Открытый урок на тему Использование шила в работе с природным материалом


Открытый урок
На тему:
«Использование шила в работе с природным материалом»

Педагог дополнительного образования
Мигитко Г.В.
Урок 6
Тема: Использование шила в работе с природным материалом
Цели: формирование представления о способах преобразования природного материала в конкретные изделия.
Задачи: научить приемам работы с природным материалом, ознакомить с инструментами по работе с природными материалами; развивать точность , аккуратность, бережное отношение к инструментам и материалам; воспитывать интерес к работе с ветвями деревьев, хозяйственное к ним отношение.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесные , наглядные, практические , работа с учебником.
Объект труда: шалаш куполообразной формы.
Оборудование и материалы: веточки деревьев, твердая основа(дерево, ДВП или плотный картон размером 20 x20 см), нитки, карандаш, чертеж разметки отверстий, шило, нож, ножницы, циркуль, клей ПВА.
Ход урока
Повторение пройденного- Что мы умеем делать из веток?
- С какими материалами работать легче всего и почему?
- Какие инструменты нужно брать с собой, чтобы облегчит сбор веток и как их безопасно содержать во время экскурсии?
Анализ объекта труда.
- Назовите предмет , который мы будем делать сегодня на уроке(демонстрация).
- Что вы знаете о шалаше, где его видели или читали о нем?
- Из какого материала сделан шалаш?
- Какой он формы – плоский или объемный?
- Придумайте загадку, рассказ или стихотворение, характеризующие шалаш.
Объяснение
Шалаш – это маленький домик для временного жилья. Он нужен во время длительных экскурсий на природу, рыбалок, туристских походов, выполнения полевых работ для укрытия от неблагоприятных воздействий внешней среды. А в старину в животноводстве подобные плетеные сооружения применяли в хлеву(стойбище для скота) в качестве ёмкости для корма, прикрепленной основанием к стенке помещения в виде большой плетеной корзины. Только такие плетены емкости назывались не «шалаш» , и не «корзина», а «ясли». Такое название плетеные кормушки получили очевидно потому , что маленькие дети, когда днем животных не было в хлеву, любили в них играть в прятки, а мамы на время оставляли там младенцев, пока управлялись по хозяйству.
Работа с учебником
Откройте свои учебники и рассмотрите внимательно устройство шалаша. Как видите, оно очень простое. Сначала делают остов из вбитых в землю деревянных жердей, скрепляют их в верхней части, формируя купол, а затем переплетают гибкими ветками. Наружную часть купола можно покрыть кошмой (с войлоком). Древние люди покрывали его шкурами животных. Мы с вами сегодня не имеем возможности построить настоящий шалаш, но сделаем его маленький макет. Ведь даже архитекторы, прежде чем построить здание, тоже вначале делают его маленький макет из бумаги, картона или пенопласта.
А теперь прочитаем в учебнике об инструментах, которые нам понадобятся, о правилах безопасной работы с ними , и изучим последовательность выполнения шалаша.
(с мест поочередно вызываются ученики и каждый вслух читает об инструментах, правилах работы с ними и этапах работы).
Блиц-опрос
- Рабочую часть шила зовут….(игла)
- Шилом….отверстия (прокалывают)
- Шилом прокалывают детали только на …(подрезной доске).
- Игла шила должна хорошо держаться в …(ручке)

Практическая работа
На твердой основе(картоне или ДВП) равномерно разметить по окружности точки отверстий для веток, будущего остова шалаша.

По разметке шилом проколоть отверстия, ножом заострить палочки и подогнать их под отверстия.

Каждое отверстие смазать клеем и вставить в него очищенные от листьев деревянные прутики.

Веточки согнуть и связать так, чтобы получилась куполообразная форма.
Подведение итогов и обобщение
- Мы сделали шалаш куполообразной формы. Теперь посмотрите свои учебники. Вы видите, что конструкция шалаша может быть не только куполообразной формы, но и домикообразной, напоминающей крышу дома или согнутый вдвое лист картона. Каждая из двух сторон такого шалаша составляет прямую переплетенную ветками поверхность, которые твердо скреплены у основания и соединены между собой под острым углом друг к другу.

- Сравним шалаши куполообразной и домикообразной формы. В чем их отличительные особенности?

Еще из каких материалов можно создать временное жилище – шалаш? В какой последовательности изготавливают шалаш? Какие правила техники безопасности нужно соблюдать во время работы? А теперь поставим наши шалаши на один стол, сравним и оценим их.