Социальный проект Веселая перемена


Управление образования Администрации Навашинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия г. Навашино











ПРОЕКТ
«Веселая перемена»
Возраст детей: 8 – 14 лет
Срок реализации:
Сентябрь - октябрь 2014 года





Автор идеи: Будкина Полина
Составил: Колчина Е.В.
старшая вожатая














г.Навашино 2014 год

1. Обоснование проекта

Актуальность

«Думайте не о сегодняшних неудачах,
а об успехе, который возможно придет завтра.
Существует два основных правила успеха.
Первое знать и делать правильные вещи.
Второе знать, чего делать не следует».

Хелен Келлер

Школа. Моя школа. Эти слова отзываются светлым чувством в душе каждого.
Школа – это светлые классы, тишина на уроке, поскрипывание мела по доске и взрывная, звонкая, шумная, звенящая сотнями голосов ПЕРЕМЕНА. Как здорово звенит школьный звонок с урока! Ура! Книги летят в портфель, как птицы! В коридорах толчея! Двери классов победно гремят салютом! Школьный коридор оглашается радостными криками! Ура! Урок закончился! Озорно и не всегда безопасно протекают школьные перемены
Статистика – наука точная и неподкупная. Несчастные случаи, происходящие с обучающимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. При этом до 80% школьников получают травмы на переменах. Поскольку взаимосвязь между возникновением травм и индивидуально-психологическими особенностями детей очевидна, проведенное наблюдение показало, что имеющиеся небольшие затруднения в процессе усвоения учебного материала имели место быть. И это было вызвано не низкой познавательной активностью, а повышенной двигательной расторможенностью и быстрой утомляемостью. Поэтому профилактическую работу в школе целесообразно проводить с учетом этих особенностей.
В Законе РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ ст.51 "Об образовании" говорится, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса. На первый взгляд, обеспечить безопасность обучающихся и воспитанников не сложно: пространство ограничено, достаточно поставить дежурных в каждую "зону риска" – и все в порядке. Однако на практике получается иначе.
Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что дети получают травмы в школе в основном (до 80% случаев) на переменах, около 70% школьных травм происходят во время падений и бега, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях), приходится менее 20% .
Риск возникновения травм у детей обусловлен:
их недисциплинированностью;
неумением распознавать травмоопасную ситуацию;
необученностью необходимым навыкам поведения;
недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации;
физической слабостью;
определенными особенностями развития.
В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Систематизируя все полученные данные, был разработан ряд социально-педагогических мероприятий.
На подготовительном этапе в сентябре 2014 года было проведено исследование ситуации в Гимназии и других ОУ города и района: проведено интервью с педагогами, обслуживающим персоналом, другими работниками Гимназии, чтобы узнать и зафиксировать, что они думают, о проблеме травматизма на перемене, и как они относятся к ней.
При выборе путей решения проблемы использовались и другие приемы, например, экскурсия ребят по своей школе с фотоаппаратом, которые будут фиксировать примеры «неблагополучия», ликвидация которых не потребует глобальных затрат и не затянется по времени.
Организаторы и руководители проекта обращали внимание на такие существенные критерии, как:
посильность задачи для команды детей;
ее соответствие возрасту и возможностям ребят;
сумму затрат на реализацию проекта;
ожидаемые результаты;
Было проведено анкетирование на тему: «Актуально ли решить частично или полностью проблему создания безопасной и увлекательной среды на перемене силами членов ДО «Энергия будущего». Были получены следующие результаты:







Результаты говорят сами за себя, поэтому решение данной проблемы актуально и своевременно. Лучший способ решения – социально-значимый проект.

2. «Веселая перемена»
Организаторы проекта: Совет командиров, старшая вожатая
Тип проекта: практико-ориентированный
Стоимость проекта: малобюджетный
Срок реализации проекта: сентябрь - октябрь 2014 года
Ответственные за реализацию проекта: Совет командиров ДО «Энергия будущего»
Руководитель проекта - старшая вожатая – Колчина Е.В.


3. Цели и задачи проекта

Цель: создание безопасной и увлекательной среды на школьной перемене.
Задачи:
Стабилизировать обстановку взаимоотношений в разновозрастном детском коллективе.
Построить коммуникативную деятельность со сверстниками.
Способствовать снятию усталости после уроков на перемене, снизив двигательную активность детей в учебном процессе посредством активно проведенных перемен.
Оказать помощь обучающимся в формировании «позиции школьника».
Расширить информационное пространство младшего школьника.
Развить способности адекватно оценивать собственные результаты и быть справедливым к чужим достижениям.



4. Форма реализации

Внеурочная деятельность:
репетиционная деятельность;
подборка физкультминуток, новостей, музыкального сопровождения;

5. Охват целевой группы и возрастные рамки

Педагогический коллектив: классные руководители, учитель музыки, социальный педагог, педагог - психолог, учителя физической культуры, старшая вожатая.
166 человек – члены ДО «Энергия будущего» - 69.8% от общего количества обучающихся
Из них:
опекаемых – 3 человека
детей из многодетных семей – 12 человек
детей, которых воспитывает одна мать (одинокая мать) – 12 человек
неполные семьи – 32 человека
детей из малообеспеченных семей – 15 человека
требующих особого контроля – 4 человек
стоящих на ВШУ- 1 человек

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

6. Количество участников проекта

166 человек обучающиеся МБОУ Гимназии г. Навашино от 8 до 14 лет





7. Сроки реализации

1 этап Подготовительный: сентябрь 2014 года
2 этап Основной - реализация проекта: сентябрь 2014 года – октябрь 2014 года.
3 этап Аналитический: ноябрь 2014 года.
4 этап Отчетный: конец декабря 2014 года.

8. Социальные партнеры по реализации проекта

Активы школ города и района;
МБОУ ДОД «Дворец детского творчества»;
МУК «ДК и БО»;
МБДОУ города;
Библиотеки.

9. Имеющиеся ресурсы
Кадровые: педагоги Гимназии, члены ДО «Энергия будущего».
Интеллектуальные: различные источники информации.

10. Необходимые ресурсы. Источники финансирования
Финансовые
Безвозмездная помощь родителей.


11. Механизм реализации проекта:

№п/п
Дата
Место проведения и партнеры
Мероприятие
Для кого
Цель проводимых мероприятий

1 этап Подготовительный

1
Сентябрь
МБОУ Гимназия г. Навашино, ОУ города и района
Анкета «Актуальна ли проблема?»
Актив ДО
Цель: выявить проблему и определить пути ее решения

2

МБОУ Гимназия г. Навашино
Библиотеки

Изучение интернет – ресурсов и других источников информации, создание интеллектуальной копилки
Проектная группа


2 этап Основной

1
Сентябрь
Октябрь

МБОУ Гимназия г. Навашино
МБОУ ДОД «Дворец детского творчества»
МУК «ДК и БО»


Репетиционная деятельность
Проектная группа
Цель: создание безопасной и увлекательной среды на школьной перемене




2


Проведение физкультминуток
Отряды 1-4 классов


3


Проведение информационных минуток
Отряды 1-4 классов


4


Проведение общей зарядки
Отряды 1-4 классов


5


Репетиционная деятельность, обновление репертуара
Проектная группа


6


Проведение игр
Отряды 1-4 классов


7



Проведение массового флешмоба
Отряды 1-4 классов


3 этап Аналитический

1
Ноябрь
Декабрь
МБОУ Гимназия г. Навашино

Анкетирование итоговое
Участники проекта
Цель: исследование эффективности

2


Мониторинг «Эффективность проектной деятельности в воспитательном процессе»



4 этап Отчетный

1
Декабрь

МБОУ Гимназия г. Навашино

Заметка в СМИ
Проектная группа
Цель: определение перспектив

2


Разработка программы развития
Совет командиров ДО



12. Методическое обеспечение

Форма проведения
Цель проведения
Методы

Содержание
деятельности

Проведение упражнений и игр

Снижение двигательной активности и усталости ребенка; восстановление рабочего настроения учеников, снижение мышечных зажимов и двигательной расторможенности, а так же для концентрации внимания на уроках

Метод игры, наблюдения





Игра «Маленький пушистый зверек»
Глазная гимнастика, пальчиковая после уроков письма, дыхательная после игр на перемене и уроков физкультуры.
Физические минутки и расслабляющие упражнения «Капустка», «Замок»
Игра «Запрещенное движение

Проведение игр

Тренировка внимания
Метод игры,
наблюдения



Игры:
«Хлопни столько раз, сколько букв в слове»
«Замри по хлопку»

Проведение игр

Сплочение
детского коллектива предполагает тесное взаимодействие друг с другом. А так же в процессе игр происходило преодоление таких проблем, как заниженная или завышенная самооценка, зажатость и стеснительность

Метод игры, наблюдения





Игры:
«Тень»
«Скульптор»
«Танец»
«Волшебные очки»











13. Развернутая смета расходов
на реализацию проекта

Наименование
Количество (шт.)
Цена (руб.)
Сумма (руб.)

Грамоты, благодарственные письма
40
10
400


Канцелярские
товары
Ватман
8
10
80


Маркеры
2
8
16


Возд. шары
20
5
100


Ксероксная бумага
1
160
160

Торт
1
300
300

Стоимость проекта


1056.0




14. Критерии эффективности реализации проекта
1. Социометрия. Методика «Два дома»
Цель: продиагностировать социальный статус каждого ребенка в классе, а также выявить отношение учеников к школе.
Вывод: Исходя из полученных данных, были составлены три группы учеников: предпочитаемые, принимаемые и отвергаемые. В результате реализации проекта произошли следующие качественные изменения:

13EMBED Excel.Chart.81415

15. Результаты реализации проекта
Обстановка в детских коллективах стабилизировалась. Физические минутки помогали держать под контролем двигательные проявления учеников, различные виды гимнастик способствовали снятию усталости после уроков.
Игры, проводимые с целью стабилизации взаимоотношений в детском коллективе, и нормализации самооценки было успешным. В процессе игры обучающиеся старательно выполняли задания, прислушивались друг к другу.
Количество травм, полученных на перемене, заметно сократилось – так если в данный период 2013 года был зафиксирован 1 случай травмы, в 2014 год – не одного.
Социально-значимые мероприятия по работе с обучающимися начальной школы, получили положительную оценку, как педагогов, так и самих детей, и могут быть использованы в дальнейшей деятельности ДО на протяжении всего учебного года.














15. Список литературы

Конституция РФ
Конвенция о правах ребенка
Закон РФ «Об образовании»
Закон РФ «Об общественных объединениях»
Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М., 2002.
Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации в школе / Под. Ред. С.М. Громбаха. - М., 1988.
Битякова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 2004 - с. 258.
Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие / Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. - М., «Академия», 2007 - с. 307
Гургенидзе Ю. Статья «Как помочь первокласснику освоится в школе?» / Статьи по психологии // Интернет-ресурс: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Образование, 1996.
Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. - Изд. Академия, 2006. - с. 87.
Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Биличевой, И.А. Коробейниковой, Г.Ф. Кумариной. - М., 1993.
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1987.
Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей, 2006. - С. 150-152.
Индивидуальные особенности психического развития / Словарь // Интернет-ресурс: http://business.amiro.ru/knowledge/razvitie-rebenka/indi vidualnye-osobennosti-psihicheskogo-razvitija
Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии, 2004 - №4.
Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе // Начальная школа, 2006 - №7.
Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 1988 - с. 265.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1983
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций / Лекция З / Электронная библиотека // Интернет-ресурс: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Левин К. Стили общение учителя с классом / Менеджер образования / Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений // Интернет-ресурс: http://menobr.ru/material/









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215



Актуальна ли проблема создания безопасной и увлекательной среды на переменах

Актуальна
(многим знакомы случаи получения травм на переменах)

97 человек – 59%

Актуальна
(есть и другие проблемы, занятость обучающихся на переменах)

55 человек- 33%

Затруднялись ответить


14 человек – 8%



Root Entry