Статья на тему «Нравственное воспитание – основное направление в воспитании гармонично развитой личности»

Статья «Нравственное воспитание – основное направление в воспитании гармонично развитой личности»

Нет никакого высшего искусства,
Как искусство воспитания
Св. Иоанн Златоуст

Воспитание может казаться делом легким и непонятным всем, кроме тех, кто им занимается. Нельзя не согласиться с Ю. Рюриковым, который писал, что «воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания».
Отсюда и цели, которые должен ставить перед собой классный руководитель, «ведь мы в ответе за тех, кого приручили».
Формирование зрелой, целостной личности, адаптированной к жизни в социуме и создание условий для саморазвития, - вот цель, которую я ставлю перед собой.
И считаю, что нравственное воспитание является одним из основных направлений. Ведь основой воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Но объектом воспитания в коррекционной школе является личность ребенка, имеющая незначительные отклонения в психофизическом развитии или отклонения в поведении, затрудняющие его школьную и жизненную адаптацию. Воспитание и развитие детей – это сложная социально-педагогическая проблема. Ее решение лежит в основе подготовки таких детей к активно-полезной деятельности, к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к освоению социальных ролей.
Отсюда и задачи:
- выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении детей;
- культура жизненного самоопределения, понимание смысла жизни, своего места в мире;
- культура семейных отношений, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры;
- накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации деятельности учащихся по удовлетворению их интересов
Я думаю, что моя задача в первую очередь создать условия самореализации ребенка, важно, чтобы каждый ребенок понял, что он сам творец себя, своей удивительной души.
Решение названных задач дает возможность заложить фундамент культурной личности, которая вызывает к жизни ее потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя. Читая труды корифеев воспитания: Януша Корчака, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского и других, я начала задумываться о сущности воспитания. И методом проб и ошибок я создала свою, пусть пока несовершенную, концепцию воспитания.
В основе концепции – всем известное понятие о воспитании как о целенаправленном управлении процессом развития личности. Чтобы этот процесс развития проходил успешно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемое «нравственно-гуманистическое пространство детства» (И.Д.Демакова). В создании такого пространства классный руководитель занимает одну из главных ролей. Для того чтобы помочь ребенку, можно выделить основное правило - «ПРАВИЛО 7У»
* Уверенность – знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его.
* Успешность – берясь за любое дело, классный руководитель должен предвидеть положительный результат, должен быть уверен, что оно под силу детям.
* Удивительность – надо развить в себе незаурядность, уметь удивить ребят.
* Убедительность – уметь зажечь ребят, убедить их в важности дела.
*Уважительность – необходимо взаимное уважение. Воспитание без уважения – подавление.
* Уравновешенность – в классе нужно быть готовым ко всему, уметь анализировать и работать.
* Улыбчивость – без чувства юмора в школе жить невозможно.
Воспитание успешно если оно системно.
Работу свою я начинаю с того, что представляю себе, чего же я хочу добиться от детей на данном этапе, какими я хочу их увидеть в конце года, что я могу изменить и чего не должна делать. В работе стараюсь привлекать не только детей, но и родителей. Поэтому особое внимание придаю совместной деятельности учеников и родителей. «Будущее – в настоящем!» - вот девиз моей работы.
Существует мнение, что «современные родители – чаще пропитатели, а не воспитатели. Они сужают родительство до бытового обслуживания детей. Но, конечно же, не по своей воле, а в силу сложившихся экономических условий» (Ю.А.Конаржевский).
Настоящее материнство и отцовство – это труд души и только потом рук.
Через совместные дела со своими детьми родители могут увидеть, как учится и живет их ребенок в коллективе, а иногда и открыть очень много нового в себе и в своем ребенке. Только с помощью совместных дел: тематических классных часов, КВНов между учениками и родителями, походов – родители могут стать нам союзниками, так как перестанут относиться к школе как посторонние наблюдатели. Через коллективные творческие дела вырабатывается культура общения: умение вести дискуссию, умение слушать собеседника, говорить, сопереживать, корректировать свое поведение. Немаловажным фактором при проведении подобных мероприятий является присутствие не только матерей, но и отцов, так как учитываются не только возрастные, но и половые особенности развития детей. Младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в крепости таких понятий, как доброта, порядочность, честность.
Цели и задачи воспитания должны опираться на основные правила, ведущие идеи, основополагающие требования к деятельности и поведению, т.е. на педагогические принципы.
ПРИНЦИПЫ – это основа, первоначало, в них отражаются требования к организации педагогической деятельности, определяется ее направление, конечная цель и результат деятельности.
Существуют различные подходы к классификации принципов. Но исходя из всего можно выделить наиболее значимые, которыми воспитатель руководствуется в повседневной деятельности:
- индивидуально-творческий подход с учетом возрастных особенностей детей;
- принцип культуросообразности;
- принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.
Все принципы взаимосвязаны, причем каждый из них предполагает другие и реализуется при условии осуществления всех остальных принципов.
1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Этот принцип направлен не только на выявление, предупреждение отклонений в развитии, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармоничного развития личности ребенка. Как же это воплощается в жизнь, если у конкретных детей данные проявления разнообразны? Изучать индивидуальные особенности детей. Иного не дано. И в этом нашими союзниками становятся психолог и родители.
Первым этапом моей работы была диагностика изучения характера детей. На этом этапе совместно со школьным психологом проводились систематические наблюдения над поведением детей, тестирование, индивидуальные беседы с учащимися и родителями. Затем воспитатель должен стремиться создать необходимые условия для самореализации ребят, выявлять и развивать их творческие возможности. Необходимо идти по «ступеням». Начинать с более легких доступных для детей заданий, а затем постепенно усложнять. Необходимо учитывать личностные возможности ребенка, его интересы и потребности.
Но кроме этого необходимо чтобы воспитатель учил ребенка сопереживать, чувствовать поддержку со стороны других людей.
Ребенок знает больше о себе, чем мы о нем. Он развивается в представлении и отношении к самому себе. «Я – концепция» – это множество различных представлений и отношений к самому себе, его самооценка (заниженная, завышенная, адекватная).
Особое внимание уделяется семейному воспитанию. Я хорошо изучила атмосферу жизни в каждой семье. На родительских собраниях постоянно ведется просветительская работа в вопросе воспитания детей, оказывается помощь психолога школы, совместно с родителями проводятся утренники, экскурсии. Ведь не только родители, учителя воспитывают детей, но и они воспитывают нас, не давая нам успокоиться и лениться, помогая сохранить остроту и свежесть мироощущений, постоянно ставя перед нами сложные вопросы. Дети – оценка нашей жизни, ее смысл и продолжение.
2. ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ
Этот принцип разработали С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский и др. Согласно этого принципа, воспитание должно основываться на общече-ловеческих ценностях и строиться с учетом культур. Уже с самого детства необходимо прививать культуру поведения. Ребенок должен осознавать, что хорошо, а что плохо. В воспитании очень важно соблюдать педагогический такт. В тоже время необходимо сочетать уважение к ребенку с требователь-ностью к нему. Каждый день я начинаю не с нравоучений, а с заряда добро-ты. Высказываю детям свою уверенность в том, что они будут доброже-лательными, внимательными и уступчивы, постараются не обижать друг друга, чтобы не возникало конфликтных ситуаций. Перед тем как отпустить ребят домой , я организую этическую пятиминутку, посвященную анализу прожитого дня. На ней я учу их как можно избежать возникновение конфликта, а если он уже произошел, как их помирить. Это помогает формировать задатки самоконтроля в поведении детей, устанавливается доброжелательная атмосфера.
3. ПРИНЦИП ОПОРЫ НА ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ, НА СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ЕГО ЛИЧНОСТИ.
В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, находящихся на разных уровнях воспитанности. Встречаются и те кто плохо учится, и лентяи, и те кто не хочет выполнять различные поручения и обязанности. Но даже таких ребят необходимо привлекать к работе. И необходимо вести кропотливую работу, чтобы не оборвать ту тонкую нить, которую удастся протянуть к нему. Это стремление надо поддерживать не с помощью криков, упреков и нотаций, а делать ставку на доверие.
Воспитать человека добрым и хорошим невозможно без его поощрения и одобрения. Ведь «дети и боги любят бывать там, где их хвалят».Ту сферу деятельности где ребенок себя проявил необходимо умело использовать для его духовного подъема. Воспитание с опорой на положительное, наиболее полно раскрывается в словах А.С.Макаренко: «К человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться». Я хочу назвать основные направления своей воспитательной работы в классе, которые влияют на формирование и развитие личности ребенка:
1. Создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок ощущает себя необходимым и значимым.
2. Через создание «ситуации успеха» для каждого члена детского коллектива.
3. Через использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник приобретает социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях.
4. Через создание в творческом коллективе органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.
Ведь главная цель – воспитать каждого ребенка культурной, творчески активной и социально зрелой личностью.
А закончить мне бы хотелось высказыванием Ш.А.Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».
15