Выступление на тему:Работа с природным материалом



Выступление
НА ТЕМУ:
«РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ»
«МБУ ДО Детская школа искусств»
Преподаватель Сибгатуллина Г.А.
Буинск 2016г.
Работа с природным материалом несет в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой. Это очень увлекательное занятие. Встреча с природой расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные природные формы, развивает наблюдательность, творческое воображение и фантазию, помогает изучить и освоить новый вид деятельности.
Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является условием развития гармонично развитой личности. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Чтобы дети не были остями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской – забавой, заполнением свободного времени или интересным делом.
Изготовление поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того, чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а совладением навыками придет и ловкость в работе.
На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А.С.Макаренко. Он указывал, что такие материалы, как глина, дерево, бумага, ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему – красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато – коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т.д.
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко портит работу, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, учебной деятельности в школе.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Велико влияние ручного творчества на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению творческой работы, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления затем, после усвоения этого процесса, задания усложняются: детям показываются рисунки или фотографии работ, которые нужно сделать, и наконец, они без предварительного анализа изготавливают творческую работу по заданию или по собственному замыслу.
Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Возрастающее влияние словесной регуляции поведения ребенка проявляется и в повышении уровня его ориентировки внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений,
Занимательность работы по изготовлению творческих работ из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышается устойчивость, формируется произвольное внимание. Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют внимание детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления творческих работ, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят детям незамысловатые поделки из ракушек, розога и т.д. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.
Труд по изготовлению творческой работы в любой технике способствует развитию личности, воспитанию характера. Не так – то просто сделать работу: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда ему не удается сразу выполнить какую – либо работу: подобрать нужный цвет, форму, и т.д. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. В процессе работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.
В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении творческих работ ребята встречаются не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работу, соотносить свой результат с образцом.
Творческая работа может быть индивидуальной и коллективной. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у младших школьников дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
Результаты творчества, особенно одобряемыми взрослыми окрыляют ребят, побуждают к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно – образовательного процесса занятия становятся эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей.
Список использованной литературы:
Бакланова Л.В. Поделки из природных материалов./Л.В.Бакланова. Издательство ООО «Родничок».2008г. – 165 с.
Дик Н.Ф. Обучаем и воспитываем по новому: инновационные формы вне учебной деятельности в 5-9 классах/Н.Ф. Дик. – Ростов н. Д: Феникс,2009. – 285 с. (Библиотека директора и завуча школы)
Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Методическое пособие./Н.В. Дубровская. СПб.: «Детство – пресс», 2002. – 128 с.
Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения./ М.И. Станкин – М.: Изд-во Московский психолого – социальный институт; Флинта, 1998. – 368 с.