Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Русский язык
11 класс
Дата:
Тема: Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Цели: повторить основные виды словосочетаний и предложений, закрепить умения учащихся определять грамматическую основу, виды сказуемых, разбор сложных вопросов синтаксиса, отработка навыков постановки знаков препинания.
Ход урока:
Сегодня у нас урок по теме «Сложное предложение».
Что изучает синтаксис? (Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений.
Что изучает пунктуация? (Правила постановки знаков препинания).
Что называется словосочетанием? (Словосочетание состоит из двух и более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, и служит для более точного названия предметов) Приведите примеры, (заниматься спортом, русская природа, страстно увлекался).

Работа над предложением:
Выписать из предложения все возможные словосочетания.

Далеко в лесу огромном возле синих рек жил с детьми в избушке тёмной бедный дровосек.
- Какие сочетания слов нельзя выписывать и почему?

Задание: Выберите из данных примеров только словосочетания и назовите способ их связи

Последний звонок, решать задачу, около дома, кто пришел, действовать решительно, шла пританцовывая, очень хорошо, читать лежа, феноменалъная сила, стяжать славу, летит и кружится, на том же месте, их книга, слушать её.

Мерилом красоты, трудности в обращении, из далёких краёв, схватил шпагу, невольно засмеялся, стакан молока, выпить залпом, совершенно просто, уйти с ними, я догадался, летать высоко.

Почему некоторые примеры не являются словосочетаниями? (Около дома-это существительное с предлогом; кто пришел-основа предложения, подлежащее и сказуемое; летит и кружится- два независимых слова, соединенных сочинительной связью.
Последний звонок, феноменальная сила, на том же месте - согласование; решать задачу, стяжать славу - управление; действовать решительно, шла пританцовывая, очень хорошо, читать лежа - примыкание
-- Какие грамматические значения могут иметь словосочетания? Иначе их называют смысловыми отношениями, и определяются они по вопросу.
а) Определительное - солнечный день, шарф в клетку (клетчатый шарф), наш класс - т.е. отвечает на вопросы какой? Чей?;
б) Обстоятельственное - жить на даче, летать высоко, очень строгий, мокрый от дождя (главное слово обозначает действие или признак, зависимое - признак этого действия или признака, отвечает на вопросы: как? В какой степени? Где? Куда? Когда? Как долго? Почему? И другие вопросы обстоятельств);
в) Дополнительное - читать книгу, восхищаться талантом, внимательный к людям (главное слово обозначает действие или признак, а зависимое - предмет, на который направлено это действие или признак, отвечает на вопросы косвенных падежей)

- В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, выделяются следующие типы ссч:
1) глагольные
2) именные ( где гл.сл. – сущ., прил., мест., числит.)
3) наречные
Чем предложение отличается от словосочетания? ( Словосочетание состоит из главного и зависимого слова и служит для более точного названия предметов, действий и их признаков. Предложение имеет грамматическую основу, оно служит для сообщения. Предложение, в отличие от словосочетания, характеризуется смысловой и интонационной законченностью

IV. Разбор основных единиц синтаксиса. Словосочетание
1. Заполнение таблицы.
Основные единицы синтаксиса
Учащиеся вместе с учителем заполняют таблицу


Словосочетание
Простое предложение
Сложное предложение

Что называет
Отношения между явлениями
Событие
Отношения между событиями

Грамматическое значение
Отношения между словами (согласование, управление, примыкание)
Значение лица, времени, наклонения (предикативность)
Отношения между предикативными единицами

Строение
Не менее двух слов
Наличие одной предикативной единицы
Наличие двух и более предикативных единиц

Является ли единицей сообщения
Нет, не является
Одна единица сообщения
Одна единица сообщения


Работа над предложением.
Учащимся предлагается задание: выписать из предложения все возможные словосочетания:
Далеко в лесу огромном возле синих рек жил с детьми в избушке
темной бедный дровосек.
Какие сочетания слов нельзя было выписывать и почему?
Чтение § 67-68.
Составление логической схемы 8 «Словосочетания».
Составление схемы может производится учащимися самостоятельно, коллективно (вместе с учителем: класс отвечает на наводящие вопросы), в парах.
Ознакомление с порядком синтаксического разбора

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
словосочетаний на с. 242243.
Выполнение упражнения 364.
V. Итог урока
Домашнее задание
1. § 66-68.
2. Упражнения 359, 362.








13PAGE \* MERGEFORMAT14215




15