РОЛЬ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ


РОЛЬ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
Актуальность темы предопределена тем, что здоровье – основная ценность человека. Именно в школьном возрасте закладываются основы культуры здоровья, мышления и поведения личности.
Цель педагогов – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Культура здоровья - это составная часть базовой культуры личности, отражающая осознанное, ценностное отношение человека к собственному здоровью, выраженная в полноценном физическом, психическом, духовно-нравственном и социальном развитии.
Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Главная цель работы учителей физкультуры – это обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
Для этого необходимо решать следующие задачи:
- сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- научить школьников использовать полученные знания в повседневной жизни;
-обучить школьников приемам мобилизации и духовного самосовершенствования;
-формировать ценностное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни.
Поставленные задачи решаются через:
1)совершенствование методики проведения урока;
2)индивидуальную работу со слабоуспевающими и физически развитыми обучающимися;
3)коррекцию занятий школьников на основе диагностики развития, способностей и природных задатков;
4)мотивацию школьников к учению.
Работа в школе сегодня направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, где реализуются здровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Учителя физической культуры должны воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, понимания ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждение и роста желания следовать здоровому образу жизни.
На уроках они знакомятся с вопросами гигиены физических упражнений, с приемами самоконтроля и правилами самостоятельных занятий.
В процессе обучения решаются и задачи воспитания волевых и моральных качеств. Главное же для учителя физической культуры на уроках – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой, на основе необходимых для этого знаний о здоровом образе жизни.
Учащегося необходимо приучать не только к мышлению, но и к желанию самотоятельно заниматься физическими упражнениями. Культура здоровья оказывает влияние на личностное развитие человека.
Отсюда следует, что процесс сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста будет эффективнее при формировании у них здорового образа жизни в школе и за её пределами на основе ценностно-мотивационных установок на здоровье как ценность современного человека. При этом правильное и осознанное отношение школьника к своему здоровью становится показателем общей культуры его личности.
Литература
1. Бахтин Ю. К., Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Формирование культуры здоровья - ответственная задача учреждений народного образования // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 445-447.
2.Николаев Ю.М., Теория физической культуры: становление и развитие культурологического подхода / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. – 2009. – № 12. – С. 3-8.
3.Рябущенко И. А.,  Формирование культуры здоровья у старших школьников. Программа воспитательной работы. Томская обл. Из опыта работы, № 9 (21) сентябрь 2013  г. – 1-10с.