Урок технологии на тему Работа с природным материалом


Тема урока: Работа сприродным материалом.
Цель: учить составлять композицию из листьев и цветов.
Задачи:
1.Образовательные:
формирование приёмов созданиякомпозиции;
закрепление приёма наклеивания засушенных листьев и цветов на бумажную основу;
закрепить технику безопасности при работе с клеем ПВА и бумагой;
развивать устную речь при представлении композиции и ответах при беседе.
2. Развивающие
развитие умений создавать художественный образ;
развивать интерес у детей  к данному виду деятельности;
развивать пространственное воображение;
развивать творческие способности;
развивать умение самостоятельно работать по плану;
3. Воспитательные:
воспитывать самостоятельность;
способствовать воспитанию трудолюбия, уважения к своему труду;
воспитывать любовь к классической музыке и времени года – осени.
Оборудование:
У учителя: засушенные листья различной формы, окраски и размера; листы бумаги разного цвета примерно 20х30 см; на классной деске образцы композиций из засушенных листьев; клей ПВА;  на доске –рамочка– стенд для выставки изделий, диск с музыкой (Вивальди «Осень»).
У учащихся: засушенные листья деревьев,лепест травы в больших плоских коробках; различные цветы ; подкладная клеёнка; цветная бумага; рамочки, изготовленные на предыдущем уроке; кисточка в подставке; клей ПВА.
Оформление доски
Инструменты и материалы:
Листья;
Семена;
Чешуйки шишек;
Газеты;
Цветная бумага;
Тряпочка:
Клей ПВА;
Кисточка.
Вивальди «Осень»
«Превращение листьев»
                               План:
Подбор листьев, создание композиции.
Подбор листа цветной бумаги.
Приклеивание листьев.
Фотографии
Образцы-аналоги (те, что в учебнике)
Поэтапный показ 
КОНСТРУИРОВАНИЕ
КОМПОЗИЦИИ ИЗ ЗАСУШЕННЫХ ЛИСТЬЕВ
Этапы урока Содержание урока Примечания
I. Орг. момент -Ребята, добрый день! Сейчас у нас урок технологии. А чем мы сегодня займемся, вы узнаете .Учитель проверяет наличие папок с инструментами и материалами.
II. Вступительная беседа Звучит негромкая музыка(Вивальди «Осень»).
Выходят дети с цветами из бумаги(одуванчик, колокольчик, ромашка).
- Мы - цветы, и наша доля-
Расти цвести в открытом поле.
- Мы из цветов составляем букеты,
Подбирая цветок за цветком.
- И душистое, свежее лето
Вместе снами приходит в наш дом.
- Вы гордитесь красою наряда
Светом солнечных дней залитых.
- Наши гости из школьного сада,
Наших парков, полей цветы.
- Прозвучала красивая мелодия- Вивальди «Осень». Это мелодия полёта и фантазии, стихи о цветах создают настроение, которое необходимо на нашем уроке. –На доске все работы из природного материала: сосновые и еловые шишки, соломка, сухие листья и цветы, соленое тесто. Ребята, вам нравятся эти работы? Вы любите работать с природным материалом?
-На доске плакат «Растение - Земли украшение». Это девиз нашего урока. Сегодня мы продолжаем работать с природным материалом.
Это новый вид аппликации из сухих листьев, растений и цветов - флористика. ( На доске слово - ФЛОРИСТИКА.) Это конструирование из растений, засушенных под прессом.
Любое помещение преображается, когда в нём появляются цветы. Есть цветы комнатные, а есть красивые виды из сухих листьев и цветов. Это композиции. (На доске - КОМПОЗИЦИЯ). Слово новое, обозначает гармоничное распределение всего, что используется в работе. Появилось ещё одно новое слово – гармония.( На доске - ГАРМОНИЯ). Это связь, стройность элементов, звуков. Эти новые слова помогут нам сегодня на уроке.
-Мы будем создавать картины из листьев, травы, цветов.
Беседа.  Постановка цели урока .Выступление детей.
Учитель сопровождает беседу показом новых слов, комментирует значение каждого нового слова.
III. Анализ образца.
IV.Работа по теме урока.
1. Работа с растениями.
ФИЗМИНУТКА
2. Составление плана работы.
3. Упражнение - тренировка
составления композиций.
4.Практическая работа.
V.Подведение итогов.
На доске образцы композиций. Посмотрите внимательно, как подобраны листья, растения в каждой работе. Какие листья взяты, какая трава, как уложены лепестки.
-Как сочетаются листья полыни и жёлтые листья абрикоса, трава пырея ползучего и цветы анютиных глазок, лепестки роз и веточки цинерарии. В этом и заключается гармоничное распределение всего, что используется в работе.
- Найдите эти листья, травы и цветы у вас на партах.
- Листья каких растений не назвали? Что вы о них знаете?
- 1.Это лист подорожника - лекарственного растения. Он применяется при лечении ран. Нужно промыть рану и наложить лист подорожника.
-2.Это лист тысячелистник- лекарственное растение. Применяется для лечения ран, для приготовления отвара, которым надо полоскать горло при ангине, голову для укрепления волос.
- 3. Растения собирают в поле, в саду, в лесу, далеко от железной дороги и от автомобильной.
-Как правильно собирать растения?
- 4.Надо аккуратно отрывать листья, не повреждая корня, не ломая стебля. Складывать всё в коробочку, Дома или в школе разложить листья между листами газеты, прикрыть листом фанеры положить пресс.
-А я дома самые нежные растения проглаживала утюгом в течение недели.
-Мы подошли к моменту, когда надо подумать о плане работы, проявить свою фантазию.
План работы.
Выбор фона.
Выбор растений.
3. Составление композиций.
- В композиции растения расположены в определённом порядке. Надо воспользоваться правилом аппликации: начинать с нижнего листа. Если вы хотите расположить композицию по диагонали, начинайте с угла.
-Давайте на доске попробуем для каждой композиции подобрать и листья, и фон. На партах пробуем брать листы разного цвета бумаги и укладываем растения
-К светлому фону – тёмные растения, к тёмному- яркие, светлые.
-Мне нравится чёрный фон. На нём получается чёткое изображение.., какое-то загадочное.
( Дети объясняют свой выбор, предлагают варианты.)
_- На партах у вас есть всё необходимое для работы. Начинайте работать и не волнуйтесь, что не получилось восстановить композицию, которая была. У вас получится ещё лучше, поверьте мне.
-Теперь приклеиваем растения, начиная с нижнего плана.
С клеем работаем аккуратно. Используем кисточку для клея. Клей наносим не слишком много, лишний клей промокаем салфеткой.
План работы на доске.
1.Выбор фона.
2.Выбор растений.
3.Составление композиции.
4.Работа с клеем.
5. Оформление работы.
- А сейчас, ребята, после моего показа и составления совместного плана  вы выполните композицию самостоятельно. За помощью и подсказкой вы можете обращаться ко мне. Когда вы сложите композицию на листе, то сразу ничего не приклеивайте. Я  сначала пройду и посмотрю все работы.
- Все справились с первой частью работы, превращения получились очень интересные. Теперь приступайте ко второй части работы.
- Пока вы конструируете композицию, можете подумать, как вы представите её: придумать название композиции.
Самостоятельная работа.
Индивидуальная помощь.
Оформление работ. (Надо приклеить работы в рамочки.)
-Выставка готовых композиций на доске.
-Подведение итогов.
- Заканчиваем работу. Убираем с парты мусор, материалы и инструменты убираем в папку.
- Молодцы! Все аккуратно убрали свои рабочие места.
- Посмотрим, насколько удачно мы сегодня поработали «флористами». Какие из представленных здесь работ кажутся вам наиболее интересными? Почему? Кто смог наиболее точно и оригинально сделать свою композицию? У кого работа получилась очень хорошо, кто выполнил все требования к работе. Посмотрите, кому мы сможем поставить «5»? «4»? «3»? Почему? 
- Какой этап работы показался сложным? Какими знаниями, умениями овладели? Для чего нужны нам эти знания, умения? Где они могут пригодиться? Где можно использовать этот приём работы?
- Давайте оценим свою деятельность: такими словами «Я был (а)…» . Например, активен в работе, помогал другим.
- Чему же мы сегодня научились?
- Верно, находить в обычном необычное. Ещё хочу добавить, что вы стали аккуратнее работать: ни один хрупкий листочек у вас сегодня не сломался и не порвался. Для флориста это особенно важно. 
- Что вы расскажете родителям о сегодняшнем уроке труда?
- Урок окончен. Все молодцы.
Учитель по ходу чтения предлагает рассмотреть образцы на доске; обращает внимание детей на то, как удачно угадан образ каждого листика в композициях
Дети рассказывают о лекарственных растениях.
Учитель по очереди показывает детям один - два листика в разных положениях, прикладывая к листу бумаги. Три – четыре ученика предлагают образы, остальные оценивают их точность, оригинальность, аргументированность.
  
Учитель показывает композиции и задаёт подробные вопросы, направленные на анализ образца, материалы и инструменты, которые понадобятся при конструировании.
Показ изготовления композиции учителем у доски поэтапно.  Дети следят за действиями учителя. Дети вместе с учителем составляют план. Учитель вывешивает карточки с пунктами плана.
Проверка учителем готовности детей. Дети выполняют работу, опираясь на план, учитель в это время ходит по рядам и подсказывает, направляет детей.  Во время работы звучит музыка – Вивальди «Осень».
Дети создают композицию, а учитель проходит по классу и по необходимости оказывает индивидуальную помощь.
Дети убирают свои рабочие места, учитель строго следит за этим.
У доски учитель и дети организуют выставку.
Дети представляют свои работы. Учитель с детьми выставляет оценки.
Литература: Л.Солод. «Искусство составлять цветочные картины» Москва ЭКСМО 2008
Г.И.Перевертень. «Волшебная флористика» ООО «Издательство АСТ» 2004