Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» для 9 класса


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С. И. Львова).- М: Мнемозина, 2009г. Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта "этимологическая рефлексия" (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Для того чтобы полностью воплотить идею систематиации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания, такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно - словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы:


и т.п.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).
Планирование соответствует Базисному учебному плану на базовом уровне обучения.
Содержание программы.
Раздел «Трудные случаи орфографии».
Тема 1. Правописание приставок. (Неизменяемые приставки, приставки на с и з, приставки пре- и при-; иноязычные приставки).
Тема 2. Безударные гласные в корне слова. (Безударные гласные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся).
Тема 3. О и Ё после шипящих.
Тема 4.Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных, наречиях,
причастиях.
Тема 5. Правописание НЕ и НИ с раздельными частями речи. (НЕ ссуществительными, прилагательными, наречиями, с глаголами деепричастиями,
причастиями, числительными, местоимениями, со словами категории
состояния. Особые случаи слитного и раздельного написания НЕ; различие
частиц НЕ и НИ ).
Тема 6. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. ( Правописаниесложных слов, наречий, производных предлогов; международныесловообразовательные элементы, термины).
Тема 7. Правописание омонимичных форм разных частей речи.
( Правописание функциональных омонимов: наречия с приставками исуществительные с предлогами, союзы и местоимения с предлогами,
частицами, производные предлоги и самостоятельные части речи).
Раздел «Трудные вопросы пунктуации».
Тема 1. Знаки препинания при однородных членах предложения. ( Знакипрепинания при однородных членах предложения; обобщающие слова приоднородных членах предложения; однородные и неоднородные определения).
Тема 2. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
( Обособление определений, приложений, обстоятельств, уточняющихоборотов, оборотов с союзом как; обособление обращений, вводных слов).
Тема 3. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. (Придаточные предложения, которые не выделяются запятыми, тире и двоеточие в СПП).
Тема 4. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении. ( Точка сзапятой, двоеточие и тире в БСП).
Тема 5. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
Тема 6. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. ( Прямая речь.Диалог. Цитаты).Раздел «Трудные вопросы орфографии» (7 тем, 15 часов)
№ п.п. Тема занятия Часы Форма проведения
1 Вводное занятие «Хочу быть
грамотным» 1 Деловая игра
2 Правописание приставок 1 Практикум
3 Безударные гласные в корне слова2 Лабораторная работа
(составление опорногоконспекта). Практикум.
4 О и Ё после шипящих 2 Лекция. Практикум
5 Н и НН в существительных,
прилагательных и причастиях 2 Орфографический
тренинг
6 Правописание НЕ и НИ с различными частями речи 3 Лабораторная
Работа (составлениеопорного конспекта).
Практикум.
7 Слитное, дефисное и раздельное написание слов 2 Практикум
8 Правописание омонимичных форм разных частей речи 1 Групповой
практикум
9 «Проверь свою грамотность» 1 Деловая игра
«Употребление Ь и Ъ» резерв 2.Трудные вопросы пунктуации» (8 тем, 19 часов)
№ п.п. Тема занятия Часы Форма проведения
1 Знаки препинания между однороднымичленами предложения 2 Практикум
2 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 5 Лабораторная работа
(составление опорногоконспекта). Практикум
3 Знаки препинания всложноподчиненном предложении2 Практикум
4 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 2 Практикум
5 Знаки препинания в сложномпредложении с различными видами связи 1 Практикум
6 Знаки препинания в предложениях с прямой речью 3 Практикум
7 «Проверь свою грамотность»
3 Деловая игра.
Орфографический
и синтаксический
тренинг
8 Резерв времени 1 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23
«Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Директор МКОУ СОШ № 23
Савко Н. Д.__________ Снигирева С. Г. ________
Протокол № ___
от « ___ »________2014 года «___» ____________ 2014 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по русскому языку
«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
для 9 класса
на 2014 – 2015 учебный год
Широковой Веры Вячеславовны,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
г. Волчанск
2014 г.