Самоанализ профессиональной деятельности заместителя директора по воспитательной работе.

Самоанализ профессиональной деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе Леонтьевой Татьяны Евгеньевны

«Два человеческих изобретения самые сложные:
искусство управлять и искусство воспитывать».
Иммануил Кант

Заместителем директора по воспитательной работе работаю с 1989 года, т.е. с тех пор, как эта должность появилась в нашей школе. Многое изменилось за это время в стране, не обошли перемены и школу. Начинала работать с комсомольцами, пионерами, октябрятами, в период перестройки, пришлось коренным образом перестраивать свою деятельность, искать новые формы работы с учениками. Оставалась неизменной лишь любовь к детям, стремление помочь им стать настоящими людьми с добрым и отзывчивым сердцем, активными гражданами страны, патриотами своей Родины.
Параллельно с праздниками, экскурсиями, встречами, строилась система воспитательной работы в школе.
В настоящее время она не является чем-то застывшим, продолжает развиваться. Идет интеграция учебной и воспитательной, в том числе и внеурочной деятельности. Школьный коллектив выступает как единое целое, формируется «чувство школы». Усиливается внимание ученического коллектива к личности. Становится все более интенсивным процесс педагогического воздействия на ученическую среду. Система накапливает и передает по наследству традиции, то есть обеспечивается преемственность. Среди педагогов развивается педагогическое творчество, интерес к инновациям.
Нашу школьную воспитательную систему можно отнести к традиционному типу, так как основными факторами ее развития являются давно сложившиеся традиции, передаваемые из поколения в поколение.
Ее можно отнести к гуманистическому типу, так как высшим смыслом и главной целью этой воспитательной системы является Человек, развивающаяся личность. Ребенок становится целью, субъектом, объектом и критерием системы.
В нашей школе мы используем наиболее встречающийся вариант воспитания большими дозами - годовой цикл школьных ключевых дел, проводимых по методике коллективной творческой деятельности. В школьной воспитательной практике давно утвердилась аббревиатура КТД. Данная методика предполагает широкое участие всего школьного населения в выборе, разработке, проведении и анализе главных дел года. В результате такого подхода эти ключевые дела становятся для всех желанными, понятными, личностно значимыми.
Так выстроенная воспитательная система на основе адаптированных и интегрированных педтехнологий В.С.Сухомлинского, В.А.Караковского, Н.Е.Щурковой помогают нам достигать неплохих результатов в воспитательной работе.
Целью воспитательной работы Озёрной основной школы является: «Воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной, трудовой деятельности и нравственному поведению».
Для достижения этой цели, педагогический коллектив ставит перед собой следующие приоритетные воспитательные задачи:
содействовать формированию благоприятного эмоционально-психологического и нравственного климата в школьном коллективе;
апробировать новые формы внеклассной работы в жизнедеятельности школьного сообщества;
формировать активную жизненную позицию, осуществлять личностное развитие школьников в процессе игрового взаимодействия;
совершенствовать условия для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров;
воспитывать чувство гражданственности и приобщения к духовным ценностям своего Отечества.

«Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека,
но он не может им стать в изоляции:
ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми».
Анри Пьерон
В школе отработана модель школьного ученического самоуправления. Детскую организацию «Страна мальчишек и девчонок» возглавляет Президентский совет, состоящий из представителей 7-9 классов. Он осуществляет календарное планирование и подготовку КТД.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
По такой же схеме складывается классное самоуправление.
Президентский совет организует работу детской организации «Родник» (5-8 классы) и детской организации «Светлячки» (2-4 классы).
Ребята сами планируют, проводят мероприятия, анализируют их после проведения.
Традиционными стали праздники:
Осенний капустник.
День самоуправления.
Подготовка новогодних спектаклей.
День Святого Валентина.
Посвящение в первоклассники.
Парад Светлячков и др.
Любимыми мероприятиями учащиеся называют те, где они рядом с педагогами: «День самоуправления», «Вечер встречи с выпускниками», «День учителя» и др.
Детское самоуправление – не цель, а средство воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом, которая является динамической системой, т.е. у самоуправления есть свое прошлое, настоящее и будущее.
Школа тесно работает с ОДН ОП №1 УМВД России по го Саранск по вопросам профилактики правонарушений среди подростков и с социально-опасными семьями. Имеется совместный план работы школы и ОДН. Проводятся профилактические беседы с детьми и родителями, совместные рейды в семьи.
Регулярно проводит работу школьный Совет по профилактике правонарушений. Для родителей организован родительский всеобуч. На классных и общешкольных родительских собраниях проводятся беседы, лекции, направленные на повышение их педагогических знаний, знакомим их с законами, в которых обговаривается ответственность родителей за воспитание детей.
Стал традиционным месячник «Правового воспитания», включающий различные формы воспитательного воздействия на подрастающее поколение.
Результаты этой деятельности ощутимы: в течение последних трех лет остается незначительным число подростков, состоящих на профилактическом учете в школе и в ПДН.

Учебный год

2013-2014
2014-2015
2015-2016

Кол-во учащихся, состоящих на учете
1/1
2/2
1/1

В школе редки случаи пропусков занятий по неуважительным причинам.
Одним из показателей успешности воспитательной работы являются достижения наших учеников на муниципальном уровне.

Учебный год
Достижения обучающихся на муниципальном уровне


2013-2014 уч.г.
1) I место по городу заняла школа в сборе макулатуры.
2) II место в конкурсе рисунков в рамках акции «Сохраним мордовские леса» ученица 7 класса Курышева Елизавета.
3)III место в конкурсе рисунков по теме воссоединения Крыма и России ученица 7 класса Курышева Елизавета.
4)III место в городском конкурсе сочинений «Птичий дом», руководитель Беспалова Л.Ф
5) I место в номинации «фото» городского конкурса «Птичий дом»
6) I место Лащ Софья, ученица 2 класса, III место Бояркин Денис, ученик 2 класса в номинации «панно» городского конкурса «Дары земли мордовской».
7) несколько призеров принес конкурс творческих работ «Мой край - Мордовия моя».
8) II место в первенстве Октябрьского района по мини-футболу

2014-2015 уч.г.
1) I место по городу заняла школа в сборе макулатуры.
2) III место среди сельских школ в смотре художественной самодеятельности.
3) III место заняла Лащ Софья, ученица 3 класса, в городском конкурсе «Дары земли мордовской».
4) I место заняла Курышева Елизавета, ученица 8 класса в конкурсе рисунков в акции «Сохраним мордовские леса»
5) II место заняла Говрякова Ирина в конкурсе рисунков в акции «Сохраним мордовские леса»
6) Костяйкина Яна, ученица 7 класса, призер конкурса юных чтецов «Живая классика»
7) Жирнов Влад и Лапин Влад, ученики 7 класса, II место в Республиканской творческой олимпиаде «Искусство слова».
8)II место заняла ученица 5 класса Ботайкина Екатерина в конкурсе чтецов «Великой Победе посвящается»
9) Победителем в конкурсе чтецов «Великой Победе посвящается» стала ученица 4 класса Атяшкина Дарья.
10) I место в городском конкурсе «Победы славные сыны» заняла ученица 7 класса Грачева Анастасия
11) III место в городском конкурсе «Победы славные сыны» заняла ученица 7 класса Наумкина Алина
12) I место в городском конкурсе «Победы славные сыны» занял ученик 5 класса Киушкин Артем.
13) III место в районном конкурсе патриотической песни «Великой Победе посвящается» заняла Журкина Виктория
14) Призером конкурса в конкурсе рисунков «Инспектор ПДН глазами детей» стал ученик 1 класса Бояркин Ярослав.

2015-2016 уч.г.
1) Школа стала призером в сборе макулатуры «Сохраним леса Мордовии».
2) Победитель конкурса рисунков в рамках акции «Сохраним мордовские леса» ученица 9 класса Курышева Елизавета.
3) Призером в конкурсе плакатов в рамках акции «Сохраним мордовские леса» стал ученик 2 класса Родин Вадим
4) I место в номинации «панно» в XII международном конкурсе «Талантливые дети» заняла ученица 4 класса Лащ Софья
5) Призером городского этапа V Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» стала ученица 8 класса Костяйкина Яна
6) Призером муниципального этапа конкурса на знание государственной символики РФ И РМ в номинации «Литературное творчество» стала ученица 8 класса Костяйкина Яна
7) III место в республиканском конкурсе «Цвети мой край, Мордовия моя» в рамках празднования «Всероссийского Дня мордовских языков» в номинации «Стихотворения и сочинения о родном крае» заняла ученица 5 класса Атяшкина Дарья
8) Победителем городского конкурса чтецов на мордовском языке «Любовью к Родине дыша» стала ученица 2 класса Новикова Полина
9) III место во Всероссийском фестивале-конкурсе детского и молодежного творчества «Фольклорная мозаика» в номинации «Народное пение» заняла ученица 8 класса Костяйкина Яна
10) II место в Республиканском этноконкурсе исследовательских проектных и творческих работ учащихся «Панжема» заняла ученица 8 класса Костяйкина Яна.
11) II место занял школьный хор среди сельских хоров на городской площадке смотра-конкурса «Территория творчества»
12) III место у хореографического коллектива на городской площадке смотра-конкурса «Территория творчества»


«Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего люди.
Из них на первом месте родители и педагоги».
А.С.Макаренко
В школе существует отлаженная система взаимодействия с семьей. Педагогический коллектив постоянно ведет работу по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье. В основу работы были положены принципы:
- сотрудничество родителей и педколлектива школы;
- ответственность родителей и коллектива школы за результаты воспитания детей;
- взаимного доверия.
Наша школа накопила достаточно богатый опыт взаимодействия с семьями: это и занятия, проводимые родителями для детей, совместные выступления учащихся с родителями на школьных праздниках, выставки поделок, родительские собрания, педагогические консультации. Традиционным стал праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». Педагогический коллектив постоянно пополняет копилку новыми формами работы с родителями. Родительский комитет, Управляющий Совет школы, куда входят самые активные родители, помогают решать проблемы, касающиеся жизни школы. Не поступало жалоб от родителей на педагогический коллектив школы. Наоборот, мы стараемся совместно строить работу на благо детей.
Важное место в воспитательной работе занимает пропаганда здорового образа жизни, охрана здоровья школьников. Методическая работа с учителями по проблемам здоровьесберегающих образовательных технологий, осуществляется вместе с постоянным медицинским контролем и профилактикой, организуются занятия с учащимися всех классов по проблемам культуры здоровья. Учителя начальной школы проводят утреннюю зарядку перед уроками.
Вопросы сохранения здоровья учащихся являются предметом пристального внимания всего коллектива школы – предметом обсуждения на педагогических советах, родительских собраниях. Годовой план обязательно включает проведение дней здоровья, участие в городских спортивных соревнованиях.
Сегодня школа живёт удивительно многообразной, творческой жизнью, благодаря тому, что воспитательная работа строится по следующим направлениям:
Познавательное.
Экологическое.
Художественно-эстетическое.
Нравственно-патриотическое.
Правовое.
Спортивно-оздоровительное.
Трудовое.
Патриотическое воспитание остается одним из приоритетных в воспитательной работе школы, ведь именно это направление способствует привитию учащимся социально значимых ценностей (долг, честь, гражданская позиция).
Формирование патриотического мировоззрения особенно естественно идет на встречах с ветеранами Великой Отечественной войны.
Настоящий патриот своей Родины не только тот, кто чтит ветеранов, знает её историю, но и тот, кто старается сберечь её природные ресурсы.
Невозможно воспитание патриотических чувств, духовно-нравственное развитие без воспитания любви к Мордовии. Познание родного края идёт через знакомство с жизнью людей, прославивших своим трудом и талантом нашу малую родину, через воспитание уважения к своим родителям, через экскурсии, посещение музеев, просмотр спектаклей, проведение уроков, содержащих национальный компонент.
Основной задачей духовно-нравственного воспитания является формирование новой модели поведения человека, готового к повседневной жизни с ее проблемами, умеющего дружить, любить, радоваться, значит быть счастливым практически в любой ситуации. В этом помогает стремление педагогов наладить межличностные отношения ученик-ученик, учитель-ученик. Постоянно напоминаю классным руководителям золотое правило:
Поддерживайте в детях дух школы, её уклад.
Вместо «нельзя» говорите детям: «В нашей школе это не принято».
Самым маленьким можно сказать: «Молодец, сразу видно, что ты учишься в нашей школе».
Развитие личностного потенциала ребенка ведется в условиях взаимодействия школы, семьи, внешнего социума.

. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

В соответствии с современными тенденциями, мы стремимся стать Школой Воспитывающей, а поэтому у нас есть план работы, распорядок внутренней жизни, набор правил и организационных положений. Сложилась своя индивидуальная воспитательная система, где воспитывает всё, учитываются особенности «живого организма школы».
Девизом своей работы, как заместителя директора школы по воспитательной работе, считаю слова В.С.Сухомлинского: «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».











13PAGE 15


13PAGE 14615




15