Статья психолога на тему: Формирование эффективного взаимодействия в системе учитель-родитель-ребенок как основа развития гармонично развитой личности ребенка


Слободян Н.И., педагог-психолог
МБОУ Лицей №1 г. Иркутск

Формирование эффективного взаимодействия в системе
учитель-родитель-ребенок как основа развития
гармонично развитой личности ребенка

Одной из наиболее значимых для человека ценностей является семья. В семье с первых лет своей жизни ребенок усваивает нормы человеческого общежития, впитывает доброе и злое, получает опыт нравственности, моральных норм поведения, то есть, учится жить среди людей.
Большинство семей озадачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания. Многие родители самоустранились от решения вопросов воспитания. Нередко мы наблюдаем семьи, где нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие «авторитетом» становятся внешнее, зачастую негативное окружение. А значит, появляется, бесцельное и небезопасное времяпровождение, наркотики и алкоголь. Не случайно многочисленные исследования показывают, что основными причинами приобщения ребенка к социально-опасным явлениям, являются:
Отсутствие доверительных отношений в семье
Распад семьи и одиночество
Генетическая предрасположенность
Чувство страха, тоски, отчаяния, обиды
Конфликт с учителями или одноклассниками
Насилие, унижение, страх наказания
То есть, «проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные дети», так же как дети «с комплексами», «забитые», или «несчастные», всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Что же делать молодым папам и мамам? Как воспитывать своего малыша, чтобы он гармонично развивался, чтобы вырос таким, как мечтается? Я считаю, что одна из фундаментальных задач, решение которой позволит родителям правильно поступать в каждом конкретном случае при взаимодействии с детьми, – это проблема, как на самом деле любить детей и выражать эту любовь постоянно. Это искусство безусловной любви.
Любить ребенка безусловно – значит любить его независимо ни от чего: ни от его внешности, ни от способностей, ни от достоинств и недостатков. Независимо от того, что мы ждем от него в будущем, и – самое трудное – независимо от того, как он ведет себя сейчас. Условная любовь – это когда мы ставим условия, когда мы любим за что-то, за хорошее поведение, за то, что наш ребенок так же, как и мы, любит футбол и очарован красотой математических формул, за то, что это долгожданный сын, а не снова дочка
Нам нужно помнить, что свое место в этом мире ребенок находит с помощью родителей. Главное, что малыш чувствует: мама и папа готовы принять его любым, таким, какой он есть. В реальной жизни далеко не каждый родитель дает своему ребенку такую «безусловную», безоговорочную любовь. Ведь искусство любить – это не «я тебя люблю, я на тебя смотрю, я тебя целую, если ты хорошо себя ведешь, если тебя ценит воспитатель», это просто – «я тебя люблю». Безусловная любовь относится к личности ребенка: мне не нравится твой поступок, так делать нельзя, но я тебя все равно люблю.
Многие родители, не владея знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
К сожалению, родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к специалистам. Многие из них считают, что воспитанием должна заниматься школа. Школа действительно может сыграть существенную роль в воспитании подрастающего поколения, организовав творческий союз детей и взрослых, поскольку у школы и родителей главная точка соприкосновения, главная ценность – это дети. А родители являются точкой опоры и связующим звеном между детьми и школой. Без их помощи, поддержки, понимания, терпения школа будет бессильна. Именно поэтому, эффективная работа психологов и других специалистов с семьей становится предпосылкой к формированию нового отношения родителей к воспитанию, способного облегчить социальную адаптацию подростка, улучшить какие-то качества личности ребенка, повысить уровень осведомленности родителей о различных зависимостях. В совместной работе учителя, психологи, родители и дети научатся понимать и помогать друг другу, почувствуют себя сильнее и лучше.
Примером таких форм взаимодействия могут служить: «Родительские университеты», «Школа для родителей», вечера вопросов и ответов, круглые столы, дискуссионный клуб, тренинги родительской компетентности. Эти методы взаимодействия создают доброжелательную, непринужденную и доверительную обстановку, ведут к сплочению родительского коллектива.

Вот уже 6 лет на базе МБОУ Лицея №1 г. Иркутска работает Школа Взаимодействие.
Ее Цель: формирование условий для развития успешной, нравственно здоровой личности и установление эффективного сотрудничества в системе ученик-родитель-учитель за счет совершенствования характера взаимоотношений в семье и школе.
Задачи:
Формирование психологической культуры и сохранение психологического здоровья семьи (через психологическое консультирование), помощь в разрешении актуальных проблем отдельных семей (через терапевтическую работу в процессе активного взаимодействия в индивидуальном режиме или в группе) и активное взаимодействие (через родительские тренинги, где опыт участников обогащается в групповом взаимодействии).
Организация социально-психологического сопровождения педагогов (консультирование), повышение профессиональной грамотности в вопросах установления эффективного взаимодействия с семьей (семинары-тренинги, круглые столы, дискуссии).
Оказание помощи старшеклассникам в самоопределении, реализации своего социального потенциала в элективном курсе «Я и моя будущая семья», поддержка и психологическое сопровождение обучающихся (консультирование, диагностика и коррекционно-развивающие занятия).
Поговорим только о решении одной задачи – работе с родителями учащихся.
Начиная программу тренингов родительской компетентности, мы ведем разговор о непростых родительских чувствах и сложных родительских вопросах. Ведь именно они посещают тревожных и «неидеальных» пап и мам, запутывая их и мешая насладиться простым родительским счастьем. Ребенок, выросший рядом с неидеальным родителем, счастливее, здоровее и действительно «богаче» тех детей, чьи родители демонстрировали лишь «урезанный» набор чувств, стремясь быть идеальными.
На семинарах, тематических классных собраниях, в Зимней интеллектуально – одоровительной школе (ЗИОШ), которая создана для родителей лицеистов, мы – психолог, родители, педагоги говорим о волнующих вопросах на простом языке, тренируем навыки бесконфликтного общения, эмпатию, рефлексию и делаем шаги на пути к решению личных и внутри семейных проблем.
Например: тренинг «Тепло домашнего очага» направлен на формирование установок родителей на здоровый образ жизни и поднял вопрос о стилях семейного воспитания. На занятии «Трудности во взаимодействии с подрастающими детьми» рассматривались вопросы установления эмоционально-близких отношений между родителями и детьми. Тренинг с элементами арт-терапии «Мы - семья» способствовал формированию положительного климата в семье. Одним словом, на этих занятиях происходит главное – родители открывают в себе качества, которые помогают им любить и принимать друг друга.
Нередко родители считают, что они очень многое должны сделать по отношению к своему чаду: правильно воспитать, дать хорошее образование и т. п. Но ведь основное, в чем нуждается ребенок – любовь, защита и понимание. Очень важно, чтобы малыш никогда не услышал от мамы: «ты не мой сын», «раз ты так сделал, я тебя не люблю», «я тебя отдам милиционеру, бабе Яге и т. д.» Для ребенка это очень тяжелая ситуация. Получается, что мать, которая является гарантом его безопасности, сама же и ставит под угрозу эту безопасность. Под угрозой оказывается и доверие малыша к миру. В таких случаях у детей, появляется неуверенность в себе, неадекватная самооценка, нервозность.
Исследования психологов подтверждают наличие у любого из детей постоянно существующего вопроса, который он задает родителям всеми известными ему словесными и несловесными способами: «Вы меня любите?» И для каждого ребенка этот сакраментальный вопрос исключительно важен. Именно от ответа на этот вопрос зависит его дальнейшее развитие и отношение к жизни.
Родителей нужно не только обучать способам общения с детьми, но и учить открыто проявлять свои чувства, сообщать ребенку, что он им дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Это необходимо для полноценного развития личности.
К сожалению, нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке; «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или; «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь... (лениться, драться, грубить), не начнешь... (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».
В этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если...». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.
Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания главные воспитательные средства. Но вот беда; они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится.
Семейные психотерапевты рекомендуют обнимать ребенка несколько раз в день, говорят, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. Но родители не всегда способны это понять.
Педагоги и психологи с помощью ролевых игр, психологических упражнений могут показать родителям, что когда они раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, он приходит к обобщению: «Меня не любят». И их доводы: «Я же о тебе забочусь» или «Ради твоей же пользы» дети не слышат. Точнее, они могут услышать слова, но не их смысл. Тон важнее слов, и если он резкий, сердитый или просто строгий, то вывод всегда однозначный: «Меня не любят, не принимают». Иногда это оформляется для ребенка не столько в слова, сколько в ощущение себя плохим, «не таким», несчастливым.
Значительно важнее воспитания для любого ребенка безусловная родительская любовь. Как жаль, что она встречается так редко!
На занятиях родители часто говорят о собственных чувствах: тревоге, страхе, вине, стыде, которые не позволяют любить собственных детей безусловно.
Родителям важно донести мысль, что любить ребенка непросто, если не умеешь изначально любить себя. В процессе занятий они начинают осознавать, что так много придется изменить в себе: на что-то взглянуть по-другому, иногда отсоединиться от того, как воспитывали тебя самого, разобраться со своим стыдом и тревогой. Научиться любить себя таким, какой есть и других... Сложно, но возможно.
В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Родители хотят знать и любить своих детей. Эта простая мысль и лежит в основе сотрудничества семьи и школы. Поэтому работа с родителями должна быть направлена на формирование таких отношений в семье, где ребенок будет расти здоровым и счастливым!






Заголовок 315