Статья:Образовательные технологии, реализующие деятельностный подход к обучению. Из опыта работы.


Статья: Образовательные технологии, реализующие деятельностный подход к обучению. Из опыта работы.
Автор: Цыганкова Наталья Сергеевна, учитель истории МБОУ СОШ № 49 г. Мурманска.
Обучение может быть эффективным, если ребенок является активным участником этого процесса. Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде, роль ученика из пассивной (как объекта обучения) превращается в активную (как субъекта обучения). Реализовывать этот подход возможно с помощью различный педагогических технологий: проблемно-поисковых, проектной деятельности, технология интегрированного обучения, технология развития критического мышления, информационно-коммуникационных.
История, обществознание, право и экономика являются одним из тех учебных предметов, к изучению, которого дети приступают с особым интересом, однако в дальнейшем сложность учебного материала, обилие фактического материала, событий, исторических личностей снижают интерес учащихся к предмету. Поэтому крайне важно мотивировать учащихся к изучению предмета, показывая детям практический, исследовательский характер наук. Развитию исследовательских навыков, формированию коммуникативных компетенций, умению проводить поиск исторической информации в источниках разного типа, критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания), анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений позволяет технология критического мышления. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.
Для развития умения воспринимать информацию можно использовать следующие приемы:
Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет». Данная графическая техника помогает структурировать процесс. Более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова – вопрос темы, верхние стрелки – основные понятия темы, нижние стрелки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Можно заполнять: (Верх - причины, низ - следствия и т.п.). Схема «Фишбоун» отлично работает, как средство систематизации материала, быстро воспроизводится учащимися и увеличивает процент усвояемости

Примером использования данного приема является урока по теме: «Первая Российская революция».
Учащимся предлагается информация (тексты), проблемного содержания и схема Fishbone для систематизации этого материал. Класс делится на 3 группы: «Политики», «Социологи», «Экономисты». Каждая группа изучает предложенный текст, отвечает на вопросы и заполняет схему "Fishbone".    Текст для группы «Политиков»:
«В январе 1895 г., принимая в Зимнем дворце депутации от дворянства, земств и городов, император Николай II в короткой речи назвал надежды на изменение государственного строя «бессмысленными мечтаниями», заявив, что будет охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял их его отец – император Александр III».
Что на ваш взгляд, было причиной столь упорного стремления Николая II сохранить самодержавие в России? Дает ли ответ на этот вопрос схема управления Российской империей к началу ХХ в.?
«Толстый и тонкий вопросы». Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется при организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов. Например, на уроке истории в 10 классе по теме «Русь между Востоком и Западом» предлагались следующие задания:
"Тонкие” вопросы "Толстые” вопросы
Кто? (Кто автор поэтического рассказа «Задонщина»?)
Когда? (Когда состоялась битва на Чудском озере?)
Как звали наиболее авторитетного князя Руси первой половины ХIII в., старшего сына Ярослава?
Дайте три объяснения, почему Александр Невский выбрал осторожную дипломатическую политику в отношении Золотой Орды?
Предположите, что было бы, если Александр Невский не продемонстрировал активного противостояния католическому Западу в ХIII в.?
Согласны ли вы, что Руси противостоял сильный противник монголо – татары, превосходивший ее в политическом, экономическом и военном отношении?
Кластеры.  Прием - кластеров («гроздья») универсален. Например, на уроке Экономики, по теме «Экономика как наука и хозяйство» был использован кластер, позволяющий систематизировать имеющуюся информацию и выявить области недостаточных знаний.

На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. Кластер – графический прием систематизации материала .
Использование инструмента PMI (плюс, минус, интересно).
Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.
Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.
«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»
«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
Например, на уроке обществознания в 10 классе учащимися была составлена таблица
ТЕМА
Глобализация
Плюсы
электронные средства коммуникации, способные сжимать до минимума разделяющие людей время и пространство;
технологические изменения, позволяющие распространять по всему миру производимую продукцию;
формирование глобальных идеологий, таких, как экологическое или правозащитное движение.
Минусы
Стандартизация и унификация
Манипуляция массовым сознанием
Интересное
Одна из целей развития тысячелетия (ЦРТ), сформулированных ООН, предусматривает пятидесятипроцентное сокращение к 2015 году числа тех, кто вынужден выживать на сумму менее доллара в день. За отправную точку был принят 1990 год, когда более миллиарда человек во всем мире практически не имели средств к существованию. И вот, наконец, одна из важнейших целей человечества достигнута, несмотря на то, что порог абсолютной бедности был повышен до 1,25 доллара в день.
Прием «Шесть шляп мышления». В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот. Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами.

Например, на уроке истории «Дискуссия о контрреформах Александра III» поднимался вопрос, который действительно обсуждался в российском обществе: что делать с террористами-убийцами Александра II? Класс был разбит на 6 групп, каждой из которых предлагались следующие задания:
Первая группа: Найдите убедительные аргументы для обоснования смертного приговора заговорщикам.
Вторая группа: Обоснуйте свои доводы в защиту террористов. “Казнить нельзя!”
Третья группа: Представьте себя в роли царского правительства. Сформулируйте, какие необходимо принять меры для нормализации обстановки в России того времени.
Четвёртая группа: Представьте, как могли повести себя члены царской фамилии. Как бы вы реагировали на их месте.
Пятая группа: Вы – пессимисты. Докажите, что ни казнь, ни, наоборот, оправдание убийц царя, ничего фактически не изменят.
Шестая группа. Эксперты. Этой группе предоставлен пакет “эксклюзивной” информации. Ученики  знакомятся с изучаемым событием не только по учебнику, но и по материалам научных статей, энциклопедий, справочников.
Дано задание:  Подведите итоги дискуссии. Насколько удалось участникам обсуждения смоделировать политическую ситуацию 1881 года? Какие на деле были приняты меры в России?
Важную роль на уроках истории играет исследовательская деятельность. Главная цель исследовательского обучения — формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину мира как связного целого. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; обще дидактические приёмы: анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведённого исследования. Приём сопоставления играет важную роль в процессе усвоения новых понятий, фактов, явлений. Использование приёма сопоставления изучаемого понятия, факта, явления, предмета с уже известным объектом даёт возможность построить самостоятельное исследование изучаемого факта, явления, понятия. Например, сравнительный анализ цивилизаций: европейских (христианских) и восточных (мусульманской, буддистской) позволяет установить много общего в сакральном отношении к миру, нравственно-этических ценностях, образе жизни, но и выявить отличия. Приём обобщения имеет немалое значение в ходе выполнения учащимися различных видов исследовательских и творческих заданий. Творческий характер учебного познания при исследовательском подходе требует от школьника обобщения известных ему фактов, явлений и построения на этой основе цепи индуктивно-дедуктивных или дедуктивно-индуктивных рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод. Приём выдвижения гипотез при исследовательском подходе предполагает или доказательство гипотезы, или аргументированное обоснование её неправомерности. Поисковый путь учебного познания при исследовательском подходе в обучении невозможен, если у учащихся не будет сформирован приём переноса знаний в новую ситуацию.
1. Проанализируйте данные статистики и на основе этих данных сделайте выводы. «За вторую половину 17 века Печатный двор напечатал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных псалтырей и часословов. За несколько дней раскупались тысячные тиражи таких пособий. Среди тысяч экземпляров таких книг, изданных Московским Печатным двором, более половины составляли светские. Увеличилось число переводных сочинений, если в 16 веке было известно 26 названий, то в 17 веке – 153, из которых к числу религиозно-нравственных относится менее четырёх десятков. Остальные, более трёх четвертей,- светского содержания. Вопрос: о каких изменениях в культуре 17 века свидетельствуют эти факты?»2. Известно в истории сравнение западников и славянофилов с двуглавым орлом, данное Герценом: головы смотрят в разные стороны, а сердце – одно. Раскройте смысл этого сравнения.3. Как Вы считаете, имеет ли НЭП международное значение или это явление чисто советское. Обоснуйте свой ответ.
Применение технологии «обучение как учебное исследование» на разных уроках различно – от небольших практических работ, выполняемых фронтально, до выполнения работ исследовательского характера в индивидуальном порядке или в малых группах. Это позволяет включить в контекст предметных практических занятий фрагменты проектной деятельности.
Я разработала серию практических работ исследовательского характера для учащихся с разным уровнем подготовки, одно и то же задание ребята могут выполнять с различной поддержкой учителя: от абсолютной самостоятельности (и при выдвижении гипотезы и при практическом исследовании) до применения инструктивной карты на разных этапах работы. Конспект урока «Дискуссия о характере опричнины». (опубликован на сайте http://www.uchmet.ru/library/material/161950/)