Статья «Лэпбук»-инновационная технология в развитии профессионально-педагогической компетенции педагога дошкольного образования в условиях введения нового ГОС ДО.


Удуд Галина Александровна, специалист II категории, воспитатель,
ДОУ №12 «Аленький цветочек» управления образования администрации города Шахтёрска, г.Шахтёрск, ул. Голосного,д.53,тел.0990146371
«Лэпбук»-инновационная технология в развитии профессионально-педагогической компетенции педагога дошкольного образования в условиях введения нового ГОС ДО.
В стремительно меняющейся действительности для того, чтобы соответствовать современным требованиям ГОС ДО Донецкой Народной Республики,педагогам дошкольного образования необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетенции. Педагогам важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно-образовательную работу с воспитанниками,самостоятельно выбирать формы и методы реализации образовательных программ и адаптировать их с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретного возраста, эффективно выстраивать партнёрское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, ориентируясь на требования нового государственного стандарта дошкольного образования ДНР.
Ориентируясь на принципы и требования Закона ДНР «Об образовании» № 55-IHC от 19.06.2015 ;ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2015-2017ГГ. ( от 17.07.2015 года №326 ); Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики (от 17.06.2015 года), руководствуясь Типовой программой дошкольного образования «От рождения до школы» Донецк,2015 года, педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения №12 «Аленький цветочек» управления образования администрации г.Шахтёрска, ищут инновационные подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Изучив опыт педагогов Российской Федерации, ресурсы интернета, мы начали использовать в своей работе новое, интересное незаменимое методическое пособие-лэпбук.
Лэпбук(lapbook)- в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap-колени, book- книга).Это интерактивная папка-раскладушка с кармашками, дверцами, окошками,, вкладками и подвижными деталями с материалы на одну тему, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое.Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. Несмотря на кажущуюся простоту это отличный способ закрепить определённую тему с воспитанниками, осмыслить содержание, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребёнок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Чтобы заполнить эту папку, детям нужно будет выполнить определённые задания, провести наблюдения, изучить представленный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро вспомнить пройденные темы.
В интерактивной тематической папке “Мой родной город Шахтёрск”, которую вместе с детьми младшей группы сделала воспитатель Кондратенко А.А. собраны различные задания и материалы по патриотическому воспитанию по теме: «Край, в котором я живу», которые отправят детей в удивительное путешествие по родному городу. Здесь педагог проявил творчество и креативность. В лэпбук входят такие материалы и занимательные задания для детей:
1.Символика родного края.
2.Достопримечательности г.Шахтёрска.
3.Карта.
4. Дидактическая игра «Дом, в котором я живу».
5. Напиши свой адрес.
6. Пословицы и стихи про родину.
7. Детская лаборатория: «Что можно получить из угля»
8. Сказка о черном золоте.
Совместная деятельность воспитателя Удуд Г.А. и детей подготовительной группы лэпбук «Сказку слушай, а к присказке прислушивайся», есть результатом исследовательской работы над проектом по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказки в системе патриотического воспитания детей». Здесь размещены интересные задания, материалы, игры, а также подбор сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников.
Сказки на формирование мужских и женских черт характера.
Дидактическая игра «Давай порассуждаем».
Помоги героям сказок.
Дидактическая игра «Что перепутал художник»
Расскажи сказку по картине.
Лото «Подбери героев»
Словесная игра «Опиши героя сказки»
Дидактическая игра «Подбери эпизоды сказки»
Соотнеси пословицу и сказку.
Авторские сказки детей «Про гномика Шахтарика»
Лэпбук «Что такое олимпиада» приурочен проекту «Дружу со спортом с малых лет». С помощью его воспитанники узнают историю возникновения олимпиады, знакомятся с различными символами олимпиады и с интересом выполняют различные задания.
Интересный и красочный «Лэпбук Дед Мороз», результат работы тематической недели «В гости к Дедушке Морозу» воспитателя Реввы Л.В. и детей средней группы. В него вошли познавательные материалы и развивающие задания. Когда дети с ностальгией будут вспоминать о волшебном новогоднем празднике, они откроют свою удивительную книжку и ещё раз почувствуют новогоднее настроение. В него вошли интересная информация из истории возникновения праздника, а также различные задания.
Кто такой Дед Мороз?
Заграничные родственники Деда Мороза.
Резиденция Деда Мороза и Снегурочки.
Кухня Деда Мороза
Дидактическая игра «Найди отличия»
Игра «Мешок с подарками»
Дидактическая игра «Транспорт Дедушки Мороза»
Из истории праздника Нового года.
Пословицы и загадки
Напиши письмо Деду Морозу.
Дидактическая игра «Сосчитай игрушки»
Сказка «Встреча Санта-Клауса и Деда Мороза».
Основываясь на Закон «Об образовании» Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 статья 41.п 1. и ГОС дошкольного образования на современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения,т.е активное участие родителей в работе ДОУ. Воспитатель старшей группы Сакун Л.Я., ориентируясь на новые подходы в работе с родителями активно вовлекает их в процесс обучения, развития и познания собственных детей посредством интерактивных папок. Это интересно, доступно и не очень затратно для родителей в сравнении с дорогими развивающими игрушками. Так, Козлова Елена Сергеевна со своим ребёнком Мишей, сделала красочную интерактивную папку «Мы со спортом очень дружим». Сюда вошли не только различные задания, но и фотоколлаж из личных фотографий со спортивной тематикой.
Что мы знаем о спорте?
Дидактическая игра «Спортивный инвентарь»
Задачки на логику.
Виды спорта.
Загадки, пословицы и поговорки.
Дидактическая игра «Найди отличия».
Фотоколлаж.
Яркую, красочную книжку изготовила Букатар Л.В. совместно с дочерью Ариною, на тему «Витамины наши друзья». Здесь размещена информация о полезных продуктах, о значении витаминов в жизни маленьких детей.
Витамины – интересно знать.
Дидактическая игра «Назови витамины»
Вкусный алфавит.
Стихи про овощи и фрукты.
Сказки «Овощи целители». Готовим и играем вместе с детьми.
Загадки.
Дидактическая игра «Определи витамины в продуктах питания»
Лаборатория роста.
Итак, объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. Останавливаясь на практической значимостиданной методической разработки, можно отметить что лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию. А также, как мы из опыта работы уже знаем, это хорошая форма, позволяющая привлечь родителей к совместному сотрудничеству детей и взрослых.
 Работа по освоению и внедрению новой технологии "Лэпбук" в ДОУ №12 «Аленький цветочек» идет полным ходом. Желаем и вам всем успехов, креативности и творчества в работе.