Рабочая программа Секреты орфографии и пунктуации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
Г.МОЗДОКА МОЗДОКСКОГО РАЙОНА РСО-АЛАНИЯ


Рассмотрено на заседании «Утверждаю»
МО сош №7 директор МБОУ СОШ
Протокол №________
«_____»__________2014 г. «____»_________2014 г.

____________________ ___________________




ПРОГРАММА

СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ

Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов в рамках подготовки к ОГЭ

(17 часов)





Автор программы:
учитель русского языка и литературы Мурадян Н.З.












г.Моздок




Аннотация.

Программа элективного курса подготовки «Секреты орфографии и пунктуации» предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений.
Курс ориентирован на всех учащихся, желающих повысить уровень орфографической и пунктуационной грамотности, независимо от того, какой профиль образования будет ими выбран в 10-11 классах.
Элективный курс «Секреты орфографии и пунктуации» поможет ликвидировать имеющиеся пробелы в подготовке учащихся, сформировать и закрепить навыки правописания тех орфограмм и пунктограмм, которые по той или иной причине оказались усвоенными недостаточно.
На занятиях проводится систематизация орфографических знаний учащихся. Многие правила даются в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем, опорных блоков карточек.
Предлагаемый курс поможет в подготовке к письменному экзамену по русскому языку в форме изложения с творческим заданием или в формате ОГЭ.

Пояснительная записка

Элективный курс «Секреты орфографии и пунктуации », предназначенный для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса, расширяет, углубляет и обобщает содержание базового курса русского языка в 5-9 классах. Основной целью элективного курса является повышение правописной грамотности учащихся, развитие культуры письма.
Выбор орфографии и пунктограмм в качестве предмета изучения не случаен. Практика работы в 8-9 классах показывает, что учащиеся, знакомясь с новыми синтаксическими и пунктуационными темами, недостаточное внимание уделяют орфографическим нормам, многие орфограммы, изученные в 5-7 классах, забываются. Уроки повторения орфографии не всегда могут восполнить этот пробел. Учащимся 9 класса особенно необходимы навыки орфографической грамотности, в связи с окончанием курса основной школы и сдачей письменного экзамена по русскому языку.
Элективный курс позволяет, с одной стороны, осуществить целостный, системный подход к повторению и обобщению орфографических тем, большая часть которых объединяется в своеобразные блоки (многие правила в таких блоках целесообразно представить в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем), с другой – внести в этот процесс элементы занимательности, углубить и расширить интерес учащихся к изучению русского языка. С этой целью предлагается использовать этимологический словарь, привлечь материал из научно-популярных книг и пособий И.Анненковой, Г.В.Цветковой, О.М.Александровой,В.И.Капинос,Н.Ю.Кадашниковой,Н.Н.Соловьёвой и др.

Предметным результатом могут быть:

орфографический и пунктуационный диктант;
тест по орфографии и пунктуации
работа юного корректора (исправление орфографических ошибок);
реферат «Почему так пишутся?» с привлечением материалов научно-популярной лингвистической литературы и этимологического словаря.





УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Тема 1. Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.
Морфемика и морфология как ключи к орфографической грамотности. Разбор по составу. Части речи.

Тема 2. Орфограммы в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.

Тема 3. Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.
Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.

Тема 4. Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.
Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё
после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.

Тема 5. Н и НН в разных частях речи.
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О(-Е).

Тема 6. Правописание НЕ с разными частями речи.
Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями, существительными, прилагательными и наречиями на –О(-Е). Слитное написание приставки НЕДО- со словами.

Тема 7. Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.
Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.

Тема 8. Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.
Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

Тема 9. Знаки препинания в ССП

Тема 10. Знаки препинания в СПП

Тема 11. Знаки препинания в БСП

Тема 12. Знаки препинания при обособленных членах предложения.

Тема 13. Вида и связи слов в словосочетаниях.

Тема14.Знаки препинания при словах, не являющимися членами предложения.

В конце занятий проводится практикум-зачет в форме диктанта, теста или в виде задания юному корректору по исправлению орфографических и пунктуационных ошибок



Учебно-тематический план
программы элективного курса предпрофильной
подготовки для учащихся 9-ых классов
«Секреты орфографии и пунктуации»
№№

Содержание разделов и тем
Количество
часов
Виды деятельности
учащихся

1.
Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.

1
Морфемный разбор; классификационно-обобщающая работа.

2.
Орфограммы в корне слова.

1
Орфографический разбор; диктант «Проверяю себя».

3.
Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.
1
Анализ правописания дан-
ных слов; орфографический разбор.

4.
Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.

1
Выборочное письмо; под-
бор примеров на данное правило.

5.
Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.
1
Выборочный диктант; орфографический разбор.

6.
Н и НН в разных частях речи.

1
Подбор примеров на данное правило.

7.
Правописание НЕ с разными частями речи.

1
Диктант «Проверяю себя»; анализ правописания данных слов.

8.
Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.

1
Объяснительный словарный диктант; классификационно-
обобщающая работа.

9.
Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.
1
Орфографический анализ
текста.

10.
Знаки препинания в сложносочинённых предложениях
2
Пунктуационный анализ предложений

11.
Словосочетания. Виды словосочетаний и связи слов в словосочетаниях
1
Анализ словосочетаний

12.
Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях
2
Пунктуационный анализ предложений

13.
Знаки препинания в БСП
1
Пунктуационный анализ предложений

14.
Знаки предложения при обращениях, вводных словах, вводных конструкциях
1
Пунктуационный анализ предложений

15.
Зачетная работа.

1
Орфографический и пунктуационный диктант, тест или исправление орфографических пунктуационных ошибок в данном тексте.


Итого:
17











ЛИТЕРАТУРА


1..Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.

2.Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. – СПб, 2000.

3.Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,2004.

4.Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.

5.Соловьёва Н.Н. 1500 вопросов и ответов по русскому языку- М.ООО «Фирма « Издательство АСТ»,1998.

6.Кадашникова Н.Ю. Русский язык 7 класс: тесты, проверочные задания и контрольные работы; Из-во «Учитель» 2007 г., Волгоград

7.Капинос В.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 класс. Из-во «Интеллект-Центр»,Москва,2008 г.

8.Александрова О.М. Русский язык «Материалы для подготовки к экзамена по русскому языку за курс основной школы». 9 класс. ООО «Дрофа»,2007 г. Цветкова Г.В. «Русский язык 7-8 классы. Система контрольных и тестовых заданий на основе единого текста., Издателство «Учитель»,Волгоград,2010 г.

9.Анненкова И. «Знаки препинания? Это просто!» Издательский Дом «Литера»,2005 г.

10. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.

11.Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.

12. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.

13.Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.

14. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии
и пунктуации. – СПб, 2003.

15. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы. – М., 1982.

16. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие
для учителя. – М., 1971.
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315