Использование ИКТ на уроках окружающего мира для развития всесторонне развитой личности


Использование ИКТ на уроках окружающего мира для развития всесторонне развитой личности.
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, но очень интересный и познавательный. Для того, чтобы интерес к предмету не угас на помощь и приходят информационно-коммуникационные технологии. Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребенка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность.
ИКТ позволяет демонстрировать на уроке:
фотографии животных, растений, памятников, городов, известных людей и др.
В своей работе я использую различные виды компьютерных программ.
Одна из наиболее доступных для применения в работе программ — Microsoft Power Point. Иллюстрации, видео фрагменты помогают учащимся совершить виртуальное путешествие по странам, городам, побывать в прошлом, ярче представить образы первых русских князей.
Также использовать и для тестирования. Тесты позволяют достаточно оперативно выявить уровень знания учащихся.
С первых дней появления компьютера в классе дети стали интересоваться презентациями (в редакторе PowerPoint). Самые первые работы были выполнены с помощью взрослых: учителя, родителей. Обычно в конце урока я сообщаю тему следующего и предлагаю желающим подобрать интересные материалы, подготовить небольшое выступление. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов.
Помимо созданных самостоятельно материалов электронных уроков использую наглядное пособие по естествознанию младших школьников, «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир». Изучению времен года помогает обучающая программа «Мультипликационные времена года с тетушкой Совой».
Изучая новую технологию, у меня появилось много вопросов:
•Какие электронные образовательные ресурсы можно использовать при подготовке к урокам?
• Не окажет ли отрицательное влияние на здоровье детей применение ИКТ?
•Сколько времени на уроке можно использовать проектор и экран?
• На каких этапах урока необходимо применять ИКТ?
Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо было время.
Начинать свою работу по созданию мультимедиа урока надо:
•Поиск наглядности, аудио – и видеоматериалов в соответствии с темой урока.
•Знакомство с содержанием урока и выстраивание материалов в нужной последовательности в программе PowerPoint.
•Вставка текстовой информации, таблиц, схем.
• Оформление слайдов, анимация.
Очень важным является выяснение, на каких этапах урока можно использовать данный вид технологии:
•Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук)
•Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация)
•Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).
Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа.
Использование ИКТ не вредит здоровью детей в том случае, если учитель будет:
•учитывать возрастные особенности и интересы детей,
• контролировать непрерывное время работы с экраном и проектором (2 класс – 10 мин, 3 класс – 15 мин, 4 класс – 20 мин),
Мой кабинет оснащён следующим оборудованием:
•компьютер;
•мультимедийный проектор;
Рассмотрим применение презентации на одном из уроков окружающего мира, по теме:
На этапе изучения темы «Путь из варяг в греки» полностью материал учебника соответствовал презентации. По ходу чтения учебника у детей возникало много вопросов, для этого на слайдах были предложены иллюстрации и их словарное объяснение.
«Времена года – зима».
На этапе «открытия» новых знаний предлагаю учащимся рассмотреть иллюстрации. Далее анализируем, сравниваем сюжеты и выясняем, какие изменения происходят в природе с приходом зимы, как люди одеваются, как меняется труд людей в зимний период.
Мой опыт работы показывает, что применение информационных технологий способствуют более глубокому усвоению знаний. Применение такого вида работы на уроках способствуют активизации внимания и мыслительной деятельности учащихся, развитию речи, эмоциональному восприятию. Дети учатся делать самостоятельно выводы. Таким образом, ИКТ в образовательном процессе позволяет решать важные задачи обучения – повышение уровня знаний и мотивацию к учению.
Список использованной литературы
Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах.//Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7
«Информационные технологии на уроках в начальной школе». Составитель О.В.Рыбьякова. Издательство Учитель. Волгоград 2008г.
Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7