Презентация Cовершенствование аналитической деятельности заместителя директора по учебной работе

Cовершенствование аналитической деятельности заместителя директора
по учебной работе
(Слайд 3)
Логика педагогического руководства школой такова,
что невозможно работать, если мы не будем
постоянно анализировать связь настоящего
с прошлым и будущим.

В.А. Сухомлинский

Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко могут быть использованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Аналитическая деятельность является системной частью важнейшей управленческой деятельности. В ее основе лежит анализ. Анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей для самостоятельного изучения. Построение управления на основе системного анализа позволяет администрации школы видеть, оценивать и качественно изменять образовательный процесс, прогнозируя пути его дальнейшего развития, устранять причины обнаруженных недостатков. Значение анализа в экспериментальной деятельности школы огромно.
(Слайд 4)
Педагогический анализ – это функция управления наряду с организацией, руководством, контролем, координацией, коррекцией, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности использования разных способов для достижения цели, а также на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулятивных механизмов по переведению системы в новое качественное состояние. (Слайд 5) Источниками для педагогического анализа являются:
Данные внутришкольного контроля и оперативной информации (таблицы, графики, диаграммы, качественные характеристики).
Школьная документация.
Анализ посещенных уроков и воспитательных мероприятий.
Анализ административных контрольных работ, учебного мониторинга, итоговой аттестации учащихся.
Журналы посещаемости учащихся.
Организационные проблемы основного и полного среднего образования.
Управленческая деятельность администрации школы.
Работа с педагогическими кадрами.
Материалы анкетирования учащихся, учителей, родителей.
Статистические данные и пр.
Не зная реального положения дел, невозможно оперативно управлять учебно-воспитательным процессом, своевременно оказывать помощь педагогам, ученикам, влиять на организацию и конечные результаты работы. (Слайд 6)
Методы анализа определяются аналитическими исследовательскими умениями завуча школы, к ним относятся:
- умение научить;
- умение устанавливать обратную связь;
- умение сопоставлять;
- умение систематизировать;
- умение делать выводы;
- умение разрабатывать на основе выводов рекомендации.
В проведении педагогического анализа можно выделить четыре основных этапа. (Слайд 7)
Первый этап определение предмета, состава и содержания анализа. На данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии и развитии учебного процесса, управленческой деятельности в учебном году. Эта информация классифицируется по основным блокам, определяются цели ее анализа. Затем оценивается каждый блок, выявляются факторы и условия, способы, средства и воздействия, положительно и отрицательно влияющие на развитие школы.
Второй этап структурно-функциональное описание предмета анализа. Чтобы представить предмет анализа в целом, необходимо изучить способ связей и, главное, педагогических усилий, методов, средств и воздействий, используемых для достижения целей (результатов деятельности).
Третий этап анализ причинно-следственных связей в следующей логической цепочке: явление причина условие следствие. Здесь важно помнить, что причина возникает при взаимодействии одной системы с другой или элементов данной системы. Условие это обстоятельство, от которого зависит действенность причины; всякая причина одновременно является и условием, порождающим следствие. На этом этапе анализирующий выясняет, почему произошло то или иное явление.
На заключительном этапе определяется степень достижения целей, подготавливаются материалы к педсовету по итогам учебного года, формулируются цели и основные задачи на новый период.
Педагогический анализ завершается синтезом, позволяющим познать целое. При этом формулируются окончательные выводы, подтвержденные объективными данными.
Таким образом, система аналитической деятельности – это единство взаимосвязанных видов анализа и самоанализа образовательных принципов, которые осуществляет заместитель директора школы. В школе, как правило, используются три основных вида педагогического анализа: оперативный, тематический, итоговый. (Слайд 8)
Оперативный (параметрический) анализ – значит ежедневный. Он направлен на сбор информации о состоянии учебно-воспитательного процесса. Основное содержание параметрического анализа составляет посещение уроков и внеклассных занятий. Фиксирование результатов данного анализа, их систематизация и осмысление подготавливают тематический педагогический анализ. Параметрический анализ – это не просто констатация фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозирование возможных последствий. Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требуют оперативного выполнения.
Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению урочной и внеурочной деятельности. Если предметом параметрического анализа может выступать отдельный урок или внеклассное занятие, то предметом тематического анализа является система (уроков, внеклассной работы и т.д.). Содержание тематического анализа составляют такие комплексные проблемы как оптимальное сочетание методов обучения, формирование системы знаний учащихся, система работы учителя по повышению уровня педагогической культуры, деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др. Этот вид педагогического анализа позволяет подготовить и обновить содержание и технологию итогового анализа.
Содержательную основу итогового анализа школы за учебный год составляют следующие направления: качество преподавания; выполнение образовательных программ и государственных стандартов; качество знаний, умений, навыков учащихся; уровень воспитанности школьников; состояние и качество методической работы в школе; эффективность работы с родителями и общественностью; состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура; результативность деятельности совета школы, педагогического совета и т.д. Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Информация для итогового анализа может быть почерпнута из четвертных, семестровых и годовых контрольных работ, данных официальных отчетов, справок. Проведение итогового анализа, его объективность, глубина, перспективность подготавливают работу над планом нового учебного года.
Из перечисленных видов анализа наиболее значимым считается оперативный анализ. Важное место в нем занимает анализ урока. (Слайд 9) Анализ (а также самоанализ) урока – важнейшая составляющая в усовершенствовании учебно-воспитательного процесса. Анализ урока – серьезная работа заместителя директора. От вдумчивого анализа, осуществляемого завучем, зависит многое: мастерство педагогов, культура всего педагогического процесса в школе. Именно в уроке воплощается отношение учителя к обновлению образования. Поэтому одним из мощных инструментов в совершенствовании урока и является его анализ, построенный на хорошей научной основе. Это не административно-управленческий акт, а тонкая психологическая операция, своеобразный, но достаточно острый способ критики работы учителя. Поэтому осуществляться критика должна в доброжелательном ключе, на высоком уровне объективности, научной аргументированности, предельной тактичности и осторожности. (Слайд 10) Быть судьей другому учителю – дело чрезвычайно трудное и ответственное, и руководитель, берущийся за него, должен быть хорошо подготовлен во всех отношениях, ибо, как в свое время тонко подметил Марк Твен, «человек не должен критиковать другого человека на той почве, на которой он сам не стоит перпендикулярно». Посещение и педагогический анализ урока являются объектами постоянного внимания заместителя директора по учебной работе.
В школьной практике существует довольно много видов анализа урока. Каждый из них предусматривает свои целевые установки и содержание. Как правило, в управленческой деятельности руководителей школы выделяются три основных вида анализа: развернутый, краткий, аспектный. (Слайд 11)
Развернутый анализ предполагает детальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого: определение воспитательных, дидактических, психологических, гигиенических требований к уроку. Он проводится при посещении уроков начинающих учителей и тех, чей опыт работы является предметом специального изучения для обобщения и распространения.
Краткий анализ урока требует объективного изложения предложений и рекомендаций. Это не анализ «на бегу», не посещение урока для галочки, такой анализ требует хорошего знания личности учителя, высокой методической и управленческой культуры.
Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного аспекта урока: системы работы учителя, способа проверки домашних заданий, организации групповой работы учащихся на уроках и т.д.
В отечественной и зарубежной литературе недостаточно освещены вопросы особенностей методик и технологий анализа уроков разных типов и видов. Психолого-педагогические исследования этой проблемы свидетельствуют о том, что существуют серьезные пробелы в системе наблюдения и анализа уроков. Это объясняется, во-первых, тем, что в методической литературе не до конца выявлены закономерности, правила, методы организации педагогических наблюдений на уроке. Во-вторых, нет единой терминологии, характеризующей анализ урока как объективное явление, не четко определены типы, виды анализа урока, слабо разработана методика наблюдения учебного процесса в целом.
Некоторые исследователи определяют не три, а четыре наиболее распространенных типа анализа урока:
исчерпывающий; 2) комплексный; 3) сжатый; 4) аспектный. (Слайд 12)
Наблюдение за уроком должно охватывать все компоненты учебной деятельности. Наблюдение – это лишь первый этап контроля, второй – это разбор уроков, всесторонний анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы учителя. Урок нельзя анализировать абстрактно, исходя из каких-то вечных, нерушимых критериев или увлечений. Прежде всего, не следует искать на каждом уроке использования всех без исключения способов и методов работы. Требовать, чтобы все уроки были «комбинированными», имели все «элементы» - это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его. Анализируя уроки, необходимо учитывать следующие конкретные обстоятельства: (Слайд 13)
а) особенности темы. Бывают уроки, на которых нет необходимости использовать наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с учебником;
б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, необходимых книг в библиотеке, пришкольных участков. Во время анализа важно обратить внимание на то, все ли возможности использованы учителем, однако предъявлять при этом реальные, разумные требования;
в) состояние данного класса, уровень развития и способностей учащихся (часто мнение об уроке составляют на основании ответов учащихся, результатах контрольных работ, а уровень развития детей, их способности при этом не учитывают);
г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прошлые результаты работы.
Формы разбора урока могут быть разными. Одной из наиболее рациональных считается следующая схема: (Слайд 14)
а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что, по его мнению, удалось, а что нет (проводит самоанализ урока по имеющемуся алгоритму);
б) затем проверяющий анализирует положительные аспекты урока;
в) только после этого рассматривают негативные моменты;
г) по окончании дают советы по искоренению недостатков;
д) после разбора урока педагог снова высказывает свою точку зрения, и к обсуждению проблем привлекают всех присутствовавших на уроке.
Системно-дифференцированный подход к анализу урока как целостной, сложной, динамичной педагогической системы обязывает руководителей общеобразовательных учебных заведений знать не только психолого-педагогические основы учебно-воспитательного процесса, а и суть каждого его компонента с учетом специфики учебного предмета. Без высокого уровня компетентности, владения методикой и технологией наблюдения урока контрольная функция будет превалировать над обучающей и стимулирующей, то есть, наблюдение и анализ урока не станут одной из важнейших форм повышения квалификации учителя, совершенствования его мастерства и развития творчества, не будут способствовать повышению уровня образования, воспитания и развития учащихся.
Типичными недостатками в работе руководителей школы при посещении и анализе уроков являются следующие: (Слайд 15)
- бессистемность, случайность, эпизодичность посещения;
- отсутствие целенаправленного контроля качества и эффективности уроков;
- недостаточная теоретическая и методическая подготовка к наблюдению и анализу;
- ограниченность изучения объектов учебно-воспитательной работы рамками одноразовых наблюдений;
- отсутствие четкой программы наблюдения и анализа;
- неумение выделить главное и дать учителю квалифицированные рекомендации по повышению эффективности урока.
Достаточно часто на практике осуществляется анализ урока, во время которого каждый элемент (содержание, методы, поведение учащихся, речь учителя и пр.) разглядываются автономно, независимо друг от друга и общих дидактических задач. Такой анализ сводится лишь к фиксации негативных и позитивных моментов и носит констатирующий, случайный, малоэффективный характер.
Иногда руководители школы стремятся найти схему, которая соответствовала бы анализу любого урока. Но такой схемы нет и быть не может, поскольку мы имеем дело с разными детьми, разным материалом, разными дидактическими целями. Желание получить универсальную схему свидетельствует о непонимании того, что анализ должен быть объективным. Вначале необходимо выявить факторы, характеризующие внешние элементы урока; затем проникнуть в суть урока, разделив его на отдельные части; опираясь на полученные данные, сопоставить компоненты урока с целью определения их роли и характера связи между ними; и, наконец, сделать выводы: составить представление об уроке в целом. Следовательно, основными этапами анализа являются: (Слайд 16) определение внешних характеристик; выяснение особенностей и установление связи между наблюдаемыми явлениями; подведение на этой основе итогов. Поскольку урок как процесс делится на этапы, каждый из них представляет собой взаимодействие как минимум трех элементов: (Слайд 17)
- содержание учебного материала;
- методы обучения;
- формы организации познавательной деятельности учащихся. Невозможно рассматривать обучение обособленно от содержания материала, деятельность учителя вне деятельности учащихся, анализировать этапы урока отдельно друг от друга. Иными словами, урок следует рассматривать в разных плоскостях, путем взаимодействия различных видов анализа.
В последнее время объемы аналитической информации возросли, поэтому для совершенствования аналитической деятельности необходимо четкое планирование и систематизация имеющихся данных. Для этого необходимо разрабатывать формы сбора информации, планы и алгоритмы различных видов анализа, составлять циклограммы (годовую, месячную, недельную) и пр.
В ПРИЛОЖЕНИИ приведены образцы карт посещения уроков, схемы анализа уроков с разных позиций. Они достаточно успешно используются в аналитической деятельности администрации нашей школы и, в первую очередь, рекомендованы для работы начинающим завучам. (Слайд 18), (Слайд 19)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. – М.: Просвещение, 1999.
Гнатюк Д. Педагогический анализ в деятельности руководителя школы. // Директор школы. – 2001. – № 29 – 32. – С. 67 – 88.
Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Просвещение, 1984.
Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. – М.: Просвещение, 1986.
Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – Х.: Ранок, 2008.
Махмутов М.И. Современный урок. – М.: Педагогика, 1985.
Онищук В.А. Типы, структура и методика урока в школе. – К.: Радянська школа, 1976.
Островерхова Н. Анализ урока: концепции, методики, технологии // Директор школы. – 2004. – № 25 – 26. – С. 3 – 12.
Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. – М., Просвещение, 1997.
Шарко В.Д. Современный урок: технологический аспект / Пособие для учителей и студентов. – К., 2006.
Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. – М.: Педагогический поиск, 2007.



















13PAGE 15


13PAGE 14915




15