, рассуждения-доказательства, ученик осознает особенности этого типа текста, овладевает предметными умениями и вместе с тем вся эта работа служит средством развития коммуникативных умений [7, с.40 ]. Текст утверждается в программах, учебниках русского языка, в школьной практике.
Сегодня текстоцентрический принцип реализуется в следующих направлениях:1. Текст является средством познания языка как полифункционального явления.2. Текст является важнейшим средством приобщения к русской культуре.3. Изучение русского языка осуществляется на основе текста как единицы языка. На его основе осуществляется познание грамматических категорий, языковых явлений, формируется система лингвистических понятий.4. Текст выступает как речевое произведение, результат использования системы языка. На его основе осуществляется изучение языка в действии, усваиваются закономерности функционирования языка в речи5. Текст выступает как основное средство овладения устными и письменными формами русской речи, овладение речевой деятельностью во всех ее видах (чтения, понимания, говорения, письма). На его основе формируется коммуникативная компетенция.6. Текст является средством создания ситуаций, на основе которых осуществляется реальное общение.Именно на основе текста оказывается возможным необходимый синтез, сопряжение двух основных важных направлений в изучении русского языка в школе: познание системы языка и овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях [2, с.35].
Методика анализа текста активно разрабатывается в трудах многих отечественных ученых (Н.А. Ипполитова, С.И. Львова, Е.С. Антонова, Т.М. Воителева, Т.М. Пахнова и др.) [13, с.11 ]. В настоящее время общепризнанными являются положения о том, что анализ текста, проводимый регулярно, систематически, имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание. В процессе работы над готовым текстом происходит знакомство со структурой, идеей текста, техникой его создания, развивается логическое мышление учащихся, идет практическое усвоение языка в различных условиях его применения. В процессе работы с текстом формируется языковая и коммуникативная компетенция учеников, развивается дар слова, рождается «языковая индивидуальность ученика» [1, с.24 ].  
Принцип текстоцентризма, как указывает Е.С. Антонова, «выдвигает требование изучать родной язык на основе образцового речевого произведения – текста. Вне речевой ситуации невозможно определить верные критерии для построения собственного речевого произведения, так как только функционирование словоформ в речи дает основание относить их к тому или иному стилю речи, правильно оформлять содержание, используя адекватные языковые средства. Анализ чужого текста позволяет освоить нормы культурного речевого поведения» [8, с.12 ].
Завершая характеристику текстоцентричности, нужно сказать, что этот принцип обеспечивает отказ от автономного изучения языковых единиц и формирования речевых умений и навыков, сближение изучения языка и обучения речевой деятельности, органическое единство и целостность процесса формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции.     1.2. Единство языковой и коммуникативной компетенции через принцип текстоцентризма.
Приоритетными подходами в обучении русскому языку в соответствии с новыми ФГОС определены текстоориентированный и коммуникативно-деятельностный. Эти два подхода взаимосвязаны, так как общение является по сути текстовой деятельностью. В новом стандарте по русскому языку особо подчеркивается надпредметная функция, которую выполняет русский язык в системе школьного образования: русский язык является не только объектом изучения, но и средством обучения. Человек в современном мире живет среди текстов: он их слышит, читает, создает. Тексты окружают нас всюду: информация по радио, доклад на совещании, поздравление к юбилею, заявление о приеме на работу, сообщение, отправленное по мобильному телефону, реклама по телевидению, радио, в газете. Для нашего современника умения, которые теперь в методике преподавания русского языка называют текстовыми, становятся практически значимыми, востребованными в речевой практике.
Чтобы обеспечить деятельностный подход к обучению, учителю следует использовать педагогические методы и приёмы, основанные на работе с художественным текстом, которые позволяют воздействовать на нравственно-этические качества личности ребёнка, совершенствуя его знания об окружающем мире, а предлагаемые к ним задания связываются с изучаемыми темами русского языка, направляются на стимулирование активной мыслительной деятельности детей [3, с.7 ].
  В самом общем смысле коммуникативная компетенция – это способность человека решать языковыми средствами те или иные задачи в разных сферах и ситуациях обучения. Поскольку основной единицей общения является текст (мы говорим не словами и даже не предложениями, а текстами), то именно текст выступает в качестве высшей единицы обучения. Таким образом, текстоцентрический принцип неразрывно связан с коммуникативно - деятельностным подходом в обучении.     Языковая компетенция может быть сформирована на единицах языка (в качестве высшей единицы выступает предложение), а коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на уровне текста. Таким образом, утверждение в методике  преподавания русского языка текстоцентрического принципа обусловлено функциями  текста в школьном процессе и в учебнике, его ролью и статусом (текст является единицей обучения, единицей контроля) [11, с.14 ]. 
Современная лингводидактика исходит из того, что «анализируя содержание текста, учащиеся практическим путем осознают основные функции языка: 
- коммуникативную (автор своими мыслями, знаниями, жизненным опытом с теми, кто воспринимает текст); 
познавательную (языковыми средствами зафиксирован результат мыслительной деятельности индивида, направленной на познание окружающей действительности; 
- аккумулятивную (необходимое содержание запечатляется с помощью языковых средств и сохраняется в письменной или устной форме») [10, с.27 ].
Именно текст «объединяет все единицы языка, делает их коммуникативно значимыми, несущими определенную информацию. Он является не только дидактической единицей, средством обучения, но и ориентировочной основой для любого вида деятельности» [3, с.48 ].

Раздел 2. Использование текста на уроках руского языка
2.1 Текс – единица языка и речи.
Общение, как указывает Н.С. Болотнова, представляет собой текстовую деятельность, что позволяет говорить об уроке как результате целенаправленной совместной текстовой деятельности учителя и учащихся. При этом под текстовой деятельностью понимается система действий на основе знаний, умений и навыков, позволяющих создавать тексты и воспринимать, интерпретировать и понимать их[13, с.19 ]. Такому подходу к тексту способствовали исследования текста как единицы языка и речи в лингвистике, и, следовательно, ставить и решать вышеназванную задачу стало возможным благодаря разносторонним результативным исследованиям текста в лингвистической науке. Современная методика опирается, как указывает Н.А. Ипполитова, на следующие выводы в учении о тексте как единице языка и речи:
1) текст – это основная коммуникативная единица, результат (продукт) речевой деятельности; 2) текст – это единица речи, так как представляет собой конкретное речевое произведение, проявляющееся чаще всего в письменной форме, но также и в устной (текст устного выступления);
3) текст – коммуникативная единица, обладающая такими признаками, как связность, цельность, тематическое единство, членимость, композиционная оформленность [5, с.6 ].
Текст – это интегративная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке многих наук: лингвистики, психологии, культурологии, истории и др. Чтобы постичь текст в его целом, ученику порой необходимы знания и из области теории литературы, и из истории языка. Изучая текст, дети невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представления о разных сторонах жизни, разных эпохах, совершенствуют нравственное чувство. Они учатся сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, признавать свои ошибки. Наконец, они овладевают богатством точной и выразительной устной и письменной речи. И долг учителя-словесника – организовать планомерную, интересную, квалифицированную работу над текстом, формирующую мыслящую, грамотную, творческую, подлинно компетентную личность[5, с.7 ].
В процессе изучения родного языка, согласно современным программам, учащиеся получают следующие знания, необходимые для создания коммуникативно правильных текстов:
Основные признаки текста: а) тема, основная мысль; б) средства связи предложений и частей текста и способы их выражения. 
Типы (жанры) текстов и их композиционная форма. 
Функционально-стилевые типы текстов. 
Виды речи и формы речи. 
Текст как объект изучения позволяет в пределах урока усвоить и расширить знания по орфографии, пунктуации, лексикологии, стилистике и одновременно обеспечивает целостность урока[9, с.21 ].
Данный подход позволяет достичь одну из главных целей современного образования – формирования основных компетентностей учащихся:
а) социальной (в ходе обсуждения новой информации учащиеся включаются в активный диалог, занимая ту или иную позицию);
б) поликультурной (целенаправленный подбор текстов способствует приобщению учащихся к лучшим образцам духовной культуры);
в) информационной (текст может отсылать к другим источникам информации для расширения знаний);
г) коммуникативной (могут быть использованы различные формы работы по развитию речи);
д) продуктивной творческой деятельности (текст всегда дает возможность творческого осмысления, продолжения).
Современная организация учебного процесса предусматривает такое структуирование учебного материала, которая дает возможность перехода от репродуктивного к преимущественно продуктивному обучению, без чего не может быть развития интеллектуальных навыков [3, с.17 ]. Относительно преподавания русского языка вряд ли это возможно без текстоцентрического подхода, предполагающего осмысливание текста как речевого произведения. Конечно, без знаний грамматики никакого владения языком не может быть. Таким образом, в основе принципа текстоцентризма – единство языковой, речевой и правописной компетенции.

2.2. Формы и методы организации работы с текстом.
Именно на основе текста оказывается возможным необходимый синтез, сопряжение двух основных важных направлений в изучении русского языка в школе: познание системы языка и овладение нормами речевого поведения различных ситуациях.Приведем пример. В одном учебнике дается текст: Одна газета предложила читателям назвать любимую птицу, которая стала бы птицей-символом и гербом их края или республики. В своих ответах читатели вспоминали, где водятся птицы, какие у них повадки, чем они полезны, и называли своих любимых птиц. Ответы были разные. Прочитайте некоторые из них. Один шестиклассник написал: «Предлагаю дятла. Почему? Кругом много всего строят. И дятел тоже строитель: долбит, долбит». Некоторые считают, что большое уважение заслужила обычная курица. Любители красоты назвали сороку, щегла, иволгу, хотя считают необязательно называть этих птиц символом. Другие читатели связали красоту птицы с образом птицы в народном творчестве и потому много раз назвали лебедя и журавля. Очень большое число голосов собрал обычный серенький воробей. Называют его, как правило, с оговоркой: «Я понимаю, для герба вряд ли он подойдет, но очень люблю его». За что же любят в самом деле симпатичного воробья? «Он всегда с нами – зимой и летом. Жизнерадостен. Умен, понятлив, даже хитер. Умеет постоять за себя». Много писем пришло из разных областей России. Те, кто живет в центре нашей страны, назвали большую синицу. «Красива, доверчива, преданна, голосок хорош». Но чуть южнее — уже не синица, а жаворонок, перепел. «Для меня жаворонок, как живой колокольчик». Лесные жители севера в один голос называют глухаря. Ко многим письмам приложен рисунок восходящего солнца и на сосновом суку глухарь. «Это наша русская лесная птица. Она древнейшая на земле, величественна и очень красива».Больше всего голосов россиян собрали, однако, три птицы: скворец, ласточка и снегирь. «За что любят скворца? Певец, работничек и очень и очень полезен». Ласточку любят все. «У этой ласточки, - пишут читатели, - столько достоинств, что не надо их перечислять». «Снегирь, - пишут другие. — Кто украшает долгую русскую зиму? Гляньте на ветки, покрытые снегом, - птицы висят на них, как красные яблоки. Песня у снегиря нежная, с грустинкой, как наши людские песни. И название древнее, русское: снег – снегирь».(По В. Пескову)Были предложены следующие задания:1. Как вы понимаете фразеологизмы: умеет постоять за себя, в самом деле, в один голос? Придумайте с ними предложения.2. Найдите в тексте синонимы слов: имеются, посмотрите. Чем они отличаются?3. Какие слова помогли вам почувствовать отношение читателей к их любимым птицам?4. Найдите глаголы в настоящем времени. Выпишите вначале глаголы, которые обозначают действие, происходящее в то время, когда о нем говорят, а затем обозначающие действия, обычные, протекающие постоянно, независимо от момента речи. Каких глаголов в тексте больше? Почему?5. Выпишите семь глаголов прошедшего времени. Подчеркните их окончания. Сколько форм у глаголов прошедшего времени?6. Какую птицу для герба назвали бы вы? Напишите рассуждение; докажите, почему ваша птица должна стать символом и гербом вашего края, области, республики.7. Знаете ли вы герб вашего города, края, республики? Напишите сочинение на тему «Герб нашего города» (края, республики).8. Вы, наверное, знаете, что на гербе России изображен двуглавый орел? Расскажите, почему эта птица изображена на символе нашей страны. На материале приведенного текста видно, как реализуются его разные возможности в обучении языку: познание грамматических явлений (задания 4, 5); наблюдение над функционированием лексических единиц в речи (задания 2, 3); формирование навыков продуцирования речи (рассуждения) (задания 6, 7, 8) и, наконец, текст выступает как развернутое описание речевой ситуации, обеспечивающей мотивацию общения в реальных жизненных условиях, - ведь можно было просто предложить учащимся написать рассуждение о гербе России [13, с.14 ].
Изучая текст, дети должны обогащать свой культурный багаж, формировать собственные представления о разных сторонах жизни, совершенствовать нравственное чувство.  Речевая среда, создаваемая при обучении русскому языку в процессе работы с текстом, способна реализовать свой развивающий потенциал, если текст обладает определенными качествами [10, с.28 ]. Говоря о качествах текста, следует иметь в виду не только его содержание (то есть то, о чем говорит автор и интересно ли это современному школьнику), но и то, как оно выражено: способен ли текст оказать эстетическое воздействие на читающего, вызвать у него эмоциональный отклик, воспитать хороший вкус [5, с.14 ].
В тексте, который отвечает этим условиям, важным и значимым становится все: и отбор слов, и порядок расположения этих слов, и интонация, и то, как осуществляется движение мысли, как автор выражает свои чувства, как обычные слова вдруг приобретают новые значения, начинают даже звучать по-новому [ 5,с. 14 ] .
Перечитывая текст, анализируя его, ученик начинает приближаться к разгадке авторского замысла, непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется: работа с текстом становится событием, пробуждающим интерес к слову, развивающим чувство языка. Некоторых учеников знакомство на уроке с текстом заставляет иначе воспринимать самих себя, окружающую жизнь, природу, слово, книгу, культуру. 
В процессе работы с текстом ученик должен ощутить гармонию смысла, содержания и графического облика текста. Именно в этом случае усиливается эстетическое воздействие текста как явления культуры.  Особенно важна работа с публицистическими текстами: они служат для учащихся образцом того, как при анализе произведений искусства (музыки, живописи, литературы) можно выражать не только мысли, но и чувства. 
При работе с текстом уместны подобные задания: 1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка): определите, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.
2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста. 3. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста? Предложите свои варианты названия (если анализируется текст, имеющий заголовок).
4. Определите стиль текста. Докажите справедливость своего утверждения.
5. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения в тексте? 6. К какому типу речи (повествованию, описанию, рассуждению) относится данный текст? Докажите правильность своего мнения на этот счет.
7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (в отдельном его абзаце)? Каков способ связи между предложениями в тексте – цепная, параллельная связь или их сочетание?
8. Объясните, пользуясь словарями, значения выделенных слов. 9. Подберите синонимы (антонимы) к выделенным словам. Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему в тексте используется данное слово?
10. Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные. Пример текста Это был всего лишь р…дничок. Из-под камня в пространстве не больше детской ладони стр...илась ключевая вода. Порой она вскипала сердитыми струйками, грозясь уйти, и тогда видно было, как вихрились п...счинки в ее размеренном, безост...новочном биеньи. Целого века не хватило бы нагляде (-ться, -тся) на него. Отсюда нач...нался ручей и сперва его можно было хоть рукой отв...сти, но уже через полсотни шагов р...ждалось его самостоятельное журчанье по намытой щ...бенке.То была колыбель Склани, первого притока Енги, а та, в свою очередь, приходилась старшей дочкой великой русской р...ке, Ра...хлеснувшей северную низменность на две половины, так что полстраны было окроплено ж...вой водой из этого оврага.(Л. Леонов) 
Задания 1. Озаглавьте текст.2. Как второй абзац присоединяется к первому?3. Найдите предложение, заключающую главную мысль текста.4. Спишите текст, вставив пропущенные буквы и выделив орфограммы.5. Подберите синонимы к слову наглядеться.6. Выпишите одно слово, в котором звуков больше, чем букв. Докажите правильность своего выбора.7. В третьем предложении укажите части речи, к которым относятся составляющие его слова.8. Разберите по составу следующие слова: вскипала, песчинки, детской.9. Напишите небольшое сочинение об источнике или водоеме, знакомом вам: родничке, ручье, реке, озере. [ 9,с. 32 ] Работа с данным текстом помогает учащимся осознать, что великое рождается из малого (река, рожденная из маленького родника). Необходимо подвести школьников к осознанию того, что в жизни человека тоже бывает так: наши маленькие дела становятся началом (родником) дел великих. 
Подбор текста должен осуществляться с учётом возраста школьников, в соответствии с темой урока и с теми понятиями, которые должны быть усвоены. Темы, связанные с изучением синтаксиса, требуют особых текстов, в которых сочетались бы и синтаксическая разноплановость и художественность.  Такая работа учит: анализировать содержание и проблематику прочитанного текста; комментировать проблемы исходного текста, позицию автора; выражать и аргументировать собственное мнение; последовательно и логично излагать мысли; использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; оформлять высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка [4,с.51]. Текст – это основа создания на уроках развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом: • комплексная работа с текстом; • лингвостилистический анализ текста; • «самодиктанты»; • сочинение-рассуждение; • редактирование текста; • различные виды диктантов; • интеллектуально-лингвистические упражнения; • работа с текстами-миниатюрами; • составление синквейнов, кластеров к тексту.
Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:
- нахождение границ предложений в тексте;
- деление текста на абзацы;
- восстановление деформированного текста;
- собирание текста из фрагментов;
- определение темы, главной мысли, идеи;
- озаглавливание;
- дописывание концовки текста;
- создание текстов разных стилей, разных типов речи [7, с.43 ].
Особое внимание на уроках уделяется такому виду работы как комплексная работа с текстом. Безусловно, тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности [12,с. 15].
Примерный план анализа текста любого типа речи: 1. Выразительное чтение текста. 2. Словарная работа. 3. Тема текста. 4. Идея текста. 5. Тип текста. 6. Стиль текста. 7. Выразительные средства речи и их роль. 
2.3. Воспитательное значение использования текстов на уроках русского языка.
Одним из принципов обучения родному языку является опора на чувство языка или языковую интуицию. По словам Л.П. Федоренко «чувство языка приобретается путём подражания говорящим, путем запоминания речи, звучащей (написанной) в окружающей среде». Окружающая среда - это  мир текстов, которые мы слышим, читаем, произносим.   Это они создают атмосферу, в которой живет, дышит, развивается ребёнок. Вот почему так важно организовать обучающую среду на уроках  русского языка. Эта среда влияет на чувство  языка, чувство слова [ 12, с.23 ].      Развитие, совершенствование чувства языка происходит в процессе работы с текстом на уроках русского языка. Через текст происходит приобщение  учащихся к национальной культуре; уроки русского языка включаются в единую систему  филологического образования. Работа с текстом на уроках русского языка создаёт условия - для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; - для формирования представлений о языковой системе, реализации внутрипредметных, а также межпредметных связей курсов русского языка и литературы; - для личностно-ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности.       Опора на текст как речеведческое понятие не только на уроках развития речи, но и при изучении лексики, морфологии, синтаксиса создаёт условия для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей, ведь ученики обращаются к бесценному богатству, каким являются произведения русской классики[6, с.62 ] . 
Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор [5,с. 30 ].     Тексты, выбранные учителем в соответствии с особенностями возрастной психологии детей, вызывают у них интерес, желание проникнуть в сюжетные коллизии, оценить происходящее. Если один   текст распределяется на несколько уроков, дети с нетерпением ждут его продолжения. Если на разных этапах урока поговорить о волнующих ребят проблемах, поднятых в тексте, то и словарные диктанты, и разборы предложений воспринимаются учениками как что-то лично им необходимое, нужное, интересное. Через умелый подбор текстов учитель может активизировать  творческие силы обучаемого, может не только давать знания, расширяющие кругозор ученика, но и ставит его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения [ 5,с.33].       Благодаря тексту современный урок может быть радостным и интересным.
Преимущества такого урока:
- расширяется применение современных педагогических технологий (проблемного обучения, интегрированного обучения и разноуровневого обучения, групповых и информационных технологий);
- обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций;
- использование текста способствует тому, чтобы обучение органически сливалось с воспитанием;
- связный текст помогает разбудить мысль, подействовать на чувства ребенка;
- использование художественного текста на уроках русского языка является формой обучения учащихся, позволяющей эффективно организовать работу в целях языкового и нравственного развития [3, с.58 ]. Работа с текстом на уроках русского языка будет эффективной, если она проводится в определённой системе, а не однократно. Значение же такой работы велико, так как воспитывается любовь к родному слову, расширяется кругозор учащихся, отрабатываются навыки грамотного письма, различных видов разбора; формируется умение самостоятельной работы с текстом, умение создавать свой текст.
Заключение
Общие выводы:
Текстоцентрический подход позволяет реализовать все цели обучения в их комплексе:
формируется речевая компетенция в единстве с языковой и прописной;
развиваются универсальные способы мыслительной деятельности;
воспитывается любовь к родному языку, к родине, происходит усвоение духовной культуры разных народов, уточняются ребенком его нравственные и эстетические позиции.
С целью формирования у учащихся коммуникативной компетенции необходимо проводить плановую, системную работу с текстом, начиная с 5 класса.
Необходим переход преимущественно к продуктивной деятельности, т.к. только в ней формируется истинная грамотность.
Таким образом, положительной тенденцией развития современной лингводидактики является осуществление на уроках принципа текстоцентризма как необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование личностных качеств молодых людей. Именно текст в современной методике составляет основу дидактического материала, с помощью которого учащимся предъявляются соответствующие знания и формируются основные коммуникативные умения.
И, наконец: чтение, понимание интерпретация текста – это основные общеучебные умения, благодаря которым возможно обучение вообще.
Используя текстоцентричный подход в преподавании русского языка, учитель выбирает нелегкий путь, требующий творчества и немалых знаний, много времени. Однако этот путь открытий и находок, обретений и радости совместного с учениками творчества вполне оправдает себя и позволит ненавязчиво и надежно формировать основные компетенции школьника.
Литература
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986.
Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // Рус. язык в школе. - 1996. - № 1.
Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Филол. образование" и специальности "Рус. яз. и лит." - М. : Дрофа, 2006.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981. 
Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учебное пособие. - М., 1998.     
Методика преподавания русского языка в школе : учебник для вузов / М. Т. Баранов [и др.] ; под ред. М. Т. Баранова. – М. : Академия, 2000.
Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред Т.А.Ладыженской. - М., 1991.
Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Е. С. Антонова, Т. М. Воителева . - М.: Академия, 2013.
 Текст на уроках русского языка: Сборник научно-методическихстатей / Ред. М.Р. Шумарина — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. 
Ф.М. Литвинко. Текст: содержание обучения в школе // Рус. язык и лит. - 2002. - № 1.
Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.,1984.
Федоренко, Л. П. Принципы обучения русскому языку : пособие для учителей / Л. П. Федоренко. – М. : Просвещение, 1973.
Филологический анализ текста : учеб. пособие / Н.С. Болотнова. — Волгоград: Перемена, 2002 .
.