Выступление по теме: Сравнительный анализ ГОС и ФГОС второго поколения


Выступление по теме «Сравнительный анализ ГОС и ФГОС второго поколения».
 
 
Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные,эрудированные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Современные дети сильно изменились. Резко возросла информированность детей, поляризация учащихся на уровне умственного  и интеллектуального развития. Умения, относящиеся к информационной грамотности, формируются целевым образом на уроках  по предметам и во внеурочной деятельности. Образуются новые запросы семьи, общества, государства.
Так, что же произошло с введением ФГОС, что изменилось, стало новым и непривычным?
Во – первых, представлен новый психологический портрет выпускника, где девизом выступает: учебная самостоятельность - умению учиться. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях.
 
Учитель проводит традиционные уроки по общепринятой структуре:
1. Организация начала урока;
2 Проверка домашнего задания;
3. Постановка цели урока;
4. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и умственных умений;
5. Изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;
6. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
7. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
8. Подведение итогов и результатов урока;
9. Задание на дом.
 
учитель  проводит инновационные уроки, которые имеют нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем. С внедрением ФГОС уроки должны строиться по совершенно иной схеме.
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
 
Распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный фронтальный опрос
упор делается на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников
 
приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей.
Типы уроков:
   комбинированные уроки;
   уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом;
   уроки закрепления знаний;
   уроки проверки и контроля знаний.
 
Изменились типы уроков:
   уроки «открытия» нового знания;
   уроки рефлексии;
   уроки общеметодологической направленности;
   уроки развивающего контроля. 
 
Оценивалась работа ученика только на конкретном уроке
 
на каждом уроке отслеживаются достижения конкретного ученика, сравнивается данный результат с предыдущим, учитель поощряет малейшее продвижение ученика вперед, анализирует его ошибки
 
особое место в новой системе оценивания уделено портфолио, портфолио становится «историей успеха»,  помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.
Итоговые контрольные работы по предметам
комплексная итоговая работа на каждой ступени, входной контроль в 1 классе
Изменилось и содержание образования.
      Проектная деятельность учащихся – это  «плюс» ФГОСа. Она обеспечивает развитие познавательных навыков и умений. В учебнике подробно (в помощь ребенку и родителям) расписано, как выполнить проект. Сначала на уроке мы обсуждаем тему проекта, что можно сделать для достижения цели, и выбираем способ реализации.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Существует много способов оценивания учащимися своих достижений.  На каждом уроке есть оценочная деятельность. Дети ознакомлены с алгоритмом оценивания своих достижений.
 Обучение по ФГОС у 2 поколения основано на деятельностном подходе, который предполагает организацию учебной деятельности по самостоятельному освоению новых знаний, и реализацию развития и саморазвития личности. Обучение организуется от общего к частному. Учитель на уроке не дает готовый материал, а задает логически выстроенные вопросы, в ходе которых должен направить учащихся на процесс освоения знаний. Дидактическое правило по новым стандартам: учить на уроке учиться!
     Одним из нововведений ФГОС является внеурочная деятельность.  Итак,  « плюсы» ФГОС:
- проектная деятельность по каждому предмету начиная с 1 класса;
- применение деятельностного подхода в обучении;
- не авторитарный метод обучения, а направление учащихся с помощью логических вопросов на новые знания;
 - внеурочная деятельность;
- использование ИКТ.
 « Минусы»:
- недостаточная оснащенность кабинетов;
- нет преемственности между детским садом и школой;
- некоторым педагогам тяжело перестроиться от авторитарного метода обучения к деятельностному подходу.