Технологическая карта урока технологии Работа с природным материалом


Технологическая карта урока
Предмет _____________________________________технологияКласс _____________________________________________3_____
Автор УМК ____ Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой «Перспектива»
Тема урока ____ Работа с природным материалом. Береста.
Тип урока _______________Постановка и решение учебной задачи.
Форма урока Урок путешествие.
Цели деятельности педагога Знакомство учащихся с народным промыслом – плетение из бересты. Изготовление берестяного браслета.
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.
Основные понятия и термины Береста, плетение из бересты.
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийная презентация;образцы изделий из бересты, схемы плетения; береста для демонстрации действий по условным обозначениям.
Оборудование Берестяные полоски, образцы готовых изделий из бересты, компьютер и мультимедийный проектор.
Планируемые образовательные результаты Личностные: будет сформирован интерес к различным видам конструкторско-технологической деятельности, получат возможность для формирования умения понимать значение предметно-практической деятельности в жизни.
Предметные: научатся соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами, применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментами; наблюдать информационные объекты различной природы, которые демонстрирует взрослый; получать возможность для формирования умения выстраивать последовательность реализации собственного замысла.
Метапредметные: познавательные – научатся устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; получат возможность научиться осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; коммуникативные – научатся воспринимать другое мнение и позицию; получат возможность научится принимать роль в учебном сотрудничестве; получат возможность научится самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия; регулятивные – научатся работать по этапам, предложенным в учебнике, под руководством учителя находить несколько способов выполнения работы, осуществлять пошаговый контроль по результату; получат возможность научится преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Организационная структура урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1 2 3 4
I.Организационный момент Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Слушают учителя Личностные:имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.
II. Изучение нового материала - Ребята, вы, наверное, уже поняли, что у нас с вами сегодня будет необычный урок. На этом уроке мы совершим увлекательное путешествие в деревню.
- Ребята, а вы были, когда - нибудь в деревне?
-Молодцы! А сейчас давайте представим себе такую ситуацию, вашим дедушке с бабушкой понадобилась помощь. Кровля на крыше дома прохудилась и стала протекать. И мы решили им помочь. Мы собрали необходимый инструмент и наш трудовой десант отправился в путь.
И вот мы приехали. Для осмотра кровли, мы забрались на чердак. Осмотрев кровлю внутри, оказалось, что всё было в порядке. И вот мы с вами решили осмотреться на чердаке, а что же ещё интересного тут есть! И вдруг мы наткнулись на большой короб. Он был весь в пыли. Ребята, давайте посмотрим, что в нём!
Пестерь – для переноски грибов и ягод
Корзинка – для сбора грибов и ягод;
Конфетница – для украшения стола;
Туес – для хранения молока;
Шаркунок – детская игрушка;
Лапти – обувь;
Бусы – украшение.
Браслет – украшение;
Как вы думаете, из чего все эти изделия изготовлены? Правильно. Все эти изделия изготовлены из коры берёзы – бересты.
Ребята, отгадайте загадку: Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос. (береза )
- Ребята, скажите, как в народе называют берёзовую кору? (Береста)
- Берёза – это хвойная порода или лиственная? (лиственная)
Скажите ребята, какая у нас тема урока?
) Береста - это верхний слой березовой коры, белый снаружи и золотисто-желтый изнутри. Береста - это удивительно пластичный и теплый материал. Недаром на Руси она была незаменима при изготовлении разных хозяйственно-бытовых предметов. Из бересты наши предки делали крыши домов, легкие летние жилища и лодки, поплавки для сетей, предметы бытовой утвари (туеса, короба, корзины, кошели), лапти, игрушки для детей. Использовали ее и как бумагу, о чем свидетельствуют берестяные грамоты.
Заготовка бересты - дело трудоемкое и даже опасное. Готовиться к лесным экспедициям необходимо заранее.
- Ребята, знаете ли вы в какое время года нужно заготавливать бересту? (в период сокодвижения, конец весны – начало лета)После того, как бересту заготовили, приступают к её обработке, подготавливают рабочее место для плетения, очищают бересту от грязи, нарезают необходимые полоски – лычки. Для таких работ мастера имеют необходимые инструменты
Итак, для работы с берестой в зависимости от вида изготавливаемых изделий применяют следующие инструменты:
ножи: нож-косяк - для разрезания бересты; небольшой нож с изогнутым лезвием - для зачистки бересты ; нож-резак, заточенный на одну сторону, с длинной рукояткой - для работы с прорезной берестой;
ножницы: для нарезания берестяных полос и обработки бересты;
шилья: круглое прямое шило со слегка притупленньх, закругленным и отполированным кончиком - для разметки по бересте; шило сапожное с квадратным сечением - для прокалывания отверстий при сшивании изделий из бересты ; плоское шило с крючкообразным изгибом -так называемое шило-кочедык (коточиг), применяемое при плетении;
линейки деревянные и металлические длиной 30, 40, 50, 60 и 100 мм, два угольника (один - без боковой стенки, как столярный);
циркули столярный и чертежный, включая так называемую «козью ножку»;
- Молодцы! Ребята, все вы прекрасно знаете, что для работы с любым инструментом существуют свои правила техники безопасности. Вот и мы с вами сегодня поговорим о правилах техники безопасности при работе с ножницами. Но так как сегодня у нас необычный урок, то правила ТБ мы с вами будем не читать, а пропоем их в стихах.
Я ко всяческой работе
Отношусь внимательно
Вы меня не отвлечете
Работа – увлекательна!
С инструментом обращаться
Аккуратно буду я.
Ножницы всегда положим
Остриями от себя!
Засучили рукава
И работа тут пошла
Труд наш строго под охраной
Будем радовать мы маму! Смотрят презентацию;слушаютучителя; анализируют информацию, отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы учителя
Личностные:сориентированы на бережное отношение к животному миру.
Познавательные:извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; имеют стремление к расширению своей познавательной сферы; осуществляют поиск информации о значении животных в жизни человека.
Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строитьпонятные речевые высказывания.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные:имеют представление о ценности природного мира для практической деятельности человека.
Коммуникативные:умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации.
Познавательные:извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; имеют стремление к расширению своей познавательной сферы; анализируют информацию.
Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу.
III. Творческая практическая деятельность. Учащиеся знакомятся с содержанием технологической карты по изготовлению плетеного браслета, получают полоску из бересты и изготавливают бусину в необходимой последовательности.
Помечаем ленты (правая и левая); Делаем петельку (левая лента); Правой лентой обматываем левую(два оборота); Правую ленту складываем вдвое, образуя петельку, вставляем её в петельку левой ленты; Левой лентой затягиваем петельку, закрепляя петельку; Из левой ленты делаем петельку, вставляем её в петельку, образованной правой лентой; Затягиваем правую ленту, фиксируем левую ленту; Продолжаем далее по схеме.
Когда сплетете браслет необходимой длины, обрезаем ленты, концы которых нужно намазать клеем.
Учитель осуществляет помощь в работе.
Организуют своё рабочее место
Выполняют задание; консультируются с одноклассниками, учителем при выполнении операций. Личностные:сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью.
Познавательные:умеют организовать творческое пространство; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места.
Коммуникативные:понимают смысл заданий учителя.
Регулятивные:планируют свою деятельность.
IV.Итоги урока. Рефлексия. - Приведите рабочие места в порядок
- Ребята, с чем вы познакомились сегодня на уроке?
- вы сегодня отлично поработали на уроке, ведь работа была проделана
большая и серьёзная.
Рассматривают выполненные поделки, оценивают их. Личностные:обладают первичными умениями оценки работ.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; Коммуникативные: умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.