Рабочая программа для занятий внеурочной деятельности танцевальное объединение Мультиdance


Рассмотрено
на заседании ШМО
________И.В. БабаковаПрот.№_____________
« »_________2015г. Согласовано
Зам. директора по УВР
_______.В.В. Воронина
« »_________2015г. Утверждено
Директор школы
______Л..В. Потанина
« »_________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Для занятий по внеурочной деятельности
Танцевальное объединение «МультиDance»
(общекультурное направление)
МКОУ «Новоусманская СОШ № «3»
на 2015-2016 учебный год
Классы: IIа, IIб, IIв,
IIг, IIд, IIе
Педагог: Рудова Е.А.
Новая Усмань 2015 г.
Пояснительная записка
Среди множества форм художественного воспитания хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармонично-пластическое развитие. В сравнении с пением, музыкой, изобразительным искусством, имеющими постоянное место в сетке школьного расписания, танец, так и не смог войти в число обязательных предметов образования. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного, духовного и физического развития.
Синкритичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве
Исходя из этого была составлена программа по предмету хореографии, начальный этап обучения условно может совпадать с младшим школьным возрастом (приблизительно 7-9 лет) Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта, разработана на основе типовой программы «Ритмика и бальные танцы « под редакцией Е,И Мошкова. Занятия следует проводить по 1 часу в неделю. В группе должно быть не более 16 человек, для лучшего усвоения материала. Контролем проверки изученного материала является — концертное выступление, открытый урок.
Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но и физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога–хореографа – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.
Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Педагогу необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся, вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.
Хореографическая тренировка (экзерсис) – это достаточно длительный процесс выработки большого числа все усложняющихся музыкально-двигательных навыков. Позы, положения, движения и их комбинации в различных вариантах – это новые для организма двигательные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка. При этом следует все время помнить, что овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться определенным эмоциональным настроем, что нельзя учить только движениям, а эмоциональную выразительность откладывать на более поздний срок.
Педагогической психологией введен основной закон усвоения материала: воспринять, осмыслить, запомнить, применить результат.
Программа ориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных. Она включает в себя элементы классического, народно-сценического, бального танца, дает представление о каждом из них, а самое главное она не усложнена.
Особенность программы состоит в том, что большая часть урока, на первом году обучения, опирается на партерный экзерсис и также предусмотрен отдельный блок: сценическое движение, актерское мастерство и творческая деятельность.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития.
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
Цель программы:
1. Обучить детей основам хореографии.
2. Сформировать навыки выполнения танцевальных упражнений.
3. Воспитывать чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.
Задачи:
1. Сформировать танцевальные знания, умения и навыки на основе овладения и освоения программного материала.
2. Научить выразительности и пластичности движений.
3. Формировать фигуру, ловкость, выносливость и физическую силу.
4. Дать возможность детям самостоятельно фантазировать и разрабатывать новые танцевальные движения и сюжеты.
5. Научить детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений.
6. Воспитать музыкальный вкус и любовь к искусству танца.
К числу планируемых результатов освоения отнесены:
личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей
метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий
предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
Учебно-тематический план
 № п/п Наименование разделов и тем Количество часов всего теория практика
1 Раздел 1. «Ритмика, элементы музыкальной грамоты» 4 1 5
2 Раздел 2. «Танцевальная азбука» 9 2 7
3 Раздел 3. «Танец» 16 4 12
4 Раздел 4. «Творческая деятельность» 5 1 4
Итого: 34 Содержание работы
Раздел 1. «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»
С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:
правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.
Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры для учащихся , слушание и разбор танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формируют восприятие музыки, развивают чувства ритма и лада, обогащают музыкально — слуховые представления, способствуют развитию умений координировать движения с музыкой.
Тема 1. Элементы музыкальной грамоты
Тема 2. Музыкально — ритмические упражнения
Тема 3. Построения и перестроения
Тема 4. Слушание музыки
  Тема 5 Гимнастика
Раздел 2. «Танцевальная азбука»
Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно — характерного и бального танца.
Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.
Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический танец является основой хореографической подготовки обучающихся.
Главная задача педагога: при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.
Народно — сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца, упражнения по народно — сценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.
Тема 1. Элементы классического танца
Тема 2. Элементы народно — сценического танца
Раздел 3. «Танец»
Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца. Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:
· партерная гимнастика;
· тренаж на середине зала;
· танцевальные движения;
· композиции различной координационной сложности.
Тема 1. Детские бальные и народные танцы
Тема 2. Образные танцы (игровые)
Тема 3. Постановка танцевальной композиции
Раздел 4. «Творческая деятельность»
Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия. При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я — учитель танцев», «Я- художник по костюмам» и др. Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тем. В содержание раздела входят задания по развитию ритмо-пластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений. Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме или проводятся отдельными уроками по темам.
Тема 1. Игровые этюды
Тема 2. Музыкально — танцевальные игры
календарно — тематическое планирование
дата тема
7.09.2015 Элементы музыкальной грамоты. Прослушивание музыки.
14.09.2015 Музыкально — ритмические упражнения
21.09.2015 Построения, перестроения
28.09.2015 Гимнастика. « князевский станок»
5.10.2015 Классический танец. Постановка корпуса. Позиции рук и ног.
19.10.2015 demi-plie
26.10.2015 Battement tendu2.11.2015 Battement tendu jete9.11.2015 Rond de jambe par terre16.11.2015 Элементы народного танца
23.11.2015 Вынос ноги на каблук вперед, в сторону, назад
30.11.2015 Гармошка, елочка, припадание7.12.2015 Ходы русского танца (простой, переменный)
14.12.2015 Дроби
21.12.2015 Детский танец
28.12.2015 Приглашение
11.01.2015 Смени пару
18.01.2016 Лошадки
25.01.2016 Полька
1.02.2016 Полька
15.02.2016 Игровые танцы
22.02.2016 Игровые танцы
29.02.2016 Игровые танцы
7.03.2016 Игровые танцы
14.03.2016 Игровые танцы
4.04.2016 Постановка танцевальной композиции
11.04.2016 Постановка танцевальной композиции
18.04.2016 Постановка танцевальной композиции
25.04.2016 Постановка танцевальной композиции
2.05.2016 Постановка танцевальной композиции
9.05.2016 Постановка танцевальной композиции
16.05.2016 Повторение пройденного
23.05.2016 Открытый урок
Методическое обеспечение внеурочной деятельности
Главные компоненты метода - музыка, музыкальные движения, музыкально — пластические игры, пластические этюды и развитие эмоциональной выразительности.
Вариант структуры урока:

Первая часть урока (подготовительная)
-Вход учащихся в танцевальный зал (марш)
-Построение в несколько линий
-Поклон
-Разминка (для головы, плеч и рук)
Вторая часть урока (основная)
-изучение музыкально-ритмического материала, тренеровочно-вспомогательных упражнений элементов хореографической азбуки
-Работа над этюдами, танцами
Третья часть урока (заключительная)
-Закрепление музыкально - ритмического материала
-Музыкально-танцевальные импровизации
-Основные построения для выхода из зала
-Поклон
- Выход из зала
Уроки хореографии проводятся в танцевальном зале. Наличие специальных станков необязательно, но желательно, хорошо, чтобы одна из стен зала была оснащена зеркалами. Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. При изучении нового и повторении пройденного материала происходит частое перестроение детей в зале , менять в последовательном порядке линии, по которым выстроены дети.


литература:

Светинская В. Танцевальная постановка для детей.
Шахматова Л. Сценические этюды
Ваганова А. Основы классического танца
Тарасов Н. Классический танец
Ткаченко Т. Народные танцы
Ивановский Н. Бальный танец