Текстоцентрический подход в обучении родному языку

ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК РОДНОМУ
Габдулхаков Ф.А., доцент, Габдулхакова Р.Ф., ст. преподаватель, НамГУ

Методика обучения русскому языку относится к тем наукам, которые нуждаются в постоянном совершенствовании. Уместно будет отметить, что был период, когда методика развивалась однобоко, как бы отставая в темпах своего развития от других наук и запросов общества. Причин такого отста-вания несколько:
- методика находилась под влиянием лингвоцентрического направления языкознания, что проявлялось, прежде всего, в определении содержании обу-чения русскому языку. Его основу составлял языковой материал, представ-ленный по линейному или линейно-концентрическому принципу;
- цели обучения русскому языку как родному формулировались соот-ветственно содержания обучения и сводились к подготовке людей, вла-деющих определенной суммой знаний о языке;
- на уроках родного языка в основном применялись языковые упражне-ния, требующие различные манипуляции с языковым материалом.
В результате такого подхода школы готовили знатоков языка, прояв-ляющих свою беспомощность при составлении устных высказываний и письменных текстов. Сдвиг в положительном направлении произошел только в 80 - гг. прошлого столетия. Детей начали учить повествованию, описанию и рассуждению, появились специально созданные учебные пособия, стали про-водить уроки развития речи.
В современные программы русского языка, отражающие новые концеп-ции обучения, имеющие целью формирование языковой личности, органично вводится компонент, направленный на формирование у школьников умений не только текстовосприятия, но и текстообразования. Поскольку основной единицей общения является текст, то именно текст выступает в качестве высшей единицы обучения. Текстоцентрический подход неразрывно связан с коммуникативно-деятельностным подходом в обучении языку.
Как построить такое обучение, которое бы способствовало развитию языковой личности?
1. Начинать работу следует с анализа собственно-информационных текстов, т.к. эти тексты допускают только одну интерпретацию, а упот-ребление в них слов полностью определяется их словарными значениями. Мотивирующим фактором становится формирующаяся языковая компе-тентность учащихся, обнаруживающая себя в рациональных приемах пони-мания информационного текста.
2. На втором этапе учащиеся работают с оценочно-информационным текстом. Сначала школьники исследуют небольшие по объему тексты - пословицы, поговорки, афоризмы, анекдоты, а затем – образцы публицис-тического стиля.
3. Следующий этап – работа с образно-оценочно-информационным текс-том, на основе которого формируется высшее качество хорошей речи – образность. При таком подходе развитие языковой личности непрерывно движется от “красивых образов – к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте” (Платон).
Правильное, точное, полное восприятие чужого текста предполагает конструирование собственного текста, адекватного данному. Поэтому совер-шенствование умения текстовосприятия, создает условия для формирования умений текстообразования.
Работа по формированию «языковой личности» является кропотливой и многоплановой, требующей систематичности и последовательности. К необходимым условиям, при которых учащиеся успешно овладевают уме-ниями текстообразования, можно отнести следующие.
1. Формирование потребности (мотивации в общении, желание учащегося поделиться с другими тем, как воспринимается и оценивается им ситуация или событие).
2. Обучение школьников различным видам речевой деятельности.
3. Широкое применение интерактивных методов, позволяющих уча-щимся чувствовать себя на уроке раскрепощенно.
4. Создание в классе творческой рабочей атмосферы, где учащиеся не боялись бы допускать ошибки при создании собственных текстов.
5. Обеспечение личностно-ориентированного подхода, позволяющего избегать появления шаблонных, однотипных текстов.
Основными показателями коммуникативных успехов учащихся могут быть следующие показатели: умение создавать речевые тексты; богатство их эмоционально-нравственной лексики; высокая речевая культура; умение вести диалог; быть свободными и убедительными в ходе ведения дискуссии, диспута.
Сегодня стало очевидным, что “дар слова” нельзя обрести посредством изучения грамматики, правописания и так называемых речевых упражнений. “Дар слова” развивается благодаря активному приобщению школьников к действительности, к изменениям ценностных установок современного обра-зования, которое как процесс и результат приобретает значимость лишь в той мере, в какой оно отвечает потребностям индивидуальности, субъективности и самоценности человека (Зотова Н.К., Смирнова Н.В.).
Итак, умения учащихся создавать собственные тексты очень важны, т.к. “мышление ребенка развивается в зависимости от речи” (Выготский Л.С.), и именно текст играет роль “установки” на речевое развитие. Если учащиеся научатся составлять текст в соответствии с коммуникативными намерениями и с учетом адресата, есть основания полагать, что будет получен желаемый результат, т.к. на базе текста изучается “язык в действии”, развивается дар слова, рождается “языковая индивидуальность ученика” (Бахтин М.М.)
Литература:
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1989.
Бердникова Л.И. Русский язык в системе развивающего обучения. - Оренбург, 1997.
3. Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М./ Просвещение, 1986.
15