Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе с использованием средств ИКТ. «Общество»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей № 128
г.Екатеринбург
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Бондарь Елена Николаевна
Класс: 4 «Е»
Учебный предмет: окружающий мир, 4 класс. Образовательная система «Школа 2100»
Тема урока: «Что такое общество?»
Цели урока по линиям развития личности ученика.
ЛИНИЯ 1. Овладение картиной мира: объяснять, какие интересы объединяют
тебя с людьми твоего общества.
ЛИНИЯ 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру:
учиться предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.
Проверить усвоение учащимися основных понятий по теме «Человек и его внутренний мир».
Довести до сознания ребят мысль о том, что общество основано на взаимосвязи интересов, взаимозависимости людей.
Объяснить, что такое конфликт людей, истоки и способы выхода из конфликтных ситуаций.
Тип урока: урок введения нового знания
Форма работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная
Материально – технические средства:
компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска «SMART»,
мультимедийная презентация «Что такое общество?» с иллюстративным материалом, система голосования VOTUM.
Характеристика этапов урока
№ слайда Описание слайда Преимущество использования SMART - доски
Слайд № 1

Lesson Activity Toolkit
Титульный слайд
Общая информация о материале.
Информация об авторе
Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный.
Проверка готовности к уроку и положительный настрой
- Мы приходим в школу, на урок, чтобы совершать «открытие»
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать. Осуществляют самооценку готовности к уроку
№ слайда Описание слайда Преимущество использования SMART - доски
Слайд № 2

Интерактивные средства (ИС) Smart Board 10 Коллекция LAT 2.0 "Timeline reveal" (Временная линия)
На шкале 8 чисел, при нажатии на число отображается понятие, которое надо сформулировать. Активизация внимания.
Экономия времени.
Самоконтроль при прочтении правильного ответа
Деятельность учителя Деятельность учеников
Актуализация знаний.
-Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому, начнём мы с повторения. Перед тем, как приступить к работе вспомним, какие правила мы должны соблюдать на уроке? (Учитель выслушивает ответы детей) Ребята выбирают любое число от 1 до 8. Читают название понятия, дают устный ответ, формулируя определение. Приводят примеры.
№ слайда Описание слайда Преимущество использования SMART - доски
Слайд № 3

Интерактивные средства (ИС) Smart Board 10 Коллекция LAT 2.0
"Vortex sort" (Водоворот для сортировки)
Если слово выбрано правильно, оно тонет, если не правильно – выпрыгивает обратно
Деятельность учителя Деятельность учеников
Актуализация знаний.
Эмоции и чувства.
- Каким образом люди могут узнать, что происходит во внутреннем мире другого человека, если он сам не рассказывает о своих переживаниях. Распределить процессы переживаний по степени продолжительности на две группы (эмоции и чувства).
Когда все понятия распределены, на слайде можно увидеть правильность выполнения задания.
№ слайда Описание слайда Преимущество использования SMART - доски
Слайд № 4

Lesson Activity Toolkit
Карта России. По всей территории страны полукругом расставлены условные фигурки человечков, которые держатся за руки.
Визуализация.
Активизация внимания. Развитие образного мышления. Усиление восприятия.
Деятельность учителя Деятельность учеников
Постановка проблемы.
- Что за люди изображены на этой картинке?
- Вспомните из курса «Мое Отечество», как можно назвать всех жителей одной страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история и культура?
На слайде открывается запись: «Общество - так можно назвать всех жителей одной страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история и культура».
- Жители одной страны.
- Общество.
Проводят рукой над картой, а потом стирают ластиком – появляется определение, записывают его в тетрадь.
№ слайда Описание слайда Преимущество использования SMART - доски
Слайд № 5

Lesson Activity Toolkit
На одной половине слайда фотография людей, которые несут плакаты с призывами защищать природу, вступать в общество охраны природы. Эмблема ООП.
Вторая половина затемнена. На ней общество автомобилистов. Деятельность учителя Деятельность учеников
- Как вы думаете, можно ли утверждать, что все жители страны состоят в «Обществе охраны природы»?
На доске под плакатом появляется запись: «Общество может включать не всех жителей одной страны».
- Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?
- Какой возникает вопрос? - Нет, плакат только призывает к этому, значит, только часть жителей состоит в «Обществе охраны природы»..- Общество - это все жители страны, но и в то же время -не все.
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: «Что такое общество?»
№ слайда Описание слайда Преимущество использования SMART - доски
Слайд № 6

Интерактивные средства (ИС) Smart Board 10 Коллекция LAT 2.0
Зеркальное отображение. С одной стороны пишут версию (общество – это…), а зеркальное отображение – ключевая фраза, которую ищут в учебнике.
Деятельность учителя Деятельность учеников
Версии детей, актуализация знаний.
Рассмотреть рисунки на с. 28 и ответить на вопросы:- Что объединяет людей на первом рисунке? - Их можно назвать «спортивное общество команды ЦСКА»?
- Что объединяет людей на втором рисунке? - Их можно назвать «спортивное общество команды "Спартак"»?
- Что вы видите на третьем рисунке?
- Что их объединяет?
- Они являются представителями российского общества?
Так что же объединяет людей в общество? Почему мы можем назвать различные объединения людей «обществом»?
Версии записать на слайде.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания) 1. Что такое общество?
Чтение фрагмента текста «Что объединяет людей в обществе.
Таким образом, некоторые версии подтвердятся, недостающую информацию можно дописать рядом. - Им нравится команда ЦСКА.
- Да.
- Им нравится команда «Спартак команды – - Да.
- Те же люди, которые болели за разные команды, вместе болеют за сборную России.
- То, что они жители одной страны, болеют за свою команду - российскую.
-Да.
Ученики высказывают свои мнения.
- обществом можно назвать людей, которые вместе что-то делают;
- обществом можно назвать людей, которым вместе интересно;
- общество объединяет людей, которым есть о чем пообщаться, и т.дПоиск решения проблемы (открытие нового знания) 1. Что такое общество?
Текст читают по цепочке вслух.
Как только прозвучит фраза из текста, подтверждающая одну из версий, дети передвигают вниз полоску с этой версией
№ слайда Описание слайда Преимущество использования SMART - доски
Слайд № 7

Ответ на основной вопрос урока. Чтобы его увидеть, надо воспользоваться ластиком. Деятельность учителя Деятельность учеников
- Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
После чтения фрагмента ученики вместе с учителем приходят к выводу, что все группы людей, у которых есть общие интересы, можно назвать обществом.
После чтения фрагмента ученики вместе с учителем приходят к выводу, что все группы людей, у которых есть общие интересы, можно назвать обществом.
№ слайда Описание слайда Преимущество использования SMART - доски
Слайд № 8

Lesson Activity Toolkit
На слайде с помощью знаков изображены общества: человечество, семья, россияне, общество охраны природы. Активизация внимания. Перетаскивание слов.
Развитие образного мышления.
Повышение познавательной активности.
Деятельность учителя Деятельность учеников
Задание на применение знаний.
- Определите, какие общие интересы прежде всего объединяют людей на плакатах.
«Человечество»
Спортивное общество «Динамо»
Общество охраны природы.
Россияне
Применение нового знания. - Сохранение памятников мировой культуры; защита, границ своего государства; сохранение редких видов птиц, животных; восстановление чистоты рек и озер; сохранение мира на планете; развитие отечественной науки, медицины, образования, культуры; строительство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различных спортивных соревнованиях.
- Строительство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различных спортивных соревнованиях.
- сохранение редких видов птиц, животных; восстановление чистоты рек и озер
- защита границ своего государства; развитие отечественной науки, медицины, образования, культуры и т.дВыдвигая из-за слайда ярлычок, на котором написано название общества, надо его соотнести с картинкой и поместить под ней.
№ слайда Описание слайда Преимущество использования SMART - доски
Слайд № 9

Интерактивные средства (ИС) Smart Board 10 Коллекция LAT 2.0
Найди пару.
Логическая игра "Найди пару". Необходимо найти пару каждой картинке, последовательно открывая их щелчком мыши.
Логическая игра "Найди пару" способствует развитию внимания и памяти.
Деятельность учителя Деятельность учеников
Проверка готовности к уроку и положительный настрой
- Мы приходим в школу, на урок, чтобы совершать «открытие»
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать. Необходимо найти пару эмблеме – картинку, на которой изображено соответствующее общество.
№ слайда Описание слайда Преимущество использования SMART - доски
Слайд № 10

Деятельность учителя Деятельность учеников
Кликнув на стрелку, можно включить музыкальный ролик, под который дети могут свободно подвигаться или даже потанцевать вместе с героем ролика. Кликнув на стрелку, можно включить музыкальный ролик, под который дети могут свободно подвигаться или даже потанцевать вместе с героем ролика.
№ слайда Описание слайда Преимущество использования SMART - доски
Слайд № 11

Интерактивные средства (ИС) Smart Board 10 Коллекция LAT 2.0
Половина слайда затемнена (первобытное общество). Когда идет работа в группах, то с помощью фейерверка регламентируется время. Активизация внимания.
Экономия времени. Развитие образного мышления. Атмосфера творческого поиска. Усиление восприятия. Возможность импровизировать ( есть два способа проверки, они описаны в действиях учеников)
Деятельность учителя Деятельность учеников
Конфликты.
Представьте, что вы с друзьями оказались на планете, где активно развиваются два общества. Все больше и больше жителей планеты присоединяются или к одному, или к другому. Какие же интересы объединяют людей в этих обществах?
На слайде плакат «Технику - на службу человечеству!», на котором изображены машины, самолеты, компьютеры, электронные животные.
Программа Reallusion CrazyTalk. Мотогонщик заявляет: «Человечество должно приложить все усилия к тому, чтобы наша планета была заполнена всякой техникой! Только электронные домашние питомцы вместо ненужных собак, кошек, птиц. Только компьютеры вместо друзей, строгих родителей и капризных детей!»
Открывается вторая половина слайда. Другой плакат: «Мы - за мир без машин!», на котором изображены улыбающиеся первобытные люди в шкурах, с дубинами, на фоне пещеры или шалаша.
Программа Reallusion CrazyTalk. Девочка говорит: «Мы считаем, что наш мир должен отказаться от всякой техники! Мы должны вернуться к простому образу жизни, предназначенному нам природой: не выращивать плоды и животных, а пользоваться только тем, что дает нам планета, не строить дома, а жить в естественных пещерах. Люди, давайте жить только тем, что дает нам природа и не будем стараться ее изменить!»
- Как вы думаете, сумеют ли два таких общества мирно существовать на одной планете?
- Такое столкновение, спор между людьми называется «конфликт». Вы можете спасти людей этой планеты. Дайте им совет, как жить дальше.
- Нет, у этих обществ слишком разные интересы, столкновение между ними неизбежно.
Ученики совещаются в парах или группах и предлагают различные способы выхода из конфликта. Остальные ученики должны оценить, насколько тот или иной способ правильный, поможет ли он разрешить конфликт.
№ слайда Описание слайда Преимущество использования SMART - доски
Слайд № 12

Деятельность учителя Деятельность учеников
Проверка готовности к уроку и положительный настрой
- Мы приходим в школу, на урок, чтобы совершать «открытие»
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Осуществляют самооценку готовности к уроку