Образовательная программа «Танцевальное искусство»


Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы. Образовательная программа «Танцевальное искусство» направлена на обучение учащихся основам хореографического искусства, развитие общефизических, артистических, исполнительских способностей, а также воспитание высоких эстетических критериев, необходимых для достижения гармоничного социального, интеллектуального и нравственного развития личности.
Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, классический, народно-сценический и современный танец. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.
Актуальность. Важнейшей функцией дополнительного образования является сохранение, воспроизводство и развитие культуры. Воспитание формирует образ человека культуры, его родовые культурные качества, в числе которых приоритетным является художественное творчество. Сегодня обществу нужны творческие люди, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к творческой деятельности; развитие творческой самостоятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное самосознание.
Основным средством воспитания этих качеств личности является искусство, которое укоренено в культурных традициях и эволюционирует наряду с развитием технократической цивилизации. При этом различные виды искусств в отдельности своими собственными средствами не могут дать достаточно полную картину мира. Такую картину может дать только синтез искусств. Объединяя художественные средства различных видов искусств в единое целое в образовательном процессе, создаётся благоприятная среда, способствующая активизации творческого потенциала и самореализации ребёнка.
Искусство хореографии основано на музыкально организованных условиях, образно-выразительных движениях человеческого тела. Хореография, как искусство синкретичное, способствует гармоничному развитию детей: учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость, воспитывает их эмоциональную культуру и формирует духовные ценности.
 Данная программа состоит в том, что она направлена на синтез классической, народной и современной хореографии. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого обучающегося.
Педагогическая целесообразность  состоит в целенаправленной работе по расширению возможностей творческой реализации детей, соответствующей их духовным и интеллектуальным потребностям посредством приобщения к миру хореографии: классический танец, народно-сценический, современный танец.
Цель программы состоит в создание реабилитационно-адаптивно развивающей среды в рамках психо-физиологического развития учащихся средствами танца и движения, формирование духовно-нравственных ценностей, эстетическое развитие, воспитание трудолюбия и укрепление здоровья.
Задачи:
1. Обучающие задачи заключаются в том, чтобы:
дать представление об основных направлениях хореографии: классический танец, народно-сценический танец, современный танец;
обеспечить практическое применение теоретических знаний в области различных танцевальных техник.
2. Развивающие задачи:
- осваивая движения и упражнения, развивать силу, упругость и эластичность мышц, координацию движений, их образность и выразительность, хореографическую память, выносливость, навыки импровизации.
3. Воспитательные задачи направлены на то, чтобы:
воспитать качества инициативности, целеустремленности, ответственности по отношению к своему и чужому труду;
помочь в формировании художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к искусству;
сформировать готовность к социальному и профессиональному самоопределению;
привить эстетический подход к внешнему виду и окружающей среде;
обеспечить социализацию детей в коллективе и способствовать возникновению уважительных отношений между обучающимися;
способствовать формированию творческой личности.
Отличительные особенности данной программы
от уже существующих.
Особенностью данной программы является совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку обучающихся в течение всего курса обучения.
Обучение идет по единой «спиральной» структуре – занятия с увеличивающейся степенью сложности, с переходом от теории к практике, от занятий под руководством педагога до самостоятельного показа танцевальных движений и композиций.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Образовательная программа «Танцевальное искусство» ориентирована на детей от 5до 15 лет.
Сроки реализации программы
Для реализации программы дополнительного образования «Танцевальное искусство» образовательный процесс организован в рамках трех этапов:
1 этап – накопление базовых знаний и навыков.
Срок реализации – 1 год (1 годы обучения).
2 этап – применение накопленных знаний в рамках урока и концертно-сценических мероприятий.
Срок реализации – 2 года (2, 3 годы обучения).
3 этап – совершенствование исполнительского стиля.
Срок реализации – 2 года (4, 5 годы обучения).
Срок реализации всех трёх этапов – 5 лет.
Долгосрочность освоения программы определяется:
постепенным характером формирования физического аппарата ребенка и в связи с этим постепенным усложнением образовательной программы;
процессами психического развития ребенка;
групповым характером освоения образовательной программы и предъявления образовательного результата.
Формы и режим занятий.
Формы и режим занятий – теоретические и практические занятия, репетиции, выездные выступления и т.п.; групповые, индивидуально-групповые. Необходимое количество часов для изучения и освоения содержания программы:
Первый год обучения – 136 ч.
Продолжительность занятий:
для первого года обучения – 1 час = 40 мин.
Наполняемость учебной группы:
Первый год обучения от 12 до 15 чел.
Формы проведения занятий:
практическое, репетиция, творческое задание, ролевая игра.
Ожидаемые результаты и их способы проверки.
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы «Танцевальное искусство» в объединения «Кристалл» после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты.
К концу 1 года обучения воспитанник будет:
Знать:
терминологию, используемую на уроке;
структуру и основные части урока;
последовательность изучаемых элементов урока;
методику изучения танцевальных движений и упражнений;
основу элементов классического, народного и современного танца;
музыкальные размеры, темп и характер музыки;
принципы составления учебных комбинаций;
организацию труда, рабочего места на уроке и сцене.
Уметь:
воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
владеть корпусом во время исполнения движений;
выполнять партерный экзерсис и экзерсис лицом к станку;
соотносить данные элементы с музыкальным сопровождением;
выполнять движения в технике танцевального направления.
Получит навыки:
простейшей координации движения;
элементов классического, народного и современного танца;
соединения отдельных движений в танцевальную композицию.
Иметь представление:
о классическом, народном и современном танце.
Расширит представления:
о танцевальном искусстве.
Будет стремиться:
к повышению уровня мастерства;
Будет сформирован:
художественно-эстетический вкус, интерес к танцевальному искусству разных направлений.
Формы и способы проверки результатов
педагогическое наблюдение;
отзывы родителей;
индивидуальные и групповые беседы с учащимися;
диагностика;
концерты, итоговые занятия.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы
Объект управления – целостный процесс практико-ориентировочного обучения детей.
Цель обучения – эстетическое развитие обучающихся, развитие танцевальных и музыкальных способностей. Развитие у детей субъективного опыта эмоционально – чувственного общения с окружающим миром.
Стиль руководства – личностно-ориентированный с доминированием организационной и стимулирующей функций.
Мотивационно – смысловые позиции:
Педагога – открытость, диалог, содействие, сотрудничество, обеспечение условий решения проблем ребенка.
Обучаемых – личностная мотивированность на образовательную деятельность.
Характер организации образовательной деятельности: превалирование продуктивных творческих заданий на основе осознания ребенком личностного смысла образовательной деятельности.
Характер и формы педагогического взаимодействия и отношения: субъект – субъективные отношения, партнерское взаимодействие в разработке и достижении цели.
Контроль и оценка: ориентация на личностную мотивированность и эстетическую ценность результатов образовательного процесса, диагностика уровня музыкального и психомоторного развития детей, само- и взаимоконтроль.
Учебно-тематический план программы
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-7 ЛЕТ)
Режим занятий – 4 часа в неделю (по 40 мин.)
№ Название тем Количество часов
теория практика всего
1. Введение 2 - 2
2. Партерный экзерсис 4 18 22
3. Основы классического танца 6 14 20
4. Упражнения на середине 5 15 20
5. Виды рисунков и фигур танца 3 7 10
6. Виды шагов и ходов 6 14 20
7. Народно-сценический танец 5 13 18
8. Современный танец 7 15 22
9. Итоговые занятия - 2 2
Итого: 39 97 136
Содержание программы
Тема 1. Введение
Введение в образовательную программу. Внешний вид воспитанников. Роль подготовки к занятиям. Подготовка класса для занятий и их режим.
Тема 2. Партерный экзерсис
Теория: Исправлять часто встречающиеся природные недостатки (сутулость, косолапие, недостаточность мышечного слоя и т.д.), создавать прекрасную физическую форму тела обучающегося, поддерживать и совершенствовать ее.
Практика: Данный раздел включает в себя:
упражнения сидя на коврике включают в себя следующие упражнения: тренировочный комплекс для развития подъема стопы, «Птички», «Складочка», «Часики», «Книжечка»;
упражнения, лежа на спине: «Иголочка», «Перевернутый столик», «Летучие мышки», «Велосипед», «Ножницы», «Свечка», «Улиточка», «Мостик»;
упражнения, лежа на животе: «Лодочка», «Русалочка», «Рыбка», «Корзиночка», «Лягушка»;
упражнения стоя на коленях: «Кошечка», «Ванька-Встанька», «Солдатик» и подготовка к шпагатам.
Тема 3. Основы классического танца
Теория: тренировка суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Специфика танцевального шага и бега.
Практика: Экзерсис у станка:
Положение тела. Постановка корпуса;
Позиции ног и рук в классическом танце;
Приседание (Plier);
Battement tendu;
Battement tendu jete;
Releve.
Экзерсис на середине зала:
Первое Port de bras;
Saute.
Тема 4. Упражнения на середине:
Теория: развитие выворотности, правильной осанки, гибкости, подвижности суставов и музыкальности. Исполнение хлопками, притопами ритмических рисунков некоторых музыкальных произведений. Овладение простейшими навыками координации движений.
Практика:
упражнения для улучшения гибкости шеи;
упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;
упражнения для улучшения подвижности суставов позвоночника;
упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;
упражнения на развитие чувства ритма;
упражнение на координацию движения;
упражнения для рук;
прыжки;
этюд «Барыня»;
Танец с хлопками.
Тема 5. Виды рисунков и фигур танца
Теория: развитие ориентации в пространстве
Практика: знакомство со следующими видами рисунков:
круг;
сужение и расширение круга;
линия;
колонна;
диагональ;
«Воротца».
Тема 6. Виды шагов и ходов
Теория: формирование способности к устойчивому вниманию, собранности и выносливости. Развитие у учащихся ловкости, изящности, координации, свободы в движениях, красивого выполнения (как физически, так и эмоционально).
Практика подразумевает выполнение шагов и ходов (танцевальный шаг с носка, шаг с пятки, шаг на полупальцах, марш, бег взахлест, высокий бег, тройной высокий бег, подскоки, тройной притоп, приставные шаги, галоп, гусиный шаг, мячики).
Тема 7. Народно-сценический танец
Теория: знакомство с элементами народного танца, выработка выносливости, устойчивости. Формирование представления о правильном выполнении элементов народного танца и соединение их в единые комбинации, этюд, танец.
Практика:
позиции ног и рук в народном танце;
положение корпуса и головы;
приставной шаг с ударом;
тройной притоп в повороте;
изучение элемента «ковырялочка»;
переменный ход вперед и назад;
разучивание элементов «Гармошка» и «Ёлочка»;
полька: основные движения танца;
разучивание Польки;
постановочная работа.
Тема 8. Современный танец
Теория: Знакомство с историей возникновения современного танца и основными направлениями и техниками.
Практика:
техника изоляции;
изолированные движения различных частей тела;
основные движения корпуса;
основы техники джазового танца – распределения напряжения и расслабления;
музыкальное и танцевальное понятие свинга;
креативная гимнастика «Творческая импровизация»;
постановочная работа.
Тема 9. Итоговое занятие
В роли итоговых занятий выступают открытый или итоговый урок, урок–концерт.
Учебно-тематический план программы
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (8-11 ЛЕТ)
Режим занятий – 4 часа в неделю (по 40 мин.)
№ Название тем Количество часов
теория практика всего
1. Введение 2 - 2
2. Партерный экзерсис 5 15 20
3. Основы классического танца 5 13 18
4. Упражнения на середине 3 9 12
5. Виды рисунков и фигур танца 2 6 8
6. Виды шагов и ходов 8 18 26
7. Народно-сценический танец 7 17 24
8. Современный танец 7 17 24
9. Итоговое занятие - 2 2
Итого: 39 97 136
Содержание программы
Тема 1. Введение
Введение в образовательную программу. Внешний вид воспитанников. Роль подготовки к занятиям. Подготовка класса для занятий и их режим. Комплектование групп. Ознакомление воспитанников с учебно-тематическим планом на учебный год. Инструктаж по техники безопасности
Тема 2. Партерный экзерсис
Теория: Исправлять часто встречающиеся природные недостатки (сутулость, косолапие, недостаточность мышечного слоя и т.д.), создавать прекрасную физическую форму тела обучающегося, поддерживать и совершенствовать ее.
Практика: Данный раздел включает в себя:
упражнения, сидя на коврике включают в себя следующие упражнения:
тренировочный комплекс для развития подъема стопы, «Птички», «Складочка», «Разножка», «Книжечка»;
упражнения, лежа на спине: упражнения на развитие мышц пресса и силы ног, махи, «Велосипед», «Ножницы», «Свечка», «Улиточка», «Мостик»;
упражнения, лежа на животе: «Лодочка», «Русалочка», «Рыбка», «Корзиночка», «Лягушка»;
упражнения стоя на коленях: «Кошечка», «Ванька-Встанька», «Солдатик», подготовка и выполнение шпагатов.
Тема 3. Основы классического танца
Теория: тренировка суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Специфика танцевального шага и бега.
Практика: Экзерсис у станка:
Положение тела. Постановка корпуса;
Позиции ног и рук в классическом танце;
Приседание (Plier);
Battement tendu;
Battement tendu jete;
Passe par terre;
Rond de jambe par terre;
Releve;
Первое Port de bras;
Третье Port de bras;
Saute;
Pa echappe.
Тема 4. Упражнения на середине:
Теория: развитие выворотности, правильной осанки, гибкости, подвижности суставов и музыкальности. Исполнение хлопками, притопами ритмических рисунков некоторых музыкальных произведений. Овладение простейшими навыками координации движений.
Практика:
упражнения для улучшения гибкости шеи;
упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;
упражнения для улучшения подвижности суставов позвоночника;
упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;
упражнения на развитие чувства ритма;
упражнение на координацию движения;
упражнения для рук;
прыжки.
Тема 5. Виды рисунков и фигур танца
Теория: развитие ориентации в пространстве.
Практика: знакомство со следующими видами рисунков:
круг;
сужение и расширение круга;
линия;
колонна;
диагональ;
«Воротца».
Тема 6. Виды шагов и ходов
Теория: формирование способности к устойчивому вниманию, собранности и выносливости. Развитие у учащихся ловкости, изящности, координации, свободы в движениях, красивого выполнения (как физически, так и эмоционально).
Практика подразумевает выполнение шагов и ходов (танцевальный шаг с носка, шаг с пятки, шаг на полупальцах, марш, подскоки, шаг польки, бег взахлест, бег взахлест с «молоточком», высокий бег, тройной высокий бег, Pa de basque, шаг с каблука, тройной притоп, приставные шаги, галоп, гусиный шаг, мячики).Тема 7. Народно-сценический танец
Теория: знакомство с элементами народного танца, выработка выносливости, устойчивости. Формирование представления о правильном выполнении элементов народного танца и соединение их в единые комбинации, этюд, танец.
Практика:
позиции ног и рук в народном танце;
положение корпуса и головы;
приставной шаг с ударом;
тройной притоп в повороте;
изучение элемента «ковырялочка»;
переменный ход вперед и назад;
разучивание элементов «Гармошка» и «Ёлочка»;
мелкий дробный ход;
дробь с подскоком;
жанры народного танца. Хоровод;
жанры народного танца. Пляска;
основы украинского танца;
постановочная работа
Тема 8. Современный танец
Теория: Знакомство с историей возникновения современного танца и основными направлениями и техниками.
Практика:
техника изоляции;
изолированные движения различных частей тела;
поза коллапса;
Contraction и release;
основные движения корпуса;
основы техники джазового танца – распределения напряжения и расслабления;
музыкальное и танцевальное понятие свинга;
Levels;
креативная гимнастика «Творческая импровизация»;
постановочная работа.
Тема 9. Итоговое занятие
В роли итоговых занятий выступают открытый или итоговый урок, урок–концерт.
Учебно-тематический план программы
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (12-15 ЛЕТ)
Режим занятий – 4 часа в неделю (по 40 мин.)
№ Название тем Количество часов
теория практика всего
1. Введение 2 - 2
2. Партерный экзерсис 4 12 16
3. Основы классического танца 8 18 26
4. Упражнения на середине 2 8 10
5. Виды рисунков и фигур танца 2 6 8
6. Виды шагов и ходов 7 17 24
7. Народно-сценический танец 7 17 24
8. Современный танец 7 17 24
9. Итоговые занятия - 2 2
Итого: 39 97 136
Содержание программы
Тема 1. Введение
Введение в образовательную программу. Внешний вид воспитанников. Роль подготовки к занятиям. Подготовка класса для занятий и их режим. Комплектование групп. Ознакомление воспитанников с учебно-тематическим планом на учебный год. Инструктаж по техники безопасности
Тема 2. Партерный экзерсис
Теория: Исправлять часто встречающиеся природные недостатки (сутулость, косолапие, недостаточность мышечного слоя и т.д.), создавать прекрасную физическую форму тела обучающегося, поддерживать и совершенствовать ее.
Практика: Данный раздел включает в себя:
упражнения, сидя на коврике включают в себя следующие упражнения:
тренировочный комплекс для развития подъема стопы, «Птички», «Складочка», «Разножка», «Книжечка»;
упражнения, лежа на спине: упражнения на развитие мышц пресса и силы ног, махи, «Велосипед», «Ножницы», «Свечка», «Улиточка», «Мостик»;
упражнения, лежа на животе: «Лодочка», «Русалочка», «Рыбка», «Корзиночка», «Лягушка»;
упражнения стоя на коленях: «Кошечка», «Ванька-Встанька», «Солдатик», подготовка и выполнение шпагатов.
Тема 3. Основы классического танца
Теория: тренировка суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Специфика танцевального шага и бега.
Практика: Экзерсис у станка:
Положение тела. Постановка корпуса;
Позиции ног и рук в классическом танце;
Приседание (Plier);
Battement tendu;
Battement tendu jete;
Passe par terre;
Rond de jambe par terre;
Sur le cou-de-pied;
Battement fondu;
Первое Port de bras;
Третье Port de bras;
Saute;
Pa echappe;
Changement de pieds.
Тема 4. Упражнения на середине:
Теория: развитие выворотности, правильной осанки, гибкости, подвижности суставов и музыкальности. Исполнение хлопками, притопами ритмических рисунков некоторых музыкальных произведений. Овладение простейшими навыками координации движений.
Практика:
упражнения для улучшения гибкости шеи;
упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;
упражнения для улучшения подвижности суставов позвоночника;
упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;
упражнения на развитие чувства ритма;
упражнение на координацию движения;
упражнения для рук;
прыжки.
Тема 5. Виды рисунков и фигур танца
Теория: развитие ориентации в пространстве.
Практика: знакомство со следующими видами рисунков:
круг;
сужение и расширение круга;
линия;
колонна;
диагональ;
«Воротца».
Тема 6. Виды шагов и ходов
Теория: формирование способности к устойчивому вниманию, собранности и выносливости. Развитие у учащихся ловкости, изящности, координации, свободы в движениях, красивого выполнения (как физически, так и эмоционально).
Практика подразумевает выполнение шагов и ходов (танцевальный шаг с носка, шаг с пятки, шаг на полупальцах, марш, подскоки, шаг польки, бег взахлест, бег взахлест с «молоточком», высокий бег, тройной высокий бег, Pa de basque, шаг с каблука, тройной притоп, приставные шаги, галоп, прыжки с вытянутыми носками в продвижении, поджатые прыжки в продвижении).Тема 7. Народно-сценический танец
Теория: знакомство с элементами народного танца, выработка выносливости, устойчивости. Формирование представления о правильном выполнении элементов народного танца и соединение их в единые комбинации, этюд, танец.
Практика:
позиции ног и рук в народном танце;
положение корпуса и головы;
приставной шаг с ударом;
тройной притоп в повороте;
изучение элемента «ковырялочка»;
переменный ход вперед и назад;
разучивание элементов «Гармошка» и «Ёлочка»;
Passe – подготовка к «Веревочке»;
«Веревочка»;
подготовка и разучивание «Моталочки»;
мелкий дробный ход;
дробь с подскоком;
основные движения цыганского танца;
основы украинского танца. Бегунец;
основы украинского танца. Вихилясник;
постановочная работа.
Тема 8. Современный танец
Теория: Знакомство с историей возникновения современного танца и основными направлениями и техниками.
Практика:
техника изоляции;
изолированные движения различных частей тела;
поза коллапса;
Contraction и release;
основные движения корпуса;
основы техники джазового танца – распределения напряжения и расслабления;
музыкальное и танцевальное понятие свинга;
Levels;
знакомство с направлениями джаз, модерн и Contemporary Dance;
креативная гимнастика «Творческая импровизация»;
постановочная работа.
Тема 9. Итоговое занятие
В роли итоговых занятий выступают открытый или итоговый урок, урок–концерт.
Учебно-тематический план программы
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (4 года)
Режим занятий – 2 часа в неделю (по 30 мин.)
№ Название тем Количество часов
теория практика всего
1. Введение 1 - 1
2. Партерный экзерсис 3 7 10
3. Упражнения на середине 2 4 6
Танцевальные композиции 1 4 5
4 Виды рисунков и фигур танца 1 3 4
5. Виды шагов и ходов 3 6 9
6. Народно-сценический танец 2 4 6
7. Современный танец 2 3 5
8. Итоговые занятия - 1 1
Итого: 15 3247
Содержание программы
Тема 1. Введение
Введение в образовательную программу. Внешний вид воспитанников. Роль подготовки к занятиям. Подготовка класса для занятий и их режим.
Тема 2. Партерный экзерсис
Теория: Исправлять часто встречающиеся природные недостатки (сутулость, косолапие, недостаточность мышечного слоя и т.д.), создавать прекрасную физическую форму тела обучающегося, поддерживать и совершенствовать ее.
Практика: Данный раздел включает в себя:
упражнения сидя на коврике включают в себя следующие упражнения: тренировочный комплекс для развития подъема стопы, «Птички», «Складочка», «Часики», «Книжечка»;
упражнения, лежа на спине: «Иголочка», «Перевернутый столик», «Летучие мышки», «Велосипед», «Свечка», «Улиточка»;
упражнения, лежа на животе: «Лодочка», «Русалочка», «Рыбка», «Корзиночка», «Лягушка»;
упражнения стоя на коленях: «Кошечка», «Ванька-Встанька», «Солдатик».
Тема 3. Упражнения на середине:
Теория: развитие выворотности, правильной осанки, гибкости, подвижности суставов и музыкальности. Исполнение хлопками, притопами ритмических рисунков некоторых музыкальных произведений. Овладение простейшими навыками координации движений.
Практика:
упражнения для улучшения гибкости шеи;
упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;
упражнения для улучшения подвижности суставов позвоночника;
упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;
упражнения на развитие чувства ритма;
упражнение на координацию движения.
Тема 4. «Танцевальные композиции»:
Танец с хлопками;
Танцевальная композиция «Барыня»;
Танцевальная композиция «Цыплята», «Собачки»;
Танец с хлопками в паре;
«Танец маленьких утят»
Тема 5. Виды рисунков и фигур танца
Теория: развитие ориентации в пространстве
Практика: знакомство со следующими видами рисунков:
круг;
сужение и расширение круга;
линия;
колонна;
диагональ;
«Воротца».
Тема 6. Виды шагов и ходов
Теория: формирование способности к устойчивому вниманию, собранности и выносливости. Развитие у учащихся ловкости, изящности, координации, свободы в движениях, красивого выполнения (как физически, так и эмоционально).
Практика подразумевает выполнение шагов и ходов (танцевальный шаг с носка, шаг с пятки, марш, бег взахлест, высокий бег, подскоки, тройной притоп, приставные шаги, галоп, гусиный шаг, мячики).Тема 7. Народно-сценический танец
Теория: знакомство с элементами народного танца, выработка выносливости, устойчивости. Формирование представления о правильном выполнении элементов народного танца и соединение их в единые комбинации, этюд, танец.
Практика:
Постановка корпуса, ног, рук, головы.
Приставной шаг с ударом.
Тройной притоп в повороте.
Изучение элемента «ковырялочка».
Изучение элемента «гармошка».
Вращения по точкам класса на месте.
Тема 8. Современный танец
Теория: Знакомство с историей возникновения современного танца и основными направлениями и техниками.
Практика:
История возникновения современного танца
Знакомство с направлениями и техниками современного танца
Техника изоляции
Поза коллапса
Основные движения корпуса.
Тема 9. Итоговое занятиеВ роли итоговых занятий выступают открытый или итоговый урок, урок–концерт.
Методическое обеспечение программы
С первых минут на занятиях очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Заблуждаются те, кто полагает, что, собрав ребят можно сразу переходить к танцам. Сначала предстоит научить их красиво и осознанно двигаться под музыку, сделать связь музыки с движением привычной, естественной. Для этого нужно с самого начала включить в занятия простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения. Хочется дать несколько рекомендаций общего характера, которые помогут начинающим педагогам избежать типичных ошибок:
–занятие нужно проводить увлекательно, в темпе, чтобы дети уходили с него с чувством удовлетворения и чтобы с каждым днем они приобретали все больше знаний и навыков.
–не следует все время громко командовать. Иногда нужно объяснять тихо, но эмоционально. Это заставит занимающихся соблюдать тишину и внимательно слушать объяснение преподавателя.
Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией в дошкольном учреждении возможно только при использовании открытых педагогикой принципов и методов обучения. Наиболее близкими к нашему предмету мы считаем следующие:
Принцип доступности и индивидуальности, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий.
У дошкольников весь костно-связочный аппарат еще слаб и находится в стадии развития. И если нагрузки превысят допустимые нормы, то это может неблагоприятно повлиять на состояние здоровья малыша. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка, степени сложности заданий. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий занимающегося.
Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях. В связи с этим следует отметить целесообразность использования подготовительных, подводящих упражнений для усвоения многих двигательных навыков.
Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. У каждого имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по-разному протекает процесс усвоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку. Задача состоит в том, чтобы улучшить врожденные способности, задатки малыша.
Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным условием успешного обучения также является чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам.
Принцип систематичности – один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости.
Ребенок должен знать, что каждое занятие обязательно, что пропускать можно только из-за болезни или если в семье какое-то непредвиденное событие. К сожалению, бывает так: сегодня малыш занимается, а завтра не хочет, недельку-другую пропустит и вновь приходит на занятия. Такая позиция совершенно недопустима. И дело: даже не в том, что таким образом мы не добьемся больших результатов. Прежде всего, это вредно для самого дошкольника. В процессе занятий у него должно выработаться понимание того, что любое дело нужно выполнять добросовестно и доводить до конца. Привычка бросать начатое на полдороги вообще свойственна детям. Некоторая рассредоточенность и склонность хвататься за новые занятия, не доводя до конца прежние дела, в дальнейшем обернутся несобранностью, которая будет мешать полноценной деятельности взрослого человека. Систематические занятия, в том числе и хореографией, дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.
Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.
Принцип повторяемости материала, хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие-то изменения и
предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.
Принцип наглядности в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенкас окружающей действительностью.
При разучивании новых движений наглядность – это безукоризненный практический показ движений педагогом.
Но если в начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, то в заключительной части эта роль переходит к двигательному.
Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и
наглядности. При наличии достаточного двигательного опыта образное слово
будет вызывать необходимые двигательные представления.
Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи.
Для того чтобы в работе сопутствовала удача, нужно, разобравшись в возрастных особенностях детей, с первых же дней наметить содержание занятий, найти соответствующие запросам и возможностям детей методические приемы. Организация занятий основам хореографии обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества.
Преподаватель для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Ребята сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. В некоторых случаях, особенно в начале работы, руководитель может выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.
Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной, с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими (недопустимо, чтобы педагог был излишне многословен), точны, образны и конкретны. Детей с первых же занятий нужно познакомить со специальными терминами. В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово. Словом можно стимулировать активность ваших учеников, но можно и убить их веру в себя. Для шести – семилетних ребят можно дать иногда только словесное задание, и они его воспримут, но слишком часто прибегать к такому методу нецелесообразно.
Музыкальное сопровождение как методический прием. Рассчитывать на то, что ребята сами научатся чувствовать музыку, вряд ли возможно. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.
Импровизационный метод. На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью малышей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. При использовании импровизационного метода на занятии никакого предварительного прослушивания музыки не нужно. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным ее воздействием. Не рекомендуется подсказывать детям вид движения и отмечать (на первом этапе) более успевающих, ибо это приводит к слепому копированию. Не надо мешать, вашим подопечным свободно импровизировать, но при этом нужно внимательно следить за тем, чтобы они не придумывали движения, не связанные с музыкой. Педагогу следует тактично направить внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.
Метод иллюстративной наглядности. Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Конечно, это не должно быть лишь пассивным созерцанием предложенного для просмотра материала. Необходимо выяснить, понятен ли он детям, понравился или нет и почему, а может быть, и помочь разобраться в увиденном.
Игровой метод. Крупнейший ученый-педагог, доктор медицины П. Ф. Лесгафт еще в конце XIX века разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. У детей четырех-шести лет игровой рефлекс доминирует, малыш лучше всё воспринимает через игру, поэтому игровой метод в обучении так близок к ведущей деятельности дошкольника. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. При обучении детей движениям хорошо использовать игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений, например: («Нужно прыгать, как зайчик»; «Побежим легко и тихо, как мышки»). Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников. В одних случаях подбадривающее слово педагога вызовет положительные эмоции, в других – сдерживающее слово побуждает соотнести свое поведение с предъявляемыми требованиями.
Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций, вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания.
И еще очень важное для нас правило: Общение с детьми на занятии должно проходить в атмосфере радости и это самое главное, т.к. радость–могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка. Из всех чувств радость – всего лучше влияет на жизнь ребенка, развитие его способностей. В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу прекрасному. Положительные эмоции при игровом обучении, похвала активизируют работу сердца, нервной системы ребенка. Ни в коем случае нельзя вести занятие на фоне отрицательных эмоций. Необходимо увлекать, заинтересовать – только тогда обучение будет эффективно. Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети «заражаются» жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый интерес и аппетит.
Форма подведения итогов по каждой теме,
ожидаемые результаты и способы их проверки
Предполагаемыми результатами работы являются овладение навыками по современному танцу, гармоничное физическое развитие детей, активное участие в хореографических постановках объединения, участие в концертах, конкурсах.
Для контроля текущей успеваемости воспитанников используются:
фронтальный опрос;
индивидуальное исполнение заданного материала;
устные контрольные опросы по теоретическому материалу;
использование танцевальных номеров на концертах.
Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста воспитанников, конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность.
Механизмом оценки роста и достижений является: «обратная связь» воспитанника и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой воспитанник и коллектив: а так же достижения не только творческого характера, но и личностного.
Одной из «экспертных оценок» является выступления на концертах, участие в городских районных мероприятиях, конкурсах. Участие коллектива в конкурсах, концертах вырабатывает у детей способность анализировать свое выступление и выступления других. Полученные впечатления учат их сравнивать, сопоставлять, вызывают желание поделиться своими замечаниями с педагогом и коллегами по объединению.
Подведение итогов реализации дополнительной программы проводится в форме диагностики результатов воспитанников (см. приложение1).
Техническое оснащение занятия
Материально-техническое обеспечение одно из важных условий для реализации программы, нельзя воспитать «ощущение сцены» не видя её, как равно занятие хореографией в «физкультурном зале» не даст должного результата. И потому, для занятия хореографией необходимо наличие материально-технической базы:
хореографический зал;
сцена;
зеркала;
хореографические станки;
костюмы;
мягкая обувь;
коврики;
аудиоаппаратура;
фортепиано;
фонотека.
Литература
Для педагога:
1. . Базарова М.А., Мей В.И. Азбука классического танца.- Ленинград: Искусство, 1983
2. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. Методические указания педагогом детских хореографических коллективов и школ. – СПб.:«ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС», 2004
3. Бекина С.И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6 – 7 лет) : Из опыта работы муз. руководителей дет. садов/Авт.-сост.: С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М.: Просвещение, 1984. – 288 с.
4. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – М.:Искусство, Краснодар – 2003
5. Воеводина М.И. Современные направления танца. Учебно -методическое пособие. – Ставрополь: СГПИ, 2011. – 47 с.
6. Гусев Г.П.Методика преподавания народного танца.- М.: Искусство, 2003
7. Зарецкая Н.В., Роот З.Я. Танцы в детском саду. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.
8. Климов А.А. Основы русского народного танца: – М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2004. – 320 с.
9. Курысь В.Н., Грудницкая Н.Н. Ритмическая гимнастика в школе / Под ред. В.Н. Курыся: Учебное пособие.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. – 204 с.
10. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М.: Владос, 2004.
11. Цорн А.Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии. – СПб.: «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; «Лань», 2011. – 544 с.

для детей:
1. Базарова М.А., Мей В.И. Азбука классического танца.- Ленинград: Искусство, 1983
2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. 8-е изд., стер. – СПб.: Изда-тельство «Лань», 2003
3. Гусев Г.П.Методика преподавания народного танца.- М.: Искусство, 2003
4. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1985