планирование курса Трудные вопросы орфографии и пунктуации в 9 классе


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Гимназия №3
г.о.Ивантеевка
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ Гимназия №3
_______________Крюкова Н.И.
30.08.2014 дата
М.П.
Рабочая программа по курсу «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
(дополнительные платные образовательные услуги)
9 А класс
Составитель: Лагутина Ольга Александровна,
учитель русского языка
2014
Пояснительная записка к рабочей программе «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» в 9 классе
Рабочая программа по курсу «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» для 9 класса составлена на основе авторской программы по русскому языку С.И.Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация» - М. Дрофа , 2011.
Учебно-методический комплект отсутствует.
Основанием для разработки программы курса является Государственный стандарт общего образования по русскому языку, примерная образовательная программа, рекомендованная Министерством образования и науки РФ по русскому языку.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Изучение курса в 9 классе предусматривает ресурс учебного времени в объеме 34 ч.
Структура документа
Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:
пояснительную записку;
требования к уровню подготовки учащихся;
учебно-тематический план;
календарно-тематическое планирование;
перечень учебно-методического обеспечения.

    Актуальность  данного курса заключается в том, что современное гуманитарное образование в настоящее время признается приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем в целом. 
     Данный курс позволяет на практике осуществить один из основных принципов общего среднего образования – принцип гуманизации и более глубокого изучения родного языка.
      Преподавание   курса предусматривает внедрение современных педагогических технологий, содействующих эффективному развитию творческого потенциала обучающихся. При изучении курса  предусматривается  лекционно-семинарская система занятий, проектная деятельность, дискуссии. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентности у учащихся.
     Цель курса: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора обучающихся.
     Задачи курса: 
повторить сложные случаи орфографии, пунктуации и других разделов  русского языка (фонетики, лексики, морфологии, словообразования);  
сформировать навыки грамотного письма
обучить анализу текста и его интерпретации;
сформировать умение создавать связное высказывание, определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
привить навыки правки текстов.
На каждом занятии предусматривается  комплексный подход:
теоретическая часть (повторение правил, изучение сложных случаев правописания, определение этапов создания текста).
практическая часть (выполнение упражнений разных видов, помогающих сформировать языковую, лингвистическую  и коммуникативную компетентности, сформировать устойчивые навыки грамотного письма).Основные принципы отбора материала: научность,  доступность, системность, практическая направленность.
        Формы обучения: лекции, практикумы.
        Методы обучения: поисковый, метод анализа орфограмм, сложных случаев написания,  текстов.
Приёмы обучения: комментированное письмо, тестирование, рецензирование.
Планируемый результат
       В результате  обучения по данной программе обучающийся должен иметь представление:
о коммуникативной функции языка;
о литературном языке как основе художественной литературы;
о языковых нормах и их признаках.
знать:
смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, стили речи и их признаки;
особенности жанра рассуждения;
признаки текста и его функционально смысловые типы;
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка;
основные нормы речевого этикета.
уметь:
различать стили речи;
проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
вести спор, соблюдая правила речевого этикета;
определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности;
подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение, свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
осуществлять  речевой самоконтроль;
 находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами русского языка;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
Основное содержание курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Орфография (17 часов)
Основные вопросы письма и правописания
 Цели и задачи курса. Краткие сведения из истории русской графики и орфографии. Толкование понятий «орфограмма» и «варианты орфограммы». Разграничение понятий «письмо» и «правописание».
Сложные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. Соотношение между русской фонетикой и графикой. Особенности русской графики. Слоговой принцип русской графики. Ограниченность действия слогового принципа и отступления от слогового принципа русской графики. Основные орфографические правила. Варианты формулировок.
Выбор гласных после шипящих и «ц». Употребление букв «е» и «э» в различных позициях
Варианты формулировок правил правописания гласных после шипящих и «Ц».
Функции Ъ и Ь знаков
 Употребление Ь знака. Употребление Ъ знака. Обозначение мягкости на письме.
Сложные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. Понятие «орфографический принцип». Морфологический принцип русского правописания. Отступления от морфологического принципа правописания. Фонетические написания. Традиционные и дифференцирующие написания. Принцип морфолого-графических аналогий. Сложные случаи орфограмм из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу.
Употребление букв «е» («ё») и «о» после шипящих. Правописание одного и двух «н» в словах
Правописание о/е после шипящих в корне слова. Правописание о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях слов. Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных, в отглагольных прилагательных  и причастиях, в кратких прилагательных и причастиях, в суффиксах существительных.
Употребление и правописание частиц НЕ и НИ
 Различение частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ с глаголами, причастиями, деепричастиями.
Сложные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв
Сложносокращенные слова и аббревиатуры. Условные имена собственные. Прописные буквы в начале текста. Имена прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий.
Сложные вопросы орфографии, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием
Общие принципы слитных, дефисных и раздельных написаний. 
Слитное и раздельное написание НЕ. Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ
Слитное и раздельное написание НЕ с формами на «-мый». Правописание НЕ с глаголами, причастиями, деепричастиями. Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на О.
Слитое и дефисное написание сложных прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий
Основные правила слитого и дефисного написания сложных прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Сложные вопросы орфографии, связанные с правописанием служебных частей речи
Основные отличительные признаки самостоятельных частей речи и служебных. Характерные особенности служебных частей речи. Морфологический состав предлогов и морфологическая характеристика союзов.
Сложные вопросы орфографии, возникающие вследствие смешения самостоятельных и служебных частей речи
Смешение самостоятельных и служебных частей речи.
Семинарское занятие
Практическое занятие
Творческая работа
Синтаксис и пунктуация (17ч)
Пунктуация как  система правил расстановки знаков препинания
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.
Знаки препинания в конце предложения
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение её на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Потребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения
Система правил данного раздела пунктуации.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.
Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различие на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения ( контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.Обособление приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания при сравнительном обороте. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных  смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же).
Знаки препинания между частями сложного предложения
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте
Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски  оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста.  
Итоговая работа
Учебно-методическое обеспечение
Н.М.Шанский. Лингвистический анализ текста. Москва «Просвещение», 2002 год.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.,1981 год.
В.В.Маслов, В.А.Щепа. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Самара. Издания разных лет.
М.Ю.Дмитриева. Промежуточное тестирование. Издательство «Экзамен», 2011 год.
В.Н.Александров, О.А.Александрова. ЕГЭ, сочинение-рассуждение. Челябинск «Взгляд», 2007 год.
Г.Т.Егораева. ЕГЭ. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Издательство «Экзамен».Москва, 2012 год.
Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издания разных лет.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., Просвещение, 1982
Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М., «Высшая школа», 1987
Виноградов В.В. Русский язык. – М., «Высшая школа», 1986
Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование (для подготовительных отделений вузов). – М., «Высшая школа», 1986 
Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984
Валгина В.С. Трудности современной пунктуации. –М., 2000
В.В.Маслов, В. А. Щепа. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Самара, 2012 г.
Н. А. Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Легион, Ростов-на-Дону, 2012 г.
Г. Т. Егораева. ЕГЭ. Супертренинг. Издательство «Экзамен», Москва, 2013 г.
С. Ю. Иванова, Е. В. Еричева. Сдай ЕГЭ на все 100! Самара, 2013 г.
С. Ю. Иванова. Экзаменационные «ловушки». Самара, 2008 г.
Комплекты раздаточного материала.
Наборы текстов для практикумов и самостоятельных работ.
Проектор, интерактивная доска, ПК.
«Согласовано»
Зав.кафедрой
___________ О.А.Лагутина
Протокол №1, от 28.08. 2014г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______________Л.В.Тремасова